Проект
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОМИТЕТ СССР
ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И КОНТРОЛЮ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Институт прикладной геофизики
имени академика Федорова Е.К.
Главная геофизическая обсерватория
имени А.И. Воейкова
Государственный Ордена Трудового
Красного Знамени Гидрологический институт
Гидрохимический институт
Институт экспериментальной метеорологии
Рассмотрено и одобрено институтами- соисполнителями: |
Согласовано: Директор ИПГ С.И. Авдюшин Директор ГГО Е.П.Борисенков Директор ГГИ И.А. Шикломано Директор ГХИ А.М. Никаноров Директор ИЭМ В.П. Тесленко |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ИНСТИТУТАМ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ УПРАВЛЕНИЯМ ГОСКОМГИДРОМЕТ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАЗДЕЛОВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСНЫХ СХЕМ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И
ДЕГРАДАЦИИ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Москва, 1983 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящих Методических указаниях рассмотрены вопросы разработки разделов региональных территориальных комплексных схем охраны природы (ТерКСОП) в рамках компетенции Госкомгидромета. Цель указаний - дать представление о структуре и содержании раздела ТерКСОП, включающего в себя рекомендации по предотвращению загрязнения и деградации природной среды, а также о материалах, используемых при его разработке.
Методические вопросы получения современных и прогнозных оценок состояния среды не рассматриваются в настоящих указаниях, поскольку такие методики разработаны и функционируют. Лишь в том случае, когда речь идет о новой, еще не распространенной методике, она включается в текст указаний (пп. 4.2.6; 4.2.9).
Помимо НИУ и УГКС Госкомгидромета, которые участвуют в разработке разделов ТерКСОП отдельных регионов и ТПК, настоящие Указания могут быть использованы также другими заинтересованными организациями, работающими в области охраны природы и составления методики разработки ТерКСОП.
Настоящие указания могут использоваться также при разработке природоохранных разделов в региональных целевых комплексных программах развития как одной отрасли, так и многоотраслевых.
В составлении методических указаний участвовали:
д.г.н. Э.Ю. Безуглая (ГГО)
С.А. Журавин (ГГИ)
к.х.н. Т.П. Лапшина (ГХИ)
к.ф.-м.н. А.С. Шадрин (ИЭМ)
к.г.н. И.И. Букс (ИНГ)
На основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 984 от 1 декабря 1978 г. для определения комплексных мероприятий по охране природы, предупреждения загрязнения и деградации окружающей природной среды, а также в целях обеспечения наиболее эффективного использования в народном хозяйстве природных ресурсов разрабатываются территориальные комплексные схемы охраны природы (ТерКСОП).
Большой раздел ТерКСОП, охватывающий вопросы загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв, а также нарушения гидрологического режима поверхностных водотоков, относится к компетенции Госкомгидромета и разрабатывается НИУ и УГКС Госкомгидромета.
Настоящие методические указания предназначены для НИУ и УГКС Госкомгидромета, принимающих участие в разработке соответствующих разделов территориальных комплексных схем охраны природы, отдельных регионов и ТПК.
Разделы территориальных комплексных схем охраны природы предусматривающие предупреждение загрязнения и деградацию окружающей природной среды, а также сохранение гидрологических ресурсов, разрабатываются учреждениями Госкомгидромета на основании Приказов Госкомгидромета, определяющих состав соисполнителей и головное учреждение.
1.1. Исходным документом при составлении соответствующих разделов и подразделов ТерКСОП является техническое задание (ТЗ), которое разрабатывается каждым НИУ-соисполнителем по своему разделу в соответствии с ГОСТ 15.101-80 (1)
1.2. Головной институт, назначенный Госкомгидрометом, выступает в роли заказчика по отношению к соисполнителям и координирует их работу, начиная с разработки ТЗ.
1.3. Отраслевые институты разрабатывают частное ТЗ с включением в программу выполнения работ, входящих в их компетенцию, территориальных управлений Госкомгидромета, и тем самым определяют круг обязанностей последних и форму сотрудничества их с отраслевыми НИУ.
