Нормативные документы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов и училищ.
Объявления:

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»

стандарт организации

Система стандартизации ОАО «Газпром»

ПРАВИЛА УЧАСТИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»,

ДОЧЕРНИХ ОБЩЕСТВ И ОРГАНИЗАЦИЙ В РАБОТАХ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОБНОВЛЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ И

МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

СТО Газпром 1.12-2008

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»

Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий - ВНИИГАЗ»

Общество с ограниченной ответственностью «Информационно-рекламный центр газовой промышленности»

Москва 2008

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН

Обществом с ограниченной ответственностью «Научно - исследовательский институт природных газов и газовых технологий» (ООО «ВНИИГАЗ») с участием специалистов структурных подразделений, организаций и дочерних обществ ОАО «Газпром»

2 ВНЕСЕН

Управлением инновационного развития Департамента стратегического развития ОАО «Газпром»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ

приказом ОАО «Газпром» от « 01» июля 2008г. № 175

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

Содержание

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Организация разработки национального (межгосударственного) стандарта

6 Разработка первой редакции проекта национального (межгосударственного) стандарта и публичное обсуждение

7 Подготовка окончательной редакции проекта национального (межгосударственного) стандарта и проведение экспертизы

8 Правила рассмотрения в ОАО «Газпром» проектов национальных и межгосударственных стандартов, разрабатываемых другими организациями*

9 Правила участия ОАО «Газпром» в работах по обновлению национальных и межгосударственных стандартов

10 Правила участия ОАО «Газпром» в разработке и обновлении международных стандартов

Приложение А (справочное) Принципы и стадии разработки международных стандартов

Приложение Б (рекомендуемое) Рекомендации по изложению и оформлению отзывов на проект стандарта

Приложение В (рекомендуемое) Рекомендации по оформлению сводки замечаний и предложений

Приложение Г (рекомендуемое) Рекомендации по заполнению уведомления о разработке проекта стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта стандарта

Приложение Д (справочное) Форматы участия в работе технического комитета ИСО в зависимости от статуса

Приложение Е (справочное) Сведения о Глобальной директории ИСО

Приложение Ж (справочное) Порядок обновления (пересмотра) международных стандартов

Библиография

Введение

Стандарт разработан в соответствии с п. 7.16 Программы работ по реализации Федерального закона «О техническом регулировании» на 2005-2010 годы, утвержденной Председателем Правления ОАО «Газпром» А.Б. Миллером 06 сентября 2007 г., резолюция № 01-98.

Настоящий стандарт направлен на обеспечение проведения в ОАО «Газпром» работ по стандартизации на национальном, межгосударственном, международном уровнях и соблюдения при этом принципа максимального учета интересов лиц (в том числе, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром»), установленного в статье 12 Федерального закона «О техническом регулировании» [1].

Стандарт разработан лабораторией стандартизации и сертификации ООО «ВНИИГАЗ» в составе специалистов: С.Н. Десяткин, Е.А. Быстрова, О.М. Кирносова, М.С. Рыбкина.

СТАНДАРТ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

«ГАЗПРОМ»

Система стандартизации ОАО «Газпром»

ПРАВИЛА УЧАСТИЯ ОАО «ГАЗПРОМ», ДОЧЕРНИХ ОБЩЕСТВ И ОРГАНИЗАЦИЙ В РАБОТАХ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОБНОВЛЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ

Дата введения 2008-12-26

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила участия структурных подразделений ОАО «Газпром» (далее также - Общество), его дочерних обществ и организаций в работах по разработке и обновлению (внесению изменений или пересмотру) национальных стандартов Российской Федерации, межгосударственных и международных стандартов.

1.2 Правила, установленные в настоящем стандарте, обязательны для применения структурными подразделениями, дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром».

1.3 Правила, установленные в настоящем стандарте, также могут быть применены другими организациями и специалистами в случае привлечения их к разработке национальных стандартов Российской Федерации, межгосударственных, международных стандартов и изменений к ним на договорных отношениях по решению ОАО «Газпром».

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификатор:

ГОСТ 1.0-92 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения

ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ 1.2-97 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены

ГОСТ 1.3-2002 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов

ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ Р 1.1-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности

ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.6-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы

ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов

ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования

СТО Газпром 1.0-2005 Система стандартизации ОАО «Газпром». Основные положения

СТО Газпром 1.1-2005 Система стандартизации ОАО «Газпром». Стандарты ОАО «Газпром». Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены

СТО Газпром 1.9-2008 Система стандартизации ОАО «Газпром». Правила применения стандартов в ОАО «Газпром», его дочерних обществах и организациях

ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000 Общероссийский классификатор стандартов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификатора по соответствующим указателям, составленным на 1 января текущего года и информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1 и ГОСТ Р 1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 межгосударственный стандарт: Региональный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации и доступный широкому кругу пользователей.

[ГОСТ 1.1-2002, статья 4.1.1.2.1]

3.2 национальный стандарт (Российской Федерации): Утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации стандарт, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Примечание

1 Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

2 В статье 2 Федерального закона «О техническом регулировании» [1] данный термин используется без дополнительного признака «Российской Федерации». Этот признак введен для конкретизации более общего применяемого в международной практике термина «национальный стандарт» применительно к Российской Федерации.

[ГОСТ Р 1.12-2004, статья 2.4]

3.3 международный стандарт: Стандарт, принятый международной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей.

Примечание - К международным стандартам относятся стандарты ИСО, стандарты МЭК и стандарты ИСО/МЭК, которые являются совместными публикациями ИСО и МЭК.

[ГОСТ 1.1-2002, статья 4.1.1.1]

3.4 объект стандартизации: Продукция, процесс или услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

Примечание

1 Под объектом стандартизации в широком смысле понимают продукцию, процесс или услугу, которые в равной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.

2 Стандартизация может ограничиваться определенными аспектами любого объекта. Например, применительно к обуви размеры и критерии прочности могут быть стандартизованы отдельно.

3 Услуга как объект стандартизации охватывает услуги для населения, включая условия обслуживания, а также производственные услуги для предприятий и организаций.

[ГОСТ 1.1-2002, статья 2.2]

3.5 аспект стандартизации: Краткое выражение обобщенного содержания устанавливаемых стандартом положений.

Примечание - Аспект стандартизации указывают в наименовании стандарта в виде подзаголовка.

[ГОСТ 1.1-2002, статья 2.3]

3.6 проект стандарта: Вариант редакции стандарта, доступный для широкого обсуждения, представленный для рассмотрения, отзыва, согласования, голосования или внесенный на принятие в качестве стандарта.

[ГОСТ 1.1-2002, статья 7.2]

3.7 экспертиза проекта стандарта: Рассмотрение проекта стандарта с целью оценки его способности содействовать соблюдению требований технического регламента и/или обеспечить иные интересы национальной экономики, оценки научно-технического уровня стандарта, определения его соответствия законодательству Российской Федерации, метрологическим требованиям, правилам и нормам, проверки стандарта на патентную чистоту и правильности употребления научно-технических терминов и других языковых и знаковых средств, а также с целью подготовки соответствующего экспертного заключения.

Примечание - Экспертиза проекта стандарта может быть разделена на отдельные виды экспертиз: научно-техническую, правовую, метрологическую, патентную и терминологическую.

[ГОСТ Р 1.12-2004, статья 2.12]

3.8 утверждение стандарта: Оформленное организационно-распорядительным документом решение национального органа по стандартизации / организации об утверждении проекта в качестве стандарта соответствующего уровня и о его введении в действие.

Примечание - На международном и региональном (в том числе на межгосударственном) уровне вместо термина «утверждение стандарта» применяют его синоним «принятие стандарта», а решение о введении принятого стандарта в действие для применения в стране на национальном уровне принимает соответствующий национальный орган по стандартизации.

3.9 обновление стандарта: Деятельность, направленная на приведение стандарта в соответствие с уровнем развития техники и/или на удовлетворение актуальных технических, экономических и/или социальных потребностей.

