Утверждены
постановлением Госгортехнадзора
России от 29.05.00 № 28
Введены в действие с 01.07.00
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО УЧАСТИЮ ОРГАНОВ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА
РОССИИ В ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ *
РД 07-361-00
* Редакционная комиссия: В.В. Грицков, Я.И. Васильев, А.В. Денисов, B . C . Зимич. Методические указания подготовлены рабочей группой в составе: В.В. Грицков, Я.И. Васильев, М.Г. Козаченко, B . C . Зимич, А.В. Есипов, В.В. Рябикин.
Методические указания по участию органов Госгортехнадзора России в лицензировании пользования недрами разработаны с учетом требований Закона Российской Федерации «О недрах», Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Положения о порядке лицензирования пользования недрами, Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России.
Методические указания устанавливают порядок участия в государственной системе лицензирования пользования недрами органов Госгортехнадзора России и предназначены для органов Госгортехнадзора России.
Методические указания согласованы с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
С вводом в действие Методических указаний по участию органов Госгортехнадзора России в лицензировании пользования недрами Методические указания по выполнению органами Госгортехнадзора России обязанностей по участию в государственной системе лицензирования пользования недрами (РД 07-63-94), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 04.04.94 № 34, с 01.07.00 на территории Российской Федерации не применяются.
1 . Настоящие Методические указания разработаны с учетом требований Закона Российской Федерации «О недрах» в редакции Федерального закона от 03.03.95 № 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №10. Ст. 823) с изменениями и дополнениями от 02.01.00 № 20-ФЗ, Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 № 3314-1 (Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 33. Ст. 1917), Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 30. Ст. 3588), в соответствии с Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 № 234 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 8. Ст. 657).
2 . Методические указания устанавливают порядок участия в государственной системе лицензирования пользования недрами органов Госгортехнадзора России и предназначены для органов Госгортехнадзора России.
3 . Органы Госгортехнадзора России при участии в государственной системе лицензирования пользования недрами рассматривают материалы, делают заключения и осуществляют согласования по вопросам, относящимся к компетенции органов государственного горного надзора.
4 . В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «О недрах» в функции федерального органа управления государственным фондом недр (МПР России) и его территориальных подразделений входит согласование с органами государственного горного надзора условий лицензий на пользование недрами, включая дополнительные лицензионные соглашения и лицензии на геологическое изучение недр, с учетом положений пп. 17 и 22 настоящих Методических указаний.
5 . В соответствии со ст. 13-1 Закона Российской Федерации «О недрах» в функции федерального органа управления государственным фондом недр (МПР России) или его территориальных органов входит согласование с органами государственного горного надзора порядка и условий проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, в том числе порядка формирования конкурсных или аукционных комиссий и порядка принятия ими решений в отношении каждого участка недр или группы участков недр.
6 . В соответствии со ст. 10-1 Закона Российской Федерации «О недрах» право пользования участками недр для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, может быть получено на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованного с федеральным органом государственного горного надзора или его территориальным органом.
7 . В соответствии с п. 2.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами предложения о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение имеющихся и вновь выявленных объектов лицензирования согласовываются с органами государственного горного надзора.
8 . В соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» в число основных обязанностей пользователя недр входят выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии со ст. 37 Закона Российской Федерации «О недрах» в число задач, возлагаемых на органы государственного горного надзора, входит обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, включая соблюдение условий лицензий на пользование недрами.
9 . В государственной системе лицензирования пользования недрами участвуют Госгортехнадзор России и его территориальные органы. Непосредственно Госгортехнадзором России согласование лицензионных материалов осуществляется по объектам захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах, в случаях месторождений континентального шельфа Российской Федерации, месторождений, разрабатываемых на условиях соглашений о разделе продукции, месторождений, расположенных на территории, подконтрольной нескольким территориальным органам Госгортехнадзора России. Разграничение иных объектов лицензирования между Госгортехнадзором России и его территориальными органами осуществляется в соответствии с общим порядком разграничения полномочий при лицензировании, устанавливаемым МПР России (приложение 1 ).
10 . Общее методическое руководство деятельностью территориальных органов Госгортехнадзора России в лицензировании пользования недрами осуществляется Управлением по надзору за охраной недр и геолого-маркшейдерскому контролю.
11 . Деятельность территориальных органов Госгортехнадзора России при лицензировании пользования недрами осуществляется в тесном взаимодействии с территориальными органами МПР России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления районов и городов, а также органами охраны природы и другими заинтересованными организациями.