1.4. Соисполнители направляют частные ТЗ на свой раздел работы головному исполнителю в срок, установленный головным НИУ.
1.5. Головной исполнитель в сроки, установленные приказом Госкомгидромета, обобщает частные ТЗ и составляет общее ТЗ, которое направляется на согласование всем соисполнителям. В случае непоступления частных ТЗ от отдельных соисполнителей, головной исполнитель, по своему усмотрению, определяет круг вопросов, решаемых каждым конкретным исполнителем.
1.6. Головной исполнитель после согласования ТЗ со всеми соисполнителями направляет его на утверждение в Госкомгидромет.
1.7. После утверждения Госкомгидрометом головной институт согласовывает ТЗ с генпроектировщиком и рассылает утвержденное ТЗ соисполнителям.
1.8. В месячный срок после рассылки соисполнители направляют в адрес головной института для согласования рабочую программу и календарный план работ на выполнение своей части ТЗ, после чего головной институт составляет сводный календарный план выполнения работ по программе ТЗ, доводит его до сведения соисполнителей и проводит координационное совещание.
НИР по составлению разделов ТерКСОП, призванных предотвратить загрязнение и деградацию окружающей среды и истощение гидрологических ресурсов, состоят из трех основных этапов, последовательно вытекающих один из другого.
2.1. Оценка современного состояния окружающей природной среды является первым необходимым этапом. Она включает в себя:
2.1.1. Оценку природных условий территории с точки зрения накопления, трансформации и миграции загрязняющих веществ;
2.1.2. Оценочную характеристику существующих источников загрязнения природной среды и нарушения гидрологического режима;
2.1.3. Оценку состояния загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв;
2.1.4. Оценку состояния водных ресурсов.
2.2. Прогнозные оценки состояния окружающей среды на расчетный период составляют второй этап исследований, они включают:
2.2.1. Прогнозные характеристики планируемых источников загрязнения на расчетный период.
2.2.2. Прогнозные оценки состояния загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв.
2.2.3. Прогноз влияния антропогенной деятельности на гидрологический режим территории.
2.2.4. Прогнозные оценки по возможности рассчитываются в нескольких вариантах с учетом имеющихся проектных вариантов как технологических, так и размещенческих.
Природоохранные рекомендации делятся на три крупных категории: технологические, планировочно-организационные, режимные.
2.3.1. Технологические рекомендации касаются вопросов предпочтительного использования определенного вида сырья, топлива, применения специфических способов очистки, внедрения безотходных и малоотходных технологий, оборотных циклов водоснабжения и пр. для конкретных отраслей промышленности, видов сельскохозяйственного производства коммунально-бытового хозяйства.
2.3.2. Планировочно-организационные рекомендации в результате рассмотрения различных вариантов размещения новых (вновь организуемых) городов, населённых пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, организацию санитарно-защитных зон, предлагают оптимальные варианты, предупреждающие загрязнение и деградацию окружающей природной среды.
2.3.3. Режимные рекомендации предусматривают научно-обоснованную регламентацию работы предприятий. Они включают в себя анализ метеорологической и гидрологической ситуации с целью регулирования режима выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты в случаях наступления аномально-опасных условий (инверсии, штили, перемерзание рек и пр.).
3.1. ТерКСОП составляются на основе анализа существующих источников загрязнения, а также развития и размещения планируемых населенных пунктов, предприятий разных отраслей промышленности и сельскохозяйственного производства в регионе, для которого разрабатывается данная схема.
3.2. Разработка соответствующих подразделов схемы выполняется с привлечением для решения ряда специальных задач министерств и ведомств, проектных организаций основных отраслей промышленности и транспорта, ответственных за планирование и проведение природоохранных мероприятий.
3.3. При составлении подразделов ТерКСОП следует руководствоваться нормативными документами и методическими указаниями, используемыми для решения задач, связанных с охраной атмосферного воздуха от физического и химического загрязнения, поверхностных вод и почв (2, 3, 4, 5 и др.)