4 Общие положения

4.1 Разработку и обновление национальных стандартов Российской Федерации в ОАО «Газпром» осуществляют для достижения целей стандартизации, которые установлены статьей 11 Федерального закона «О техническом регулировании» [1] и СТО Газпром 1.0 (пункт 4.1), с соблюдением принципов стандартизации, направленных на реализацию статьи 12 Федерального закона «О техническом регулировании» [1] и выполнения требований СТО Газпром 1.0 (пункт 4.2).

4.2 Кроме указанных в 4.1 принципов при разработке национальных стандартов Российской Федерации с учетом интересов ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций необходимо также соблюдать принципы:

- комплексности стандартизации в отношении взаимосвязанных объектов стандартизации;

- установления требований в стандартах, соответствующих современным достижениям науки, техники и технологий с учетом имеющихся ограничений по их реализации;

- установления требований в стандартах, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения;

- четкости и ясности изложения стандартов для обеспечения однозначности понимания их требований и правил;

- исключения дублирования разработок стандартов на идентичные объекты и аспекты стандартизации, в том числе на различных уровнях стандартизации.

Примечание - Указанные выше принципы установлены и разъяснены в ГОСТ Р 1.0 (раздел 4).

4.3 Разработку межгосударственных стандартов осуществляют для достижения целей межгосударственной стандартизации и с соблюдением ее основных принципов, которые определены ГОСТ 1.0 (разделы 4 и 5). При этом также учитывают цели стандартизации, установленные в СТО Газпром 1.0 (пункт 4.1) и соблюдают принципы, указанные в 4.1 и 4.2 настоящего стандарта.

4.4 С учетом специфики деятельности ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций рекомендуется разрабатывать национальные и межгосударственные стандарты, устанавливающие:

требования безопасности и/или охраны окружающей среды, которые дополняют и/или конкретизируют соотвествующие требования технических регламентов;

общие организационно-методические положения, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции ОАО «Газпром»;

общие технические условия на отдельные группы однородной продукции, выпускаемой организациями и дочерними обществами ОАО «Газпром», а также продукции, выпускаемой сторонними организациями для ОАО «Газпром»;

методы отбора проб и/или контроля качества продукции, проверки ее безопасности и иные правила и методы исследований (испытаний) данной продукции, выпускаемой дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром», а также продукции, выпускаемой сторонними организациями для ОАО «Газпром»;

правила маркировки, упаковки, транспортирования и хранения, реализации и утилизации указанной продукции;

требования к технологическим производственным и эксплуатационным процессам, используемым дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром»;

требования и методы их контроля для групп однородных услуг или для конкретной услуги в части состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, а также требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуги;

термины и определения в областях, касающихся деятельности Общества.

4.5 Разработку и обновление национальных и межгосударственных стандартов Российской Федерации с участием структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», как правило, осуществляют в соответствии с Программой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ОАО «Газпром» (далее - Программа) и другими целевыми программами, утвержденными в установленном порядке.

При этом разработка национального стандарта одновременно включается в программу разработки национальных стандартов, утверждаемую национальным органом Российской Федерации по стандартизации, а разработка межгосударственного стандарта - в программу работ по межгосударственной стандартизации, которую формируют и принимают в соответствии с ПМГ 22-2004 [2].

В особых случаях, когда разработка национального и межгосударственного стандарта Российской Федерации должна быть произведена в кратчайшие сроки, она осуществляется вне Программы в соответствии с организационно - распорядительным документом Общества и/или поручением руководства ОАО «Газпром».

4.6 В обоснованных случаях (например, в случае необходимости оперативного нормативного обеспечения реализации требований принятого технического регламента) разработка национального или межгосударственного стандарта может быть осуществлена в инициативном порядке со стороны ОАО «Газпром» без включения в программу разработки национальных стандартов и/или в программу работ по межгосударственной стандартизации.

4.7 При разработке национального стандарта Российской Федерации с участием структурных подразделений ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций необходимо соблюдать стадии разработки, предусмотренные ГОСТ Р 1.2 (пункт 3.3), а при разработке межгосударственных стандартов - стадии разработки, предусмотренные ГОСТ 1.2 (пункт 3.1.1).

4.8 Проект национального и межгосударственного стандарта оформляют в электронно-цифровой форме с соблюдением правил и требований, установленных в отношении проектов национальных стандартов ГОСТ Р 1.5 (пункты 5.1-5.6), а в отношении проектов межгосударственных стандартов - ГОСТ 1.5 (подразделы 6.1 и 6.2).

4.9 Цель участия ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций в разработке международных стандартов - защита экономических интересов ОАО «Газпром» и содействие продвижению выпускаемой дочерними обществами и организациями продукции, выполнения ими работ и услуг за счет повышения их конкурентоспособности и устранения технических барьеров в торговле.

4.10. При разработке международных стандартов соблюдают установленные в Директивах ИСО/МЭК, часть 1 [3], принципы, которые приведены в приложении А.

5 Организация разработки национального (межгосударственного) стандарта

5.1 Разработчиком национального (межгосударственного) стандарта может быть заинтересованное в его разработке дочернее общество, организация ОАО «Газпром».

5.2 В случае заинтересованности в разработке национального (межгосударственного) стандарта дочернее общество, организация ОАО «Газпром» направляет соответствующую заявку в структурное подразделение Общества, ответственное за стандартизацию по соответствующему направлению деятельности (далее - Функциональный заказчик), в соответствии с Порядком планирования и организации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок для нужд ОАО «Газпром [4].

Примечание - Заказчиком разработки национального (межгосударственного) стандарта может быть национальный орган Российской Федерации по стандартизации, если национальный орган Российской Федерации по стандартизации проявит заинтересованность в разработке данного стандарта.

5.2.1 В качестве разработчика национального (межгосударственного) стандарта для обеспечения деятельности ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций могут быть привлечены: сторонняя организация, специализирующаяся в области деятельности, к которой относится объект и/или аспект стандартизации, или физическое лицо или группа лиц, которые являются специалистами в соответствующей области деятельности, имеют опыт разработки стандартов в этой области и не являются сотрудниками ОАО «Газпром», его дочерних обществ или организаций.

Примечание - Компетентность привлекаемой сторонней организации или физических лиц в отношении разработки данного стандарта определяет Функциональный заказчик этой работы.

5.2.2 В обоснованных случаях для разработки национального (межгосударственного) стандарта может быть создана соответствующая рабочая группа, в состав которой могут войти представители различных заинтересованных в его разработке структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром».

5.3 Требования к содержанию разрабатываемого национального (межгосударственного) стандарта и порядок взаимодействия разработчика и Функционального заказчика при его разработке определяют в техническом задании (далее - ТЗ) на разработку стандарта или непосредственно в договоре на проведение данной работы. При этом может быть оговорена необходимость представления проекта стандарта Функциональному заказчику для рассмотрения на любой стадии разработки. В договоре предусматривается финансирование работ по проведению экспертизы проекта стандарта и работ по рассмотрению проекта стандарта в соответствующем техническом комитете по стандартизации (далее - ТК).

При составлении ТЗ на разработку стандарта, разрабатываемого в соответствии с Порядком [4], учитывают требования к содержанию ТЗ, которые приведены в СТО Газпром 1.1 (приложение Г) и требования ГОСТ Р 1.2 (подраздел 4.1).

5.4 Функциональный заказчик может направить запрос о целесообразности разработки данного стандарта в секретариат соответствующего ТК или его подкомитет (ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации, а при отсутствии ТК - в научно-исследовательскую организацию по стандартизации, за которой закреплена соответствующая тематика работ по национальной стандартизации.

Примечание - Информация о закреплении объектов стандартизации за ТК (ПК) размещена в сети Интернет на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации (www.gost.ru).

5.5 После утверждения заявки и внесения разработки национального (межгосударственного) стандарта в программу НИОКР в соответствии с Порядком планирования и организации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок для нужд ОАО «Газпром» [3], разработчик представляет в соответствии с ГОСТ Р 1.6 (пункт 5.1.1) заявку на разработку национального (межгосударственного) стандарта в ТК по данной области стандартизации.