12 . При подготовке заключений на годовые перечни объектов лицензирования территориальными органами Госгортехнадзора России рассматриваются предложения о порядке, сроках и условиях проведения конкурсов (аукционов) и вовлечения в освоение имеющихся и вновь выявленных объектов лицензирования. При этом необходимо обращать особое внимание на соответствие содержания лицензионных материалов требованиям ст. 12 - 15 Закона Российской Федерации «О недрах», на сроки разработки проектной документации и темпы вовлечения месторождений в разработку, а также на недопущение:
планирования добычных работ на запасах, не прошедших государственную экспертизу (при предоставлении недр в пользование в целях добычи полезных ископаемых);
планирования горных работ в природоохранных зонах без согласования с органами охраны природы;
расчленения месторождения полезных ископаемых, в случаях, когда это влечет рост потерь полезных ископаемых и ухудшение условий обеспечения безопасности работ при его последующей разработке.
Указанные перечни в дальнейшем подлежат согласованию с Госгортехнадзором России.
13 . В целях согласования условий конкурсов (аукционов) рассмотрению подлежат материалы только по объектам, включенным в установленном порядке в годовой перечень объектов лицензирования. Материалы по объектам, не включенным в указанный перечень, не рассматриваются.
В случае отнесения объектов лицензирования в соответствии с п. 9 настоящих Методических указаний к компетенции Госгортехнадзора России его территориальные органы подготавливают заключения по соответствующим лицензионным материалам.
14 . При рассмотрении условий конкурса следует обращать особое внимание на наличие конкретных требований по рациональному использованию и охране недр, геолого-маркшейдерскому обеспечению горных работ, срокам проектирования горных предприятий и выводу их на проектную мощность, промышленной безопасности. При этом следует иметь в виду, что требования условий конкурса в дальнейшем подлежат включению в условия лицензии как обязательные.
15 . При согласовании условий конкурса необходимо предлагать кандидатуры представителей органов Госгортехнадзора России в состав конкурсных (экспертных) комиссий.
16 . Представители органов Госгортехнадзора России, являющиеся членами конкурсной (экспертной) комиссии, при рассмотрении конкурсных материалов руководствуются установленными требованиями по охране недр и промышленной безопасности и несут персональную ответственность за реализацию решений органов Госгортехнадзора России.
17 . В целях сокращения объемов рассматриваемых лицензионных материалов обязательному согласованию с территориальными органами подлежат условия только тех лицензий на геологическое изучение недр, где намечается пробная эксплуатация месторождений или скважин на нефть и газ, а также попутная добыча полезных ископаемых при проходке геологоразведочных выработок. При этом следует обращать внимание на то, что геологическое изучение недр завершается оценкой месторождений полезных ископаемых, включающей работы по попутной добыче полезных ископаемых при проходке геологоразведочных выработок и пробной эксплуатации скважин на нефть и газ. Участки недр для добычи и разведки, включая все виды опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых, предоставляются на конкурсной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2, 4, 6 - 10 ст. 10-1 Закона Российской Федерации «О недрах».
18 . При согласовании лицензионных материалов по участкам недр, предоставляемым в пользование для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, или для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, следует учитывать требования нормативно-методических документов МПР России (приложение 2 ).
19 . В лицензировании пользования недрами для добычи питьевых подземных вод за пределами лицензионных участков, предоставленных для добычи иных полезных ископаемых, органы государственного горного надзора не участвуют.
20 . При согласовании лицензионных материалов по участкам недр, предоставляемым в пользование для добычи общераспространенных полезных ископаемых или имеющим местное значение, а также по участкам недр местного значения, используемым для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, следует руководствоваться порядком, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Если такой порядок не установлен, то следует руководствоваться общими для Российской Федерации законодательными и нормативными требованиями. При этом в целях предотвращения споров по вопросам границ горных отводов следует рекомендовать включение в условия лицензий (разрешений) требований по оформлению уточненных границ горных отводов в установленном Госгортехнадзором России порядке (приложение 2 ).
21 . Уточненные границы горных отводов устанавливаются в соответствии с условиями лицензий на пользование недрами и требованиями Госгортехнадзора России (приложение 2 ). Выдаваемые органами Госгортехнадзора России горноотводные акты являются неотъемлемой составной частью лицензионных материалов.
Территориальные органы Госгортехнадзора России в двухнедельный срок в установленном порядке направляют один экземпляр горноотводного акта в Росгеолфонд или территориальный геологический фонд по месту регистрации лицензии.
22 . Условия лицензий на пользование недрами согласовываются с органами Госгортехнадзора России в ходе их подготовки по результатам проведения конкурса или при предоставлении недр в пользование на бесконкурсной основе, включая лицензии на геологическое изучение недр. При этом следует обращать внимание на то, чтобы в условия лицензий включались наилучшие показатели рационального использования и охраны недр, обеспечения промышленной безопасности, предусмотренные технико-экономическими предложениями победителя конкурса.