3.4. Оценки и рекомендации, содержащиеся в разделе ТерКСОП, основываются на данных наблюдений Государственной гидрометеорологической сети и сети ОГСНК, экспедиционных обследований, а также данных наблюдений других ведомств.
3.5. Для оценки региональной специфики территории, помимо данных наблюдений гидрометеорологической сети следует широко привлекать имеющиеся литературные и архивные материалы, характеризующие данный регион, в особенности необходимо использовать данные анализа всех имеющихся региональных тематических карт (гипсометрических, климатических, почвенных геоботанических, ландшафтных, гидрологических, экономико-географических и пр.).
3.6. При составлении раздела ТерКСОП следует использовать материалы районных планировок, в которых содержатся сведения о размещении населенных пунктов, промышленных предприятий, сельскохозяйственных земель, а также заповедников, заказников и других особо охраняемых территорий. На последние следует обращать особое внимание при разработке рекомендаций по охране окружающей природной среды.
Помимо "вертикальной" структуры ТерКСОП, состоящей из последовательно вытекающих друг из друга этапов (оценка современного состояния, прогноз, природоохранные рекомендации), раздел имеет также "горизонтальную" структуру, т.е. состоит из подразделов, хотя и взаимодействующих между собой, но имеющих также самостоятельное значение:
- Предупреждение загрязнения атмосферного воздуха;
- предупреждение загрязнения почв;
- предупреждение загрязнения поверхностных вод;
- предупреждение нарушения гидрологического режима и истощения водных ресурсов.
Каждый из перечисленных подразделов состоит из упомянутых (раздел 2) трех основных этапов, однако разработка каждого из них имеет свою отраслевую специфику.
4.1.1. Характеристика существующего состояния загрязнения атмосферы составляется по результатам наблюдений за загрязнением атмосферы, выполняемых общегосударственной службой наблюдений и контроля за загрязнением природной среды и обработанных в ГГО (2, 6). Для характеристики существующего состояния загрязнения атмосферы используются также сведения о параметрах промышленных выбросов в атмосферу от источников данного города, промузла и т.д.
На основании этих сведений выполняются расчеты полей максимальных приземных концентраций примесей при неблагоприятных метеорологических условиях и при заданной скорости и направлении ветра, которые сравниваются соответственно с максимальными и фоновыми значениями концентраций, полученными по экспериментальным данным (согласно методикам 4, 7).
В результате анализа расчетных и экспериментальных данных выявляются основные источники загрязнения атмосферы.
4.1.2. Оценка климатических условий рассеивания примесей в атмосфере региона основывается на районировании территории по потенциалу загрязнения атмосферы (ПЗА) (8) и климатологической информации (9, 10).
Основными характеристиками климата, которые необходимо рассматривать при составлении данного подраздела ТерКСОП, являются:
- слабые и "опасные" скорости ветра (повторяемость);
- направление ветра (повторяемость);
- застои воздуха - приземные инверсии при слабом ветре (повторяемость);
- инверсии температуры (приземные и приподнятые, их мощность, интенсивность, повторяемость);
- коэффициент турбулентного обмена (повторяемость, среднее значение);
- годовой ход туманов и интенсивность дождей.
4.1.3. Влияние рельефа местности на характер рассеивания примеси оценивается на основе анализа топографической карты района размещения источников загрязнения. При этом рассматривается территория в радиусе 50 максимальных высот источников каждой промплощадки.
Расчетным методом (4) определяется величина поправочного коэффициента на рельеф, показывающего, во сколько раз изменится максимальная приземная концентрация вследствие влияния окружающего промплощадку рельефа.
Выявление возможного загрязнения воздушной среды природными источниками: почвенными выделениями газов (преимущественно сероводородом) и пылепереносами.