В случае затруднения с выбором ТК заявка направляется в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

5.6 Если заинтересованное дочернее общество или организация ОАО «Газпром» предполагает осуществить разработку национального (межгосударственного) стандарта за счет собственных средств и сил, то предложение (заявка) по разработке стандарта направляется в соответствующий секретариат ТК и дальнейшая работа по разработке национального стандарта ведется по ГОСТ Р 1.2, а межгосударственного стандарта - по ГОСТ Р 1.8.

6 Разработка первой редакции проекта национального (межгосударственного) стандарта и публичное обсуждение

6.1 Разработчик готовит первую редакцию проекта национального (межгосударственного) стандарта и пояснительную записку к нему, а также (при необходимости) проект плана мероприятий по внедрению стандарта в ОАО «Газпром».

При разработке национального стандарта разработчик руководствуется общими требованиями, установленными ГОСТ Р 1.2 (подпункты 4.2.1.1-4.2.1.6), а при разработке межгосударственного стандарта - общими требованиями, установленными ГОСТ Р 1.8 (подпункты 4.2.1.1-4.2.1.5).

6.2 Подготовленную первую редакцию проекта национального (межгосударственного) стандарта и пояснительную записку к нему разработчик рассылает на отзыв в структурные подразделения, дочерние общества и организации ОАО «Газпром».

Отзыв на проект стандарта структурные подразделения, дочерние общества и организации ОАО «Газпром» направляют разработчику не позднее, чем через два месяца со дня получения проекта стандарта.

Отзыв на проект стандарта оформляют в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении Б. Замечания и предложения представляют разработчику по форме, установленной СТО Газпром 1.1 (приложение Е) и в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.2.5).

6.3 Одновременно, в соответствии с требованием ГОСТ Р 1.13 (пункт 4.2), разработчик составляет уведомление о разработке проекта стандарта и направляет его в национальный орган Российской Федерации по стандартизации, руководствуясь Положением [5].

Уведомление о разработке проекта стандарта оформляется в соответствии с ГОСТ Р 1.13 (приложение А). Рекомендации по заполнению уведомления о разработке проекта стандарта приведены в приложении Г.

6.3.1 Уведомление о разработке проекта стандарта направляется разработчиком в национальный орган Российской Федерации по стандартизации для размещения его на сайте в сети Интернет и опубликования в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты» (далее - ИУС).

6.3.2 С уведомлением о разработке проекта межгосударственного стандарта, разработчик одновременно направляет в национальный орган Российской Федерации по стандартизации первую редакцию проекта межгосударственного стандарта, пояснительную записку к нему на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме в редактируемом и нередактируемом форматах для их размещения в Системе электронного голосования (далее -СЭГ).

Примечание - Национальный орган Российской Федерации по стандартизации использует СЭГ вместо рассылки проекта межгосударственного стандарта национальным органам по стандартизации других государств.

6.4 Разработчик стандарта обеспечивает доступность проекта стандарта заинтересованным лицам для ознакомления и по требованию заинтересованного лица предоставляет ему копию проекта стандарта в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.2.2-4.2.4).

6.5 Разработчик дорабатывает проект национального (межгосударственного) стандарта с учетом поступивших замечаний и предложений от структурных подразделений, дочерних обществ, организаций ОАО «Газпром», заинтересованных лиц, приславших замечания в соответствии с 6.4, и направляет доработанный проект стандарта, сводку замечаний и предложений вместе с пояснительной запиской и проектом плана мероприятий по внедрению стандарта (при наличии) Функциональному заказчику.

Сводку замечаний и предложений на национальный стандарт разработчик составляет по форме приведенной в ГОСТ Р 1.2 (приложение А). Рекомендации по оформлению сводки замечаний и предложений приведены в приложении В.

Для проекта межгосударственного стандарта разработчик готовит сводку отзывов других государств на его первую редакцию по форме, установленной ГОСТ 1.2 (приложение Е).

6.6 Для обеспечения участия эксперта/экспертной организации в рассмотрении проекта стандарта с начала его разработки, обеспечения единых сроков проведения различных видов экспертиз, возможности учета всех замечаний до обсуждения окончательной редакции проекта стандарта в ТК, разработчик также направляет проект стандарта в соответствующий ТК или организацию, назначенную национальным органом по стандартизации для проведения экспертизы.

6.7 Функциональный заказчик проверяет содержание проекта стандарта на соответствие ТЗ.

После рассмотрения проекта стандарта Функциональный заказчик, для координации деятельности по разработке и обновлению национальных (межгосударственных) стандартов в ОАО «Газпром», направляет проект стандарта в руководящий орган Системы стандартизации ОАО «Газпром».

 При необходимости, до направления проекта стандарта в руководящий орган Системы стандартизации ОАО «Газпром», Функциональный заказчик может направить документ в организацию, осуществляющую научно-методическое обеспечение работ по стандартизации в ОАО «Газпром» по соответствующему направлению деятельности в соответствии с Перечнем [6].

6.8 Организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение работ по стандартизации в ОАО «Газпром» по соответствующему направлению деятельности, проверяет проект стандарта на соответствие:

- действующим федеральным законам, действующему (-щим) техническому регламенту (техническим регламентам), иным правовым актам и нормативным правовым актам Российской Федерации;

- целям и принципам стандартизации в Российской Федерации, указанным в ГОСТ Р 1.0 (для проекта национального стандарта), целям и принципам межгосударственной стандартизации, установленным в ГОСТ 1.0 (для проекта межгосударственного стандарта);

- требованиям ГОСТ Р 1.5 (для проекта национального стандарта), требованиям ГОСТ 1.5 (для проекта межгосударственного стандарта);

- терминологии, принятой на межгосударственном или национальном уровне в Российской Федерации и распространяющейся на данный объект стандартизации.

При этом так же рассматривают увязку положений проекта стандарта с утвержденными (принятыми) ранее стандартами, которые действуют в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, в том числе действующими в Российской Федерации межгосударственными стандартами (если они взаимосвязаны с разрабатываемым стандартом и при этом не подлежат пересмотру, изменению или отмене), а также с аналогичными международными и региональными стандартами.

Если проект стандарта идентичен международному (региональному) стандарту или модифицирован по отношению к нему, то при рассмотрении проекта национального (межгосударственного) стандарта оценивают обоснованность выбора формы гармонизации.

По результатам рассмотрения проекта стандарта организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение работ по стандартизации в ОАО «Газпром», готовит заключение и направляет его Функциональному заказчику.

6.9 По результатам рассмотрения Функциональным заказчиком доработанного проекта стандарта и материалов, представленных с ним, разработчик проводит публичное обсуждение доработанного проекта стандарта со всеми заинтересованными лицами.

Публичное обсуждение доработанного проекта стандарта проводится в виде совещания с участием Функционального заказчика и всех заинтересованных сторон. На данном совещании рассматривают все разногласия, возникшие в процессе согласования проекта стандарта.

В случае невозможности достижения консенсуса между заинтересованными сторонами окончательное решение по проекту стандарта принимает Функциональный заказчик.

Публичное обсуждение доработанного проекта стандарта оформляют протоколом совещания.

Примечание - В процессе публичного обсуждения доработанного проекта стандарта заинтересованные лица рассматривают сводку отзывов, оценивают полноту учета своих замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта и рассматривают обоснованность заключений разработчика, приведенных в сводке.

6.10 После завершения публичного обсуждения доработанного проекта стандарта разработчик составляет уведомление о завершении публичного обсуждения проекта стандарта, руководствуясь требованием ГОСТ Р 1.13 (пункт 4.2), Положением [5] и направляет уведомление о завершении публичного обсуждения в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта стандарта оформляется в соответствии с ГОСТ Р 1.13 (приложение Б). Рекомендации по заполнению уведомления о завершении публичного обсуждения проекта стандарта приведены в приложении Г.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не должен быть менее чем два месяца.

6.11 При необходимости проект стандарта согласовывают с федеральными органами исполнительной власти.

Примечание - Необходимость такого согласования и правила его проведения могут быть установлены Правительством Российской Федерации или федеральным законодательством.

7 Подготовка окончательной редакции проекта национального (межгосударственного) стандарта и проведение экспертизы

7.1 По материалам совещания разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта и представляет ее Функциональному заказчику.

7.2 Разработчик представляет Функциональному заказчику окончательную редакцию проекта стандарта с документами, предусмотренными ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.3).