Органами Госгортехнадзора России также осуществляется согласование дополнительных условий лицензий, необходимость принятия которых возникает при пользовании недрами или когда это было предусмотрено условиями действующей лицензии.
Органы Госгортехнадзора России в целях сокращения объема рассматриваемых документов могут не согласовывать условия лицензий на пользование недрами в случаях, когда лицензии предоставляются по результатам конкурса, условия которого вошли в условия лицензии без изменений и дополнений.
В случае отказа в согласовании лицензионных материалов необходимо указывать причины отказа.
23 . Территориальные органы Госгортехнадзора России должны вносить в государственные органы, осуществляющие лицензирование пользования недрами, предложения по внесению изменений и дополнений в действующие лицензии в целях приведения порядка недро пользования в соответствие с требованиями действующего законодательства, а также устранения нарушений требований охраны недр и промышленной безопасности.
24 . В случаях, когда лицензия на пользование недрами оформляется МПР России, согласование условий лицензий осуществляется Госгортехнадзором России, с учетом соответствующих заключений его территориальных органов (приложение 1 ).
25 . Распределение обязанностей по согласованию лицензионных материалов между руководством управления округа (управления) и подразделениями по охране недр устанавливается приказом по управлению округа (управлению) или в положениях о подразделениях охраны недр и конкретизируются в должностных инструкциях инспекторского состава охраны недр.
26 . При наличии нерешенных проблем охраны недр, промышленной безопасности и охраны окружающей среды следует практиковать рассмотрение лицензионных материалов на Совете управления округа (управления).
27 . Рассмотрение лицензионных материалов без участия представителей службы охраны недр не допускается.
28 . Все виды согласований (рассмотрений, заключений) оформляются в срок до 15 дней со дня поступления материалов в территориальный орган Госгортехнадзора России. В случае необходимости получения дополнительных материалов, проведения специальной проверки территориальные органы могут направить мотивированный запрос или осуществить целевую проверку и перенести рассмотрение лицензионных материалов на срок не позднее 10 дней с момента получения запрашиваемых материалов или результатов проверки.
29 . Согласование лицензионных материалов оформляется письмом за подписью руководителя территориального органа Госгортехнадзора России.
30 . Органами Госгортехнадзора России ведется учет согласованных проектов лицензионных соглашений по форме приложения 3 . Информация о проектах лицензионных соглашений, согласованных с Госгортехнадзором России, направляется в соответствующие Управления округов (управления). При осуществлении надзорной деятельности проверяется соответствие выданных лицензий согласованным с органами Госгортехнадзора России условиям.
IV . КОНТРОЛЬ ЗА СОБ Л ЮДЕНИЕМ УСЛОВИЙ ЛИЦЕНЗИЙ
31 . Контроль за соблюдением условий лицензий осуществляется в ходе плановых и оперативных проверок объектов недропользования, при согласовании планов развития горных работ технических проектов и осуществлении иной разрешительной деятельности.
32 . Рекомендуется проведение совместных с территориальными органами МПР России и администрациями субъектов Российской Федерации целевых проверок выполнения условий лицензий на пользование недрами.
Указанные проверки, как правило, должны проводиться по заранее подготовленным годовым (квартальным) графикам или планам, которые взаимно согласовываются руководителями государственных органов, организующих совместные проверки.
33 . Деятельность организаций, не выполняющих существенные условия лицензий на пользование недрами, должна приостанавливаться в установленном законодательством порядке.
34 . Об основных результатах участия в государственной системе лицензирования пользования недрами, возникающих проблемных вопросах территориальные органы должны информировать Госгортехнадзор России оперативно и в годовых отчетах о проделанной работе в разделе «Охрана недр».
30.07.98 № БЯ-61/3207
Министерство природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Минэкономики России, Минфином России, Минтопэнерго России, Госстроем России, Госкомэкологии России и Госгортехнадзором России делегирует комитетам природных ресурсов, региональным геологическим центрам и геологическим комитетам право подготовки и согласования предложений о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение нижеуказанных объектов по видам полезных ископаемых с территориальными органами соответствующих федеральных министерств и ведомств, а при их отсутствии - с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также право принятия решения, подписи и выдачи лицензии по следующим объектам, запасы полезных ископаемых и прогнозные ресурсы которых не превышают максимальных их значений, указанных в таблице.