4.1.4. Прогноз возможных изменений состояния загрязнения атмосферы в результате антропогенных воздействий составляется на основе анализа данных о тенденции изменений уровня загрязнения воздуха за прошедшие 5-10 лет, а также сведений промышленных министерств и ведомств об изменениях в выбросах вредных веществ, которые могут произойти в связи с планируемым развитием промышленности на территории рассматриваемого района.
При составлении прогноза учитываются результаты разработки предельно-допустимых выбросов (ЦДВ) и временно-согласованных выбросов (ВСВ) на 1985-1990 гг. (4), которые указывают на возможности предприятий обеспечить снижение загрязнения воздуха до определенного уровня.
4.1.5. В результате анализа существующих и прогнозных уровней загрязнения атмосферы с учетом климатических условий рассеивания примесей и поправок на рельеф разрабатывает соответствующий комплекс рекомендаций по охране атмосферы. Этот комплекс включает в себя рекомендации всех 3-х категорий (см. п. 2.3), среди которых преобладают наиболее целесообразные в данном регионе.
4.1.6. Анализ всех вышеперечисленных материалов (пп. 4.1.1 - 4.1.5) должен четко показать возможности обеспечения чистоты атмосферы в заданном районе при техническом уровне и затратах, учитываемых при разработке ВСВ до 1990 г.
4.2.1. Характеристика современного состояния загрязнения почв разрабатывается на основании
- данных наблюдений за загрязнением почв, выполняемых на сети ОГСНК;
- данных о фоновом содержании тяжелых металлов и других токсичных веществ в почве и фоновых выпадениях загрязняющих веществ из атмосферы на подстилающую поверхность;
- сведений о выбросах промышленных предприятий и расчетов сведений о выбросах автотранспортом свинца в R=150 м от автомашины, их рассеивания по методике ГГО (7);
- сведений о видах химических веществ (пестицидов, удобрений, регуляторов роста растений), применяемых в сельском и лесном хозяйствах региона, их расходах (кг/км2 или кг/га), способов и сроков внесения, кратности обработки;
- анализа региональных природных условий, влияющих на трансформацию, миграцию и накопление загрязняющих веществ в почве: почвенного покрова с указанием мехсостава и реакции почвенного раствора (ph), рельефа местности, уровней поверхностных и грунтовых вод и их колебаний по сезонам, метеорологических условий (см. п. 4.1.2).
4.2.2. Оценка существующего загрязнения почв включает информацию:
- о содержании тяжелых металлов, пестицидов и других токсичных веществ (в мг/кг) в почве;
- о доле подвижных форм металлов;
- о реакции почвенного раствора (ph);
- о плотности выпадений (кг/км2) загрязняющих веществ на подстилающую поверхность в радиусе до 30 км от предприятия;
- о загрязнении почвы свинцом автотранспорта.
4.2.3. При оценке загрязнения почв следует руководствоваться существующими нормативами (санитарно-гигиенические ПДК) (5), в случае отсутствия последних содержание загрязняющих веществ в почвах сравнивается с их кларками (11).
4.2.4. Желательно по возможности оценить влияние загрязнения почв на загрязнение атмосферы, поверхностных и грунтовых вод, а также на здоровье населения, плодородие почв, урожайность сельскохозяйственных культур, состояние естественного растительного покрова и фауны с целью определения тенденций и предупреждения нежелательных последствий.
4.2.5. Прогноз степени, характера и масштабов загрязнения почв разрабатывается на основании количественных и качественных прогнозных оценок выбросов промышленных предприятий, применения химических веществ в сельском и лесном хозяйстве. При этом рассчитывается прогноз выпадения (в кг/км2) тяжелых металлов, пестицидов, окислов серы и азота из атмосферы на подстилающую поверхность в фоновых районах вокруг промышленных предприятий, в населенных пунктах и сельхозугодьях.*
На основании совместного анализа прогнозных оценок выпадения загрязняющих веществ, существующих уровней загрязнения и природной специфики региона разрабатывается:
- прогноз содержания в почве тяжелых металлов, пестицидов, нитратов (нитритов) и других токсикантов;
- прогноз изменения ph почвенного раствора вокруг предприятий, населенных пунктов, на сельхозугодьях;
- прогноз изменения форм подвижности тяжелых металлов.