Окончательную редакцию проекта межгосударственного стандарта и пояснительную записку к нему представляют в нередактируемом формате для их размещения в СЭГ.

7.3 На основании предоставленных разработчиком документов Функциональный заказчик проводит:

- рассмотрение предлагаемой даты введения в действие разрабатываемого стандарта и дат введения в действие взаимосвязанных стандартов;

- проверку публикации уведомления о завершении публичного обсуждения проекта стандарта;

- рассмотрение результатов публичного обсуждения доработанного проекта стандарта, в том числе протокола совещания, на котором обсуждались разногласия с заинтересованными лицами;

- мероприятия по организации проведения экспертизы проекта стандарта.

7.4 При необходимости разработчик организует проведение специализированных видов экспертизы в соответствии с ГОСТ Р 1.6 (пункт 8.7).

7.5 После рассмотрения Функциональным заказчиком результатов публичного обсуждения доработанного проекта стандарта и проведения (при необходимости) его специализированных видов экспертизы разработчик направляет в соответствующий ТК, а при его отсутствии в национальный орган Российской Федерации по стандартизации следующие документы:

- окончательную редакцию проекта стандарта на бумажных носителях в трех экземплярах и в электронно-цифровой форме по ГОСТ Р 1.2 (пункт 4.3.3);

- сводку замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта (на бумажном носителе);

- сводку отзывов на первую редакцию, для межгосударственного стандарта сводку отзывов других государств на первую редакцию в электронно-цифровой форме по ГОСТ Р 1.8 (подпункт 4.4.3.1);

- пояснительную записку к проекту стандарта (на бумажном носителе, а пояснительную записку к проекту межгосударственного стандарта в электронно-цифровой форме по ГОСТ Р 1.8 (подпункт 4.4.3.1));

- протоколом совещания, на котором было проведено публичное обсуждение доработанного проекта стандарта (в случае проведения данного совещания);

- экспертными заключениями (если проводилась специализированная экспертиза);

документами, подтверждающими согласование проекта стандарта с федеральными органами исполнительной власти (в случае, когда необходимость этого согласования обусловлена федеральным законодательством или Правительством Российской Федерации).

7.6 ТК рассматривает окончательную редакцию стандарта и представляет в национальный орган Российской Федерации по стандартизации протокол заседания ТК по рассмотрению окончательной редакции стандарта с комплектом документов в соответствии с ГОСТ Р 1.2.

Примечания

1 Национальный орган Российской Федерации по стандартизации на основании указанных документов принимает решение об утверждении национального стандарта путем принятия соответствующего приказа, а в отношении проекта межгосударственного стандарта решение о его размещении в СЭГ для голосования (принятия).

2 На основании мотивированного предложения, сделанного в заключении ТК, национальный орган Российской Федерации по стандартизации может принять решение об отклонении проекта стандарта и возвратить проект стандарта его разработчику.

3 Национальный орган Российской Федерации по стандартизации может запросить у разработчика оригиналы отзывов на первую редакцию проекта стандарта.

8 Правила рассмотрения в ОАО «Газпром» проектов национальных и межгосударственных стандартов, разрабатываемых другими организациями*

* Если при этом заказчиком разработки не является ОАО «Газпром».

8.1 После размещения программы разработки национальных стандартов на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение работ по стандартизации в ОАО «Газпром», в течение одного месяца выбирает темы, затрагивающие интересы ОАО «Газпром», но реализуемые сторонними организациями, и размещает информацию об этих темах на сайте «СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ОАО «ГАЗПРОМ».

8.2 После размещения на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет уведомления о разработке проекта национального (межгосударственного) стандарта, затрагивающего интересы ОАО «Газпром», организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение работ по стандартизации в ОАО «Газпром» направляет разработчику данного проекта запрос на предоставление ОАО «Газпром» его копии.

8.3 После поступления копии проекта стандарта, организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение работ по стандартизации в ОАО «Газпром», размещает данную информацию на сайте «СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ОАО «ГАЗПРОМ» для обеспечения рассмотрения проекта стандарта заинтересованными структурными подразделениями, дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром».

8.4 Если проект национального (межгосударственного) стандарта разрабатывается без включения в программу разработки национальных стандартов, то структурные подразделения, дочерние общества и организации ОАО «Газпром» на основании уведомления о его разработке самостоятельно определяют целесообразность рассмотрения данного проекта и запрашивают у разработчика его копию и направляют отзыв в его адрес.

8.5 Структурные подразделения, дочерние общества и организации ОАО «Газпром» в течение установленного в сопроводительном письме срока рассматривают проект стандарта, готовят отзывы в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении Б, и направляют их в руководящий орган Системы стандартизации ОАО «Газпром».

8.6 Руководящий орган Системы стандартизации ОАО «Газпром» рассматривает отзывы заинтересованных структурных подразделений, дочерних обществ и организаций, готовит обобщенный отзыв от ОАО «Газпром» и направляет его разработчику стандарта.

8.7 При публичном обсуждении проекта стандарта структурное подразделение ОАО «Газпром», курирующее работы по стандартизации по соответствующему направлению деятельности определяет полномочного представителя ОАО «Газпром» для участия в совещании по обсуждению доработанного проекта стандарта или для присутствия на открытом заседании рабочей группы по разработке стандарта или ТК.

8.7.1 Если публичное обсуждение доработанного проекта стандарта осуществляется в иной форме (например, в виде дискуссии в режиме реального времени в информационной системе общего пользования в сети Интернет), то полномочный представитель ОАО «Газпром» принимает участие в этом обсуждении с учетом особенностей данной формы обсуждения. При этом к обсуждению могут быть привлечены заинтересованные структурные подразделения, дочерние общества и организации ОАО «Газпром».

8.7.2 Если замечания и предложения ОАО «Газпром» не были учтены разработчиком стандарта (необоснованно отвергнуты им), то руководящий орган Системы стандартизации ОАО «Газпром» готовит проект письма в секретариат ТК или непосредственно в национальный орган Российской Федерации по стандартизации, в котором излагает позицию ОАО «Газпром» по проекту стандарта и предлагает приостановить его рассмотрение.

8.7.3 Если ОАО «Газпром» (его дочернее общество или организация) является членом ТК (ПК), за которым закреплен объект стандартизации разрабатываемого стандарта, то мнение ОАО «Газпром» отражают в процессе голосования (на заседании данного ТК/ПК или по переписке).

Если при этом позиция ОАО «Газпром» по проекту стандарта не нашла поддержку у большинства членов ТК (ПК), то особое мнение ОАО «Газпром» доводится до национального органа Российской Федерации по стандартизации.

8.8 Если национальный (межгосударственный) стандарт утвержден в редакции, отвечающей интересам ОАО «Газпром», то работы по внедрению данного стандарта в его структурных подразделениях, дочерних обществах и организациях осуществляют в соответствии с СТО Газпром 1.9.

8.9 Если национальный (межгосударственный) стандарт утвержден в редакции, не отвечающей интересам ОАО «Газпром», то структурное подразделение ОАО «Газпром», курирующее соответствующее направление деятельности по стандартизации, может предложить руководящему органу Системы стандартизации рассмотреть вопрос о целесообразности разработки на основе этого стандарта корпоративного стандарта ОАО «Газпром». При этом в данном корпоративном стандарте целесообразно выделить (идентифицировать) все различия с соответствующим национальным (межгосударственным) стандартом, а также указать причины, обусловившие эти различия. При этом рекомендуется использовать методы оформления модифицированных стандартов, аналогичные установленным в СТО Газпром 1.9.

8.10 Если в ОАО «Газпром» осуществляют рассмотрение проекта межгосударственного стандарта, разрабатываемого в другом государстве, то проект данного стандарта запрашивают не у разработчика, а у лица, ответственного за рассмотрение этого стандарта в Российской Федерации в соответствии с ГОСТ Р 1.8 (пункт 6.1.1). Этому же лицу направляют обобщенный отзыв от ОАО «Газпром» на первую редакцию данного проекта после его рассмотрения в соответствии с 8.3-8.6. Участие ОАО «Газпром» в публичном обсуждении доработанного проекта данного межгосударственного стандарта осуществляют в соответствии с 8.7-8.9.