|
Максимальное значение |
||
Полезные ископаемые |
Единица измерения |
балансовых запасов по категориям А + В + С 1 + С 2 |
суммарных запасов и прогнозных ресурсов |
1 |
2 |
3 |
4 |
Алмазы россыпные |
млн карат |
1 |
2 |
Алмазы коренные |
млн карат |
10 |
20 |
Золото россыпное |
т металла |
3 |
5 |
Золото коренное |
т металла |
10 |
20 |
Платина россыпная |
т металла |
1 |
3 |
Платина коренная |
т металла |
5 |
10 |
Серебро |
т металла |
1000 |
2000 |
Алюминий, в том числе бокситы для производства глинозема, алуниты, нефелины |
млн т руды |
10 |
15 |
Бокситы огнеупорные и абразивные |
млн т руды |
500 |
800 |
Железо |
млн т руды |
200 |
400 |
Хром |
тыс. т руды |
1000 |
2000 |
Марганец |
тыс. т руды |
2000 |
4000 |
Титан коренной |
млн т TiO 2 |
5 |
10 |
Титан россыпной |
млн т TiO 2 |
2 |
4 |
Медь |
тыс. т металла |
50 |
80 |
Свинец |
тыс. т металла |
100 |
150 |
Цинк |
тыс. т металла |
100 |
150 |
Олово коренное |
тыс. т металла |
20 |
40 |
Олово россыпное |
тыс. т металла |
10 |
20 |
Вольфрам коренной |
тыс. т WO 3 |
10 |
20 |
Вольфрам россыпной |
тыс. т WO 3 |
5 |
10 |
Молибден |
тыс. т металла |
10 |
20 |
Ванадий |
тыс. т V 2 O 5 |
50 |
100 |
Сурьма |
тыс. т металла |
30 |
60 |
Ртуть |
тыс. т металла |
1 |
2 |
Никель |
тыс. т металла |
50 |
80 |
Ниобий коры выветривания |
тыс. т Nb 2 O 5 |
20 |
30 |
Ниобий коренной |
тыс. т Nb 2 O 5 |
100 |
150 |
Цирконий коренной |
тыс. т ZrO 2 |
1000 |
2000 |
Цирконий Россыпной |
тыс. т ZrO 2 |
500 |
1000 |
Уголь |
млн т |
20 |
50 |
Торф |
Без ограничений |
||
Горно-химическое сырье |
Без ограничений |
||
Кроме: |
|||
Апатитовых руд |
млн т Р 2 О 5 |
25 |
40 |
Калийных солей |
млн т руды |
100 |
150 |
Бора |
|
|
|
Горнорудное сырье |
Без ограничений |
||
Кроме: |
|||
Пьезооптического, кварцевого, ювелирно-поделочного, ограночных камней |
|||
Талька |
млн т руды |
1 |
2 |
Каолина первичного |
млн т руды |
2 |
3 |
Кристаллического графита |
тыс. т графита |
500 |
800 |
Нерудное сырье для металлургии, прочее нерудное сырье и стройматериалы |
Без ограничений |
||
Кроме: |
|||
Бентонитовых глин и огнеупорного сырья |
млн т |
1 |
2 |
Стекольных и формовочных песков |
млн т |
10 |
15 |
Плавикового шпата |
млн т |
1 |
3 |
Асбеста для специзделий |
|
|
|
Данное делегирование распространяется и на осуществление в установленном порядке переоформления перехода прав недропользования.
Для месторождений (проявлений) полезных ископаемых, выходящих за рамки указанных в настоящем письме ограничений, порядок лицензирования пользования недрами осуществляется непосредственно МПР России.
Письма Роскомнедр от 16.11.94 № ВО-61/2960 и от 28.02.95 № ВО-61/567 считать утратившими силу.
Б.А. Яцкевич
1 . Закон Российской Федерации «О недрах» в редакции Федерального закона от 03.03.95 № 27-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 10.02.99 № 32-ФЗ, 02.01.00 №20-ФЗ.
2 . Федеральный закон «О соглашениях, о разделе продукции» от 30.12.95 № 225-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 07.01.99 № 19-ФЗ.
3 . Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 № 3314-1.
4 . Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 № 234.
5 . Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.97 № 558.
6 . РД 07-122-96. Инструкция о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденная постановлением Госгортехнадзора России от 11.09.96 № 35, зарегистрированная Минюстом России 09.10.96 № 1175.
7 . РД 07-283-99. Инструкция по оформлению горных отводов для пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденная постановлением Госгортехнадзора России от 25.03.99 № 18/24, зарегистрированная Минюстом России 27.04.99 № 1766.
8 . РД 07-192-98. Инструкция по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденная постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.97 № 58, зарегистрированная Минюстом России 13.03.98 № 1485.
9 . Инструкция по применению «Положения о порядке лицензирования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, утвержденная Роскомнедра от 14.04.94, зарегистрированная Минюстом России от 26.05.94 № 583.
10 . Методические указания по лицензированию пользования недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденные МПР России от 22.06.98.
№ п/п |
Дата и номер согласования, Ф.И.О. |
Организация, представившая проект лицензии (дополнения) |
Наименование организации - недропользователя, адрес |
Наименование объекта лицензирования |
Вид пользования недрами |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