* Рассчитывается методом экстраполяции на расчетный период с учетом изменения выбросов загрязняющих веществ от существующих и планируемых предприятий.
В качестве аналога промышленного предприятия (узла) выбирается действующее промышленное предприятие (узел), содержащее аналогичные источники загрязнения той же мощности расположенные в возможно более близких природных условиях.
Максимальная плотность прогнозируемого потока тяжелых металлов на поверхность почвы в промышленных центрах и вокруг отдельных предприятий рассчитывается по формуле:
, (4.1)
где и - плотность потока (размерность) i-того элемента из атмосферы на почву вблизи (0-5 км) от проектируемого предприятия и предприятия аналога соответственно;
, - количество выбросов того элемента вблизи проектируемого предприятия и предприятия-аналога.
Кi - коэффициент, учитывающий отличия в рассеивании i-того элемента на предприятии-аналоге и проектируемом предприятии, который определяется по формуле:
, (4.2)
где , - площадь рассеивания выбросов i-того элемента на проектируемом предприятии и предприятии-аналоге;
, - количество дней с температурными инверсиями, туманами, штилями, осадками в районах расположения проектируемого предприятия и предприятия-аналога.
4.2.7. При использовании метода аналогии делаются следующие допущения:
- плотность потока загрязняющих веществ из атмосферы на подстилающую поверхность пропорциональна мощности предприятия, числу дней с инверсиями и штилями;
- в случаях, когда мощность проектируемого предприятия неизвестна, допускается, что отношение плотности названных потоков от предприятия-аналога и пректируемого предприятия равно отношению стоимости выпускаемой или однотипной продукции (при одинаковой или близкой технологии);
- качественный и количественный состав добываемого, обогащаемого и используемого угля, руд в выбранном аналоге и проектируемом (строящемся) предприятии одинаковы или близки;
- параметры миграции тяжелых металлов и других загрязняющих веществ в почве и из почвы в другие среды постоянны на всей территории региона.
4.2.8. Прогноз рекомендуется давать по валовому содержанию тяжелых металлов в почве с поправкой на разность фоновых уровней вблизи предприятия-аналога и проектируемого предприятия. В случае отсутствия этих данных допускать фоновые концентрации равными.
Если фоновые уровни тяжелых металлов в почвах района размещения строящегося предприятия очень велики (близки или превышают ПДК) и соизмеримы или даже превышают уровни содержания этих металлов вблизи (0-5 км) предприятия аналога, то при составлении прогноза за основу берется не содержание прогнозируемых ингредиентов в почвах вокруг предприятия-аналога, а потоки этих веществ из атмосферы на подстилающую поверхность.
4.2.9. Сток (удаление) загрязняющих веществ из почвы, а следовательно, накопление их в почве зависит от многих параметров, некоторые из которых еще недостаточно изучены, в связи с чем рассчитать сток не всегда представляется возможным, и в этом случае следует опираться на экспертные оценки стока, получаемые на основе имеющихся данных по воздушной и водной эрозии почв в рассматриваемом районе и по данным тяжелых металлов из почвы по другим регионам страны согласно формуле:
(4.3)
где и - сток i-того вещества из почвы вблизи проектируемого предприятия и предприятия-аналога соответственно;
, - коэффициент самоочищающей способности почв в районах расположения проектируемого предприятия и аналога соответственно.
4.2.10. Сопоставляя фоновое содержание тяжелых металлов в почве, оценки плотности их потока и стока из почвы в другие среды, а также учитывая возможное распределение веществ в почве вокруг источников загрязнения, можно получить ориентировочные уровни накопления тяжелых металлов в почве на расчетный период.
4.3.1. Оценка существующего состояния загрязнения поверхностных вод разрабатывается на основании:
- данных гидрохимических и гидробиологических наблюдений на сети ОГСНК;
- анализа специфики региональных природных условий, влияющей на качество поверхностных вод.