9 Правила участия ОАО «Газпром» в работах по обновлению национальных и межгосударственных стандартов

9.1 Если содержание национального (межгосударственного) стандарта, в применении которого заинтересовано ОАО «Газпром», не отвечает потребностям его структурных подразделений, дочерних обществ и организаций, то готовят предложения по обновлению данного стандарта путем его пересмотра или разработки изменения к действующему стандарту.

Примечание - Критерии выбора формы обновления стандарта (пересмотр или изменение) приведены в ГОСТ Р 1.2 (пункты 5.2.1, 5.2.3 и 5.3.1, подпункт 5.2.2.1).

9.1.1 Предложения по обновлению национального (межгосударственного) стандарта могут исходить от любого структурного подразделения, дочернего общества или организации ОАО «Газпром». При этом предложения должны быть аргументированными и по возможности подкреплены соответствующим технико-экономическим обоснованием.

9.1.2 Предложения по обновлению национального (межгосударственного) стандарта структурные подразделения, дочерние общества и организации ОАО «Газпром» направляют в руководящий орган Системы стандартизации ОАО «Газпром».

9.1.3 Руководящий орган Системы стандартизации ОАО «Газпром» рассматривает и обобщает поступившие предложения, оценивает актуальность и технико-экономическую целесообразность их реализации и совместно структурным подразделением ОАО «Газпром», курирующим соответствующее направление деятельности, определяет необходимость проведения данной работы, разработчика и включения ее в Программу НИОКР ОАО «Газпром» или проведения данной работы вне плана.

9.2 В качестве разработчика, выполняющего работы по обновлению национального (межгосударственного) стандарта, как правило, привлекают организацию или лицо, которое ранее являлось разработчиком данного стандарта или выполняло работы по данной тематике.

9.2.1 Если требуется провести пересмотр стандарта, то работы осуществляются в соответствии с требованием разделов 5-7.

9.2.2 Если требуется провести изменение в стандарте, то разработчик готовит первую редакцию проекта изменения и пояснительную записку, а также (при необходимости) проект плана по внедрению данного изменения в ОАО «Газпром». При этом построение и изложение проекта изменения к национальному стандарту осуществляют по ГОСТ Р 1.5 (раздел 6, приложения Д и Е), а построение и изложение проекта изменения к межгосударственному стандарту по ГОСТ 1.5 (раздел 5, приложения Д и Е).

9.2.2.1 В пояснительной записке к проекту изменения вместо характеристики объекта стандартизации приводят характеристику вносимого изменения, а также технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности внесения данного изменения и ожидаемую эффективность от его внедрения. В этой пояснительной записке допускается не приводить сведения о международных и региональных стандартах, если вносимое изменение не обусловлено необходимостью дальнейшей гармонизации данного национального (межгосударственного) стандарта на международном или региональном уровне.

9.2.2.2 В пояснительной записке проекта изменения к межгосударственному стандарту также приводят сведения о том, в каких государствах-участниках Соглашения применяется изменяемый стандарт, а при необходимости отражают содержание предложений этих государств по обновлению данного стандарта.

9.3 Рассмотрение и согласование первой редакции проекта изменения к национальному (межгосударственному) стандарту в ОАО «Газпром» осуществляют в порядке, установленном 6.2 настоящего стандарта.

9.3.1 Первую редакцию проекта изменения к национальному (межгосударственному) стандарту, как правило, рассылают структурным подразделениям, дочерним обществам и организациям ОАО «Газпром», от которых ранее поступили отзывы на проект данного стандарта, а согласование осуществляют с теми же структурными подразделениями, которые ранее согласовали проект данного стандарта.

9.3.2 Допускается не согласовывать проект изменения к стандарту с отдельными структурными подразделениями ОАО «Газпром», которые ранее согласовали проект данного стандарта, если содержание данного изменения не затрагивает интересов этих подразделений.

9.4 Разработчик готовит уведомление о разработке проекта изменения к стандарту и направляет его в национального органа Российской Федерации по стандартизации для размещения на сайте агентства в сети Интернет и опубликования в ИУС. При подготовке уведомления о разработке проекта изменения к стандарту может быть использована форма уведомления, которая установлена в ГОСТ Р 1.13, с учетом рекомендаций по ее заполнению, приведенных в приложении Г.

9.5 Срок публичного обсуждения проекта изменения к стандарту может быть сокращен до трех месяцев.

9.6 Доработку проекта изменения к стандарту и его публичное обсуждение осуществляют в порядке, установленном 6.4-6.6.

9.7 Работы по пересмотру действующего национального (межгосударственного) стандарта осуществляют в ОАО «Газпром» в порядке, установленном разделе 6 для стандарта, разработанного впервые.

9.8 Если пересмотр действующего национального (межгосударственного) стандарта или разработку изменения к нему осуществляет сторонняя организация*, то работы по рассмотрению соответствующего проекта в ОАО «Газпром» осуществляют в порядке, установленном разделе 8 для стандарта, разработанного впервые.

* Если при этом заказчиком разработки не является ОАО «Газпром».

10 Правила участия ОАО «Газпром» в разработке и обновлении международных стандартов

10.1 Для обеспечения эффективного участия ОАО «Газпром» в разработке международных стандартов необходимо подключиться к работе отдельных ТК ИСО/МЭК, деятельность которых затрагивает интересы ОАО «Газпром».

Примечание

1 ИСО - Международная организация по стандартизации (ISO, the International Organization for Standardization).

2 МЭК - Международная электротехническая комиссия (IEC, the International Electrotechnical Commission).

10.2 Структурные подразделения ОАО «Газпром», курирующие соответствующие направления деятельности по стандартизации, на основе информации, приведенной в приложении Д, определяют целесообразность участия ОАО «Газпром» в работе ТК ИСО, деятельность которых затрагивает интересы Общества. С этой целью структурные подразделения ОАО «Газпром», курирующие соответствующие направления деятельности, обращаются в секретариаты российских ТК, аналогичных по области деятельности выбранным ТК ИСО/МЭК, для получения исходной информации о работе этих международных комитетов и о статусе в них Российской Федерации.

10.2.1 Если ОАО «Газпром» не является членом данного российского ТК по интересующему направлению деятельности, то структурное подразделение ОАО «Газпром», курирующее соответствующее направление деятельности, предлагает руководящему органу Системы стандартизации ОАО «Газпром» обратиться в национальный орган Российской Федерации по стандартизации с просьбой о включении ОАО «Газпром» в число членов данного ТК.

10.2.2 Если ТК ИСО/МЭК, деятельность которого затрагивает интересы ОАО «Газпром», не имеет аналога в Российской Федерации, то руководящий орган Системы стандартизации ОАО «Газпром» обращается в национальный орган Российской Федерации по стандартизации с предложением взять на себя ведение секретариата соответствующего российского ТК. При этом соблюдают правила создания ТК, установленные ГОСТ Р 1.1 (раздел 8).

10.3 В случае заинтересованности в разработке международного стандарта структурное подразделение, дочернее общество или организация ОАО «Газпром» направляет соответствующее предложение или заявку в руководящий орган Системы стандартизации ОАО «Газпром». При этом соблюдают правила, установленные в 5.1-5.3.

10.3.1 Если структурное подразделение ОАО «Газпром», курирующее соответствующее направление деятельности и руководящий орган Системы стандартизации поддерживают предложение (заявку) о разработке международного стандарта, то данное предложение направляют в секретариат соответствующего российского ТК (в случае его участия в работе аналогичного по области деятельности ТК ИСО/МЭК) или непосредственно в Российский национальный комитет по участию в работах ИСО и МЭК для регистрации в Глобальной директории ИСО с целью доступа к серверам ИСО, указанным в приложении Е.

Примечание

- На этапе утверждения настоящего стандарта функции Российского национального комитета по участию в работах ИСО и МЭК выполняет ФГУП «ВНИИНМАШ».

10.3.2 Предложение о разработке международного стандарта должно быть представлено по форме и обосновано с соблюдением правил, установленных в Директивах ИСО/МЭК, часть 1 (приложение С, подраздел С.5) [3].

Примечание

1 Согласно ГОСТ Р 1.1 (пункт 11.2.1) разработку международного стандарта следует выполнять на основе опробованного национального (межгосударственного) стандарта.

2 Решение о целесообразности разработки нового международного стандарта принимает ТК ИСО/МЭК в соответствии с правилами, установленными в Директивах ИСО/МЭК, часть 1 [3] (данный критерий воспроизведен в приложении А, пункт А.2.1).

10.3.3 Предложение по включению представителя ОАО «Газпром» в состав рабочей группы по разработке международного стандарта направляют в секретариат соответствующего российского ТК, если данный представитель отвечает критериям, установленным в ГОСТ Р 1.1 (пункт 11.2.3), и готов взять на себя функции исполнителя работ по международной стандартизации в соответствии с ПР 50.1.008-95 (раздел 4) [7].

10.4 Если представитель ОАО «Газпром» входит в состав рабочей группы по разработке международного стандарта, то ему необходимо обеспечить доступность проекта этого стандарта заинтересованным структурным подразделениям, дочерним обществам и организациям ОАО «Газпром», начиная со стадии подготовки (см. приложение А, пункт А.2.2). Для этого, организация, осуществляющая научно-методическое обеспечение работ по стандартизации в ОАО «Газпром», по указанию руководящего органа Системы стандартизации ОАО «Газпром», размещает проект международного стандарта на сайте «СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ОАО «ГАЗПРОМ».

10.5 Представитель ОАО «Газпром» в составе рабочей группы по разработке международного стандарта учитывает замечания и предложения заинтересованных структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», по согласованию со структурным подразделением ОАО «Газпром», курирующим соответствующее направление деятельности, и руководящим органом Системы стандартизации предлагает рабочей группе уточнить редакцию проекта данного стандарта с учетом интересов ОАО «Газпром».

10.6 Если в составе рабочей группы по разработке международного стандарта нет представителя ОАО «Газпром», то интересы Общества обеспечивает полномочный представитель ОАО «Газпром» в российском ТК в процессе рассмотрения данного проекта в Российской Федерации.

10.7 Если ОАО «Газпром» не участвует в рабочей группы по разработке международного стандарта и не является членом российского ТК*, аналогичного по области деятельности ТК ИСО/МЭК, то рассмотрение проекта данного стандарта заинтересованными структурными подразделениями, дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром» обеспечивается структурным подразделением ОАО «Газпром», курирующим соответствующее направление деятельности и организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение работ по стандартизации в ОАО «Газпром», путем использования ресурсов Глобальной директории ИСО и соответствующих серверов (см. приложение Е).

* В том числе при отсутствии подобного ТК.

10.8 Если международный стандарт принят в редакции, отвечающей интересам ОАО «Газпром», но не использован в Российской Федерации в качестве основы при разработке аналогичного национального (межгосударственного) стандарта, то рекомендуется оформлять стандарт ОАО «Газпром», идентичный данному международному стандарту. При этом используют правила оформления идентичных стандартов, установленные в СТО Газпром 1.9.

10.9 Если в принятом международном стандарте не удалось обеспечить интересы ОАО «Газпром», то структурное подразделение ОАО «Газпром», курирующее соответствующее направление деятельности, может предложить руководящему органу Системы стандартизации рассмотреть вопрос о целесообразности разработки на основе этого стандарта, стандарта ОАО «Газпром». При этом в данном стандарте целесообразно выделить (идентифицировать) все различия с соответствующим международным стандартом, а также указать причины, обусловившие эти различия. При этом используют правила оформления модифицированных стандартов, установленные в СТО Газпром 1.9.

В обоснованных случаях допускается разрабатывать на основе принятого международного стандарта стандарт ОАО «Газпром», не эквивалентный по отношению к применяемому международному стандарту. При этом используют правила, установленные в СТО Газпром 1.9.

10.10 Участие структурных подразделений, дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» в обновлении международных стандартов зависит от статуса Общества в соответствующих ТК ИСО/МЭК, наличия аналогичного по области деятельности российского ТК и участия в нем ОАО «Газпром». При этом учитывают общий порядок обновления международных стандартов, который установлен в Директивах ИСО/МЭК, часть 1 [3], (данный порядок кратко изложен в приложение Ж) и соблюдают правила, приведенные в 10.3-10.9.

Приложение А
(справочное)

Принципы и стадии разработки международных стандартов

А.1 Принципы

При разработке международных стандартов каждый участник этого процесса (член ИСО) должен руководствоваться следующими принципами:

- равноправие

Представители каждой страны, являющейся членом ИСО, имеют право принять участие в разработке любого стандарта, если этот стандарт имеет для них важное экономическое значение.

- добровольность

Стандарты ИСО применяются в той степени, в которой потребитель считает это необходимым.

- определяющая роль рынка

ИСO разрабатывает стандарты в соответствии с требованиями рынка. Работа выполняется экспертами - представителями науки, промышленности, технических и деловых кругов, которые заинтересованы в этих стандартах, и которые используют эти стандарты. Эти эксперты могут представлять научные и испытательные лаборатории, коммерческие структуры, правительственные службы, потребительские организации.

- согласованность

Стандарты ИСО основаны на принципах консенсуса заинтересованных сторон.

А.2 Стадии разработки международного стандарта

До момента публикации проект международного стандарта проходит несколько стадий, в процессе которых идет работа над содержанием проекта. Информация о стадиях разработки международного стандарта и наименования документа на каждой стадии на русском и английском языках приведены в таблице А.1. На каждой указанных стадий эксперты стран-членов ТК ИСО рассматривают проект, представляют замечания и голосуют за принятие стандарта. В текст проекта вносят технические и редакционные изменения, которые предлагают эксперты разных стран. Все изменения вносят с согласия руководителя проекта и одобрения экспертов. Секретариат технического комитета на каждой стадии разработки проекта дает свое заключение и принимает решение о направлении проекта на следующую стадию. Для каждой стадии предусмотрен определенный период на подготовку соответствующего документа. ИСО постоянно стремится сокращать сроки разработки стандартов в целях удовлетворения потребностей промышленности. Установленные (контрольные) сроки для каждой стадии приведены в Директивах ИСО/МЭК, часть 1. [3] Максимальный срок, предусмотренный на разработку стандарта, составляет четыре года.

Таблица А.1 - Стадии разработки международного стандарта

Стадия проекта

Условное обозначение и наименование документа на соответствующей стадии

Обозначение

Наименование на английском языке

Обозначение

Наименование на русском языке

Предварительная стадия

PWI

Preliminary Work Item

ПП

Предварительное предложение по рабочей теме

Стадия предложения

NP

New Work Item Proposal

НП

Предложение по новой рабочей теме

AWI

Approved new work item

УНП

Утвержденная новая рабочая тема

Стадия подготовки

WD

Working Draft

РП

Рабочий проект

Стадия комитета

CD

Committee Draft

ПК

Проект комитета

Стадия опроса

DIS

Draft International Standard

ПМС

Проект международного стандарта

Стадия одобрения

FDIS

Final Draft International Standard

ОПМС

Окончательный проект международного стандарта

Стадия публикации

ISO, ISO/IEC

International standard

ИСО, ИСО/МЭК

Международный стандарт

А.2.1 Стадия предложения (1)

На этой стадии решается вопрос о целесообразности разработки нового международного стандарта. Предложение о разработке новой темы, которая в перспективе может стать международным стандартом, может поступить от любой страны-члена в ТК ИСО, область деятельности которого соответствует новому проекту. Секретарь технического комитета готовит документы для проведения голосования среди стран-членов комитета. Предложение о разработке новой темы и бланки голосований направляются в страны, которые являются активными членами данного комитета (Р-членами). В ходе голосования страны должны принять решение о целесообразности включения новой темы в программу работ.

Предложение принимается, если за него проголосовали большинство активных стран-членов ТК (Р-членов) и не менее пяти стран согласились принять активное участие в разработке проекта, указав при этом конкретных своих экспертов. После этого проект включают в программу работ данного технического комитета. На этой же стадии определяют руководителя проекта - лицо, которое будет отвечать за его разработку с момента регистрации в программе работ до публикации стандарта.