При этом, помимо природно-климатических параметров, учитываемых при разработке других подразделов Схемы особое внимание обращается на гидрологическую характеристику территории и физико-географические процессы, изменяющие гидрологический режим (заболачивание, иссушение; сезонная изменчивость стока и пр.); данные о многолетней мерзлоте; особенности гидрографической сети; интенсивность эрозионных процессов на водосборе; качественную и количественную характеристику поверхностного стока.
4.3.2. Гидрохимическая характеристика поверхностных вод и донных отложений должна содержать следующие сведения:
- физические свойства и химический состав поверхностных вод (температура, прозрачность, главные ионы, минерализация, биогенные вещества, органические вещества, растворенный кислород, загрязняющие вещества, характерные для данной территории и отраслей народного хозяйства).
- физические и химические свойства донных отложений (содержание загрязняющих веществ, уровень физико-химических и окислительно-восстановительных условий, минералогический и гранулометрический состав).
4.3.3. Перечень приводимых показателей определяется:
- целевым использованием водного объекта;
- составом и количеством, поступающих в него загрязняющих веществ с учетом их опасности;
- требованиями проектируемых предприятий и сооружений к качеству воды.
4.3.4. В районах с существующими и возможными в перспективе высокими уровнями загрязнения необходимы гидробиологические характеристики, которые служат индикаторами состояния водной экосистемы. Они включают:
- качественные и количественные показатели биоценоза, в том числе наличие характерных для евтрофикации форм фитопланктона;
- продукционно-деструкционный показатель в биоценозе, позволяющий судить о скорости обмена веществ в экосистеме, что определяет возможность биологического самоочищения;
- показатели ранней диагностики повреждений (патологии) гидробионтов;
- кумулятивные свойства гидробионтов на разных уровнях трофической цепи;
- рыбопродуктивность и состав промысловой ихтиофауны.
4.3.5. Необходимо также провести санитарно-эпидемиологическую: оценку природных вод с точки зрения возможной эпидемической опасности, привлекая данные санитарно-эпидемиологической службы по оценке состояния здоровья населения связанные с неблагоприятными свойствами природных вод, и наличием патогенной микрофлоры в воде, донных отложениях и гидробионтах.
4.3.6. Оценка современного качества поверхностных вод исследуемого региона на основании анализа всех вышеперечисленных данных должна выявлять многолетнюю тенденцию изменения качества вод в выбранных створах и в целом по бассейну и связь данной тенденции с изменением водности и поступления загрязняющих веществ.
4.3.7. Для определения изменения качества воды в районе населенных пунктов под влиянием сброса загрязняющих веществ необходимо установить средние и предельные значения концентраций загрязняющих веществ выше и ниже выпусков сточных вод.
4.3.8. Для характеристики степени загрязнения поверхностных вод следует руководствоваться санитарно-гигиеническими предельно-допустимыми концентрациями (ПДК) загрязняющих веществ, а для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение - рыбохозяйственными ПДК (12, 19). При этом содержание вредных веществ в воде регламентируется, исходя из требований питьевого водоснабжения, санитарного состояния, отдыха, водного спорта, рыбного хозяйства.
4.3.9. Информация о качестве вод представляется в виде таких статистических параметров, как осредненные превышение нормативов экстремальные значения концентраций, как в отдельных створах во времени, так и по бассейну в целом.
4.3.10. При расчете прогнозных оценок состояния загрязнения поверхностных вод исходными данными служат:
- исходная гидрохимическая характеристика рек;
- расчетные гидрологические характеристики рек 95% и 50% обеспеченности;
- внутригодовое распределение стока по сезонам года;
- ожидаемые характеристики сточных вод (объемы стока и его химический состав на расчетный период);
4.3.11. Сточные воды включают в себя стоки промышленных предприятий, хозяйственно-бытовые сточные воды, поверхностный сток с селитебных территорий, аэропортов, сельскохозяйственных угодий и от животноводческих комплексов.
Расчет поступления загрязняющих веществ с промстоками проводится по важнейшим отраслям промышленности с подотраслями и по отдельным производствам.
При прогнозе учитывается размещение выпусков промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод с указанием объемов водоотведения и соотношения количества очищенных и неочищенных сточных вод, эффективности очистки. Объем водоотведения от промышленности на прогнозируемый период определяется на основе планируемой мощности предприятий, нормам расхода воды и количеству сточных вод на единицу продукции (13).
Поступление загрязняющих веществ с поверхностным стоком рассчитывается ориентировочно по объему стока и концентрациям загрязняющих веществ в нем. (14) (качественный и количественный состав последних зависит от специфики стока с селитебных территорий; сельскохозяйственных угодий и животноводческих комплексов).
4.3.12. Расчет прогнозных концентраций загрязняющих веществ в воде рек рассматриваемых территорий на основании принятых методик (14, 15, 16) выполняется по нескольким вариантам, при этом учитываются:
- варианты размещения источников загрязнения;
- водность рек (маловодные, средневодные годы и распределение стока по сезонам года);
- характеристики химического состава воды рек (для среднемноголетних годовых и сезонных значений концентраций);
- объем и качество сточных вод с учетом различной эффективности очистки;
4.3.13. На основании прогнозных оценок загрязнения поверхностных вод разрабатываются рекомендации по осуществлению необходимых водоохранных мероприятий, которые должны обеспечить наиболее эффективные и оптимальные для народного хозяйства результаты водоохранной деятельности (17, 18).
4.4.1. Охрана ресурсов речного стока заключается в разработке и осуществлении такой системы мероприятий, которая позволила бы обеспечить:
- долговременное сохранение относительного равновесия гидрологического режима территории;
- комплексное рациональное использование ресурсов речного стока;
- предотвращение или ослабление негативных изменений гидрологического режима территории в результате ее хозяйственного освоения;
4.4.2. Перечисленные задачи решаются путем последовательного выполнения следующих трех этапов работы:
- характеристика естественного гидрологического режима территории;
- оценка существующих и перспективных негативных антропогенных изменений режима речного стока и факторов их вызывающих;
- обоснование предложений по осуществлению необходимых природоохранных мероприятий, направленных на предотвращение деградации ресурсов речного стока и опосредованно связанных с ними негативных явлений (водная эрозия, изменение гидрохимического режима и динамики снеготаяния и др.)
4.4.3. Анализ естественного режима речного стока выполняется на основании существующих методов расчета гидрологических параметров (20, 21) с учетом специфики природных условий территории.
Анализ гидрологического режима территории включает:
- оценку гидрометеорологической изученности территории с учетом данных гидрометстанций и постов, расположенных вблизи границ изучаемой территории;
- районирование территории по условиям формирования стока;
- анализ средних и экстремальных значений основных гидрологических характеристик, их пространственного и временного распределения;
- районирование территории по степени благоприятности гидрологического режима для проживания населения и развития производительных сил.
4.4.4. Оценка антропогенных изменений гидрологического режима опирается на анализ основных факторов, вызывающих эти изменения (22, 23, 24). В число таких факторов входят:
- водопотребление и водоотведение, связанные с использованием поверхностных и подземных вод для коммунальных, промышленных и сельскохозяйственных нужд;
- урбанизация речных бассейнов;
- горнорудные разработки и водозаборы подземных вод;
- мелиорация земель;
- создание водохранилищ;
- сведение лесов;
- агротехническая обработка земель;
- дорожное строительство;
- выемка инертных материалов из русел и пойм рек.
4.4.5. При оценке существующих нарушений гидрологического режима и особенно при прогнозе необходимо выявить:
- важнейшие факторы (площадное распределение и масштаб воздействий), вызывающие нарушения на данной территории;
- предельные площади водосборов рек, на которых эти нарушения могут быть значимы;
- критические площади водосборов (% от их общей площади при которых происходит резкое изменение режима речного стока.
4.4.6. Антропогенные воздействия могут повлиять на следующие характеристики режима речного стока:
- основные гидрологические параметры (годовой сток и его внутригодовое распределение; максимальный дождевой и весенний сток; минимальный летне-осенний и зимний сток; продолжительность перемерзания рек; наледность).
- гидрофизические и гидрографические характеристики, определяющие условия формирования речного стока;
- гидрохимический режим;
- термический режим;
- режим стока наносов, эрозионные процессы;
- русловые процессы.
4.4.6. Характеристика влияния на гидрологический режим различных видов хозяйственной деятельности, - как в современный период, так и на расчетный срок, - предусматривает оценку качественных изменений, а также получение их количественных величин в пределах исследуемой территории.
4.4.7. При анализе антропогенных изменений речного стока в качестве исходной информации используются следующие данные:
- сетевые гидрометеорологические наблюдения;
- экспериментальные и полевые исследования;
- сведения о развитии хозяйственной деятельности
4.4.8. Расчет количественных оценок антропогенных изменений гидрологических параметров выполняется с использованием методов, разработанных в ГГИ (25).
По источникам информации эти методы подразделяются на 2 группы, имеющие свои отличительные черты:
- методы, основанные на применении данных сетевых гидрометеорологических наблюдений;
- метод активного эксперимента.
4.4.9. Существенным фактором, влияющим на гидрологический режим, является загрязнение снежного покрова в результате выпадений загрязняющих веществ из атмосферного воздуха. Ускоренный сход снежного покрова под влиянием загрязнения влияет на сроки и длительность ледовых явлений в русле, на высоту волны половодья и на форму гидрографа.
В связи с этим необходимо выявлять ореол и степень загрязнения снежного покрова вокруг промышленных узлов и предприятий на речных водосборах. Наиболее эффективны для этой цели дистанционные методы (аэрофото- и космическая информация).
4.4.10. На основании результатов исследований естественного гидрологического режима территории, оценок существующих и перспективных нарушений под влиянием развития народного хозяйства разрабатываются рекомендации по охране ресурсов речного стока.
Они включают следующие разделы:
- обоснование природоохранных мероприятий на основе оценки естественной устойчивости гидрологического режима района и имеющихся его нарушений;
- определение объектов охраны района (речных водосборов и участков рек) по данным о развитии народного хозяйства в настоящее время и на перспективу;
- прогноз негативных изменений гидрологического режима на основе планов экономического развития района;
- собственно предложения по осуществлению природоохранных мероприятий (по факторам хозяйственной деятельности);
- предложения по организации мониторинга ресурсов речного стока и развитию исследований по оценке антропогенных изменений гидрологического режима для корректировки программы
природоохранных мероприятий.
5.1. Институты-соисполнители направляют в головной институт выполненные ими подразделы, согласно Программе работ и календарному плану.
5.2. Головной институт обобщает и согласовывает между собой все подразделы и, согласно Положению о головных институтах, подготавливает заключительный отчет свободной формы, который направляется на согласование в УКЗ Госкомгидромета, после чего передается заказчику.
1. Порядок проведения научно-исследовательских работ. Основные положения. ГОСТ 15.101-80.
2. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. Л., Гидрометеоиздат, 1979.
3. Константинова З.И. Защита воздушного бассейна от промышленных выбросов. М., Стройиздат, 1981.
5. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве. М., Минздрав, 1980.
10. Справочник по климату СССР. Часть III, ветер, вып. 1-3.
11. Войткевич Г.В. и др. Краткий справочник по геохимии. Изд. 2-е. - М.; Недра, 1977, 182 с.
12. Правила охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. М., 1975 г. 38 с.
19. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков. ГОСТ. 17.1.307-82, с. 12.
20. Определение расчетных гидрологических характеристик СНиП 2.01.14-83. М., Стройиздат, 1983.
22. Шикломанов И.А. Антропогенные изменения водности рек Л., Гидрометеоиздат, 1979, 302с.
24. Куприянов В.В. Гидрологические аспекты урбанизации. Труды