Примечание - Международные стандарты часто разрабатываются на основе национальных стандартов разных стран. В связи с этим существует возможность применения так называемой ускоренной процедуры разработки стандарта, когда проект сразу регистрируется на стадии ПМС.

А.2.2 Стадия подготовки (2)

На стадии подготовки идет разработка рабочего проекта. Для работы над проектом руководитель проекта может создать рабочую группу экспертов, которая в установленный срок (определенный в Директивах ИСО/МЭК, часть 1 [3]), должна представить рабочий проект в секретариат технического комитета. Секретариат технического комитета рассылает рабочий проект для голосования и представления замечаний членам комитета. Стадия заканчивается регистрацией проекта в Центральном секретариате ИСО.

А.2.3 Стадия комитета (3)

На стадии комитета идет работа над замечаниями, которые предоставили эксперты стран, участвующие в разработке стандарта. Основной задачей на этой стадии является достижение консенсуса между заинтересованными сторонами по техническому содержанию проекта.

Подготовку новой редакции проекта с учетом предоставленных замечаний осуществляет руководитель проекта и эксперты-члены рабочей группы.

Готовый проект международного стандарта, оформленный в соответствии с требованиями, установленными в Директивах ИСО/МЭК, часть 2 [3], направляют в секретариат технического комитета. Секретариат технического комитета рассылает данный проект странам - членам данного комитета для голосования, представления замечаний и утверждения.

Стадия заканчивается, когда разрешены все технические вопросы, отсутствуют разногласия между членами комитета и проект международного стандарта направлен в Центральный секретариат ИСО для проведения стадии опроса.

А.2.4 Стадия опроса (4)

Подготовленный проект международного стандарта (DIS) в электронном виде направляют в страны для голосования и представления очередных замечаний. Голосование проводится в Интернете на сайте ИСО.

Проект международного стандарта (DIS) утверждается если результаты голосования отвечают следующим критериям:

- 2/3 членов комитета проголосовали положительно;

- менее 1/4 членов комитета проголосовали отрицательно.

Стадия опроса заканчивается регистрацией в Центральном секретариате ИСО для перехода на следующую стадию.

А.2.5 Стадия утверждения (5)

Окончательный проект международного стандарта с учетом замечаний, которые были получены на предыдущей стадии, рассылаются в страны. На этой стадии при положительном голосовании замечания технического характера не принимаются. Отчет о голосовании, свидетельствующий о том, что проект международного стандарта (FDIS) одобрен для публикации.

А.2.6 Стадия публикации

Международный стандарт издают в течение двух месяцев после одобрения окончательного проекта данного стандарта и исправления возможных опечаток.

После того, как международный стандарт опубликован, он может быть принят в качестве национального стандарта в любой стране. При этом необходимо иметь в виду, что если стандарт ИСО принимают в качестве европейского стандарта (EN), то он становится обязательным к применению во всех странах Европейского союза.

Приложение Б
(рекомендуемое)

Рекомендации по изложению и оформлению отзывов на проект стандарта

Б.1 В отзыве приводят результаты оценки актуальности разработки проекта стандарта и его содержания. При этом имеющиеся замечания и предложения излагают в следующей последовательности:

- по проекту в целом, в том числе по целесообразности его разработки, наименованию стандарта, области его распространения и структуре, взаимосвязи с другими стандартами и иными документами, соответствию уровню развития техники;

- по отдельным разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, абзацам, таблицам, графическим материалам и приложениям, в том числе по полноте номенклатуры показателей и характеристик, уровню отдельных требований стандарта.

Б.2 Все замечания и предложения должны быть конкретными и обоснованными. При этом рекомендуется приводить предлагаемые автором отзыва редакции отдельных пунктов, подпунктов, абзацев, приложений, значений показателей, таблиц и оформления графического материала.

Б.3 Предложения по включению в стандарт дополнительных требований, исключению или изменению основных требований стандарта, в том числе отдельных показателей и характеристик должны сопровождаться технико-экономическим или иным обоснованием.

Б.4 Если содержание пояснительной записки к проекту стандарта не позволяет оценить актуальность его разработки и/или взаимосвязь с другими документами, то в отзыве приводят соответствующие замечания.

Б.5 При отсутствии замечаний и/или предложений по проекту стандарту в отзыве приводят общую оценку стандарта.

Б.6 При оформлении отзыва указывают наименование структурного подразделения или организации, представившей отзыв, и наименование стандарта, приведенное в его проекте, а также дату завершения подготовки отзыва.

Б.7 Отзыв подписывает руководитель подразделения (организации), в котором подготовлен отзыв, и непосредственный исполнитель (исполнители), подготовивший отзыв. При этом указывают их должности.

По решению руководителя организации круг лиц, подписывающих отзыв этой организации, может быть расширен.

Приложение В
(рекомендуемое)

Рекомендации по оформлению сводки замечаний и предложений

В.1 Сводку замечаний и предложений заполняют в следующей последовательности:

- в целом по проекту стандарта;

- по отдельным разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, таблицам, графическим материалам и приложениям (в порядке изложения стандарта);

В.2 Замечания и предложения, высказанные в разных отзывах, но относящиеся к одному структурному элементу, приводят вместе.

В.3 При первом указании в сводке отзывов структурного подразделения (организации), представившей отзыв, указывают номер письма или иного сопроводительного документа, с которым направлен отзыв, и дату отправления.

В.4 Заключение разработчика приводят с использованием следующих типовых формулировок:

- «Принято»;

- «Принято частично» с указанием части, в которой учтено данное замечание или предложение;

- «Отклонено» с приведением обоснования нецелесообразности учета данного замечания или предложения;

- «Принято к сведению», если содержание данного замечания или предложения не предполагает его учет при доработке проекта;

- «Предлагается обсудить на согласительном совещании».

Приложение Г
(рекомендуемое)

Рекомендации по заполнению уведомления о разработке проекта стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта стандарта

Г.1 Форма уведомления о разработке проекта национального (межгосударственного) стандарта и форма уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального (межгосударственного) стандарта по ГОСТ Р 1.13.

Г.2 В пункте 1 уведомлений приводят сведения не только об основном разработчике, но и сведения о соисполнителях или сведения об организациях, входящих в рабочую группу по разработке стандарта. При этом личные данные представителей этих организаций в уведомлениях не приводят.

Г.3 При указании в пункте 2 уведомлений объекта стандартизации учитывают определение, приведенное в 3.1.4, и то, что в соответствии с ГОСТ 1.5 (пункт 3.6.5) заголовок стандарта определяет объект стандартизации. Причем в заголовке должны быть необходимые и достаточные признаки, отличающие данный объект стандартизации от других объектов.

Г.4 При указании в пункте 2 уведомлений кода Общероссийского классификатора стандартов (ОКС) используют код группы или подгруппы ОКС по ОК (МК(ИСО/ИНФКО МКС)001-96)001, который согласно ГОСТ Р 1.5 (пункт 3.12.1) или ГОСТ 1.5 (пункт 3.14.2) приводят в библиографических данных национального (межгосударственного) стандарта на его последней странице. При этом могут быть приведены два или более кода.

Г.5 При указании в пункте 4 уведомлений положений, отличающихся от соответствующих международных аналогов, учитывают, что к этим аналогам целесообразно относить региональные стандарты, так как в Федеральном законе "О техническом регулировании" не выделяет региональные стандарты из числа международных стандартов. При использовании для разработки национального (межгосударственного) стандарта в качестве аналога зарубежного национального стандарта сведения об отличии их положений в уведомлении не отражают.

Г.6 Если национальный (межгосударственный) стандарт идентичен международному (региональному) стандарту, то в пункте 4 уведомлений применяют следующую формулировку:

«Стандарт идентичен международному (региональному) стандарту ____________».

Если национальный (межгосударственный) стандарт модифицирован по отношению к применяемому международному (региональному) стандарту, то в пункте 4 уведомлений применяют следующую формулировку:

«Стандарт модифицирован по отношению к международному (региональному) стандарту ____________. При этом » (далее излагают характеристику способа модификации, используя формулировки, приведенные в ГОСТ Р 1.5 (пункт 8.2.2).

Если национальный (межгосударственный) стандарт разработан на основе применения в нем международного (регионального) стандарта, но не является идентичным или модифицированным по отношению к нему, то в пункте 4 уведомлений применяют следующую формулировку:

«Стандарт не эквивалентен аналогичному международному (региональному) стандарту в связи с …» (далее излагают характеристику метода переработки примененного международного/регионального стандарта как, например, это приведено в пункт 8.3.1 и 8.3.2 ГОСТ Р 1.5).

Если при разработке национального (межгосударственного) стандарта не использован аналогичный международный (региональный) стандарт, то в пункте 4 уведомлений приводят обоснование такого решения.

Если на международном и региональном уровне отсутствуют аналогичные стандарты, то в пункте 4 применяют следующую формулировку:

«Стандарт не имеет аналогов среди международных и региональных стандартов».

Г.7 В пункте 5 уведомления о разработке проекта национального (межгосударственного) стандарта целесообразно указывать дату, начиная с которой разработчик отсчитывает указанный в этом пункте срок публичного обсуждения данного проекта. При этом учитывают, что со дня направления уведомления в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии до дня его опубликования в ИУС, как правило, проходит три месяца, а после опубликования уведомления обсуждение проекта должно вестись еще не менее двух месяцев.

Г.8 В пункте 6 уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального (межгосударственного) стандарта указывают дату, которая была приведена в пункте 5 уведомления о разработке данного проекта.

Г.9 В уведомлении о разработке проекта межгосударственного стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта межгосударственного стандарта при заполнении форм, приведенных в ГОСТ Р 1.13, в заголовке уведомлений и в пунктах, где упоминается проект национального стандарта, указывают, что проект относится к стандарту соответствующего статуса (проект межгосударственного стандарта).

Г.10 Установленные в ГОСТ Р 1.13 формы уведомлений можно применять для информации о разработке проекта изменения к национальному (межгосударственному) стандарту и о завершении публичного обсуждения этого проекта. Для этого в заголовке уведомлений и в пунктах, где упоминается проект национального стандарта, указывают, что проект относится к проекту изменения к национальному (межгосударственному) стандарту. В пункте 4 уведомлений вместо положений, отличающихся от соответствующих международных аналогов, приводят краткую характеристику вносимого изменения, а в пункте 5 уведомления о разработке проекта изменения к стандарту указывают трехмесячный срок публичного обсуждения данного проекта.

Приложение Д
(справочное)

Форматы участия в работе технического комитета ИСО в зависимости от статуса

Д.1 Участие в качестве наблюдателя дает возможность получать информационные материалы о работе интересующего комитета и разрабатываемых в рамках данного комитета международных стандартах, непосредственно на сайте ИСО или с помощью услуг Российского национального комитета по участию в работах ИСО и МЭК.

Д.2 Участие в качестве активного члена предусматривает информационное обеспечение и дает возможность участия в разработке международных стандартов, в том числе путем предложения своих проектов в качестве основы международных стандартов и участия в заседаниях комитета.

Д.3 Ведение рабочей группы предполагает руководство одним из направлений работы комитета.

Д.4 Ведение секретариата технического комитета или его подкомитета дает возможность осуществлять координацию деятельности всего комитета (подкомитета) и проводить техническую работу, включая разработку бизнес-плана комитета и подготовку к изданию стандартов.

Приложение Е
(справочное)

Сведения о Глобальной директории ИСО

Е.1 Основной целью Глобальной директории ИСО является предоставление странам - членам ИСО возможности регистрировать своих представителей в ТК ИСО, их подкомитетах и рабочих группах, что дает им право доступа к документам ИСО и голосованию в ходе разработки международных стандартов. Регистрация в Глобальной директории ИСО дает пользователю доступ к серверам ИСО, сведения о которых приведены в Е.2-Е.5.

Е.2 На сервере "ISOSTD server" размещены действующие стандарты и другие публикации ИСО. Доступ к серверу есть у всех стран-членов ИСО (по принципу «один пользователь, один пароль»). В Российской Федерации право доступа принадлежит ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ». Сервер "ISOSTD server" предоставляет возможность доступа к текстам международных стандартов. На сервере "ISOSTD server" документы представлены в формате PDF на английском языке.

Е.3 Сервер "ISO DOC server" содержит информацию (документы) Генеральной ассамблеи, Совета, циркулярные письма и т.д. Доступ по принципу "Один пароль на национальный комитет--член ИСО".

Е.4 Сервер "Electronic balloting" - сервер голосования.

Е.5 Сервер " ISOTC server" предоставляет информацию о ТК ИСО и дает возможность поиска ТК ИСО, исходя из области деятельности. На данном сервере также размещены бизнес-планы и графики заседаний ТК ИСО, их подкомитетов и рабочих групп, информация об организациях, сотрудничающих с ИСО, и о странах-членах ИСО, а также другая полезная информация.

Приложение Ж
(справочное)

Порядок обновления (пересмотра) международных стандартов

Ж.1 Каждые пять лет после издания международный стандарт подлежит процедуре очередной проверки, целью которой является принятие решения об его соответствии требованиям рынка, эффективности его практического использования и анализ использования на национальном уровне. В зависимости от этого принимается решение о продлении срока действия стандарта, аннулировании или пересмотре, т.е. издании новой версии. Страны-участницы ТК ИСО заполняет анкету (форму ИСO). При заполнении анкеты стандарт оценивают по пятибалльной шкале по следующим критериям:

- вклад данного стандарта в международную торговлю и производство;

- вклад данного стандарта в эффективность экономики, охраны здоровья, безопасности и охраны окружающей среды;

- масштабы применения этого международного стандарта в данной стране.

Ж.2 Каждая страна предоставляет свое решение в виде одного из следующих предложений:

- отменить стандарт;

- пересмотреть стандарт;

- подтвердить стандарт;

- подтвердить стандарт с учетом высказанных замечаний.

Ж.3 Если страна высказалась за пересмотр международного стандарта, необходимо указать свое намерение участвовать в разработке проекта и оценить по пятибалльной шкале уровень срочности пересмотра. Секретариат ТК ИСО обрабатывает анкеты и дает окончательное заключение по данному международному стандарту, которое направляют в Центральный Секретариат ИСО и доводят до сведения стран-членов комитета.

Ж.4 В том случае, если принято решение о подготовке новой версии международного стандарта, то в зависимости от объема работы, который предполагается провести, принимается решение о его статусе, т.е. стадии разработки. Стандарт, предназначенный для пересмотра, может быть зарегистрирован в программе ИСО в качестве утвержденной новой рабочей темы (AWI), проекта на стадии комитета (CD), проекта международного стандарта (DIS) или окончательного проекта международного стандарта (FDIS).

Ж.5 Все страны, являющиеся активными членами (P-member) данного комитета принимают участие в голосовании и могут представить свои замечания для их внесения в новую версию стандарта.

Библиография

[1]

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

[2]

Правила по межгосударственной стандартизации ПМГ 22 - 2004

Правила по программному планированию разработки межгосударственных стандартов

[3]

Директивы ИСО /МЭК

Процедуры, связанные с технической работой (Директивы ИСО/МЭК, часть 1)

Правила, относящиеся к структуре и подготовке проектов международных стандартов (Директивы ИСО/МЭК, часть 2)

Дополнение - Специальные процедуры МЭК

[4]

Порядок планирования и организации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок для нужд ОАО «Газпром» (утвержден приказом ОАО «Газпром» от 18 октября 2004г. № 90)

[5]

Положение об опубликовании уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта#S (утверждено #M12291 901870197постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003г. № 458)

[6]

Перечень дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», ответственных за методическое обеспечение деятельности ОАО «Газпром» по вопросам технического регулирования, в том числе в области стандартизации (утвержден ОАО «Газпром» 28 апреля 2005г.)

[7]

Правила по стандартизации ПР 50.1.008-95

Организация и проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации

Ключевые слова: система стандартизации ОАО «Газпром», национальный стандарт, межгосударственный стандарт, международный стандарт, участие ОАО «Газпром» в разработке и обновлении национальных, межгосударственных, международных стандартов

 

2008-2013. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - Нормативные документы - стандарты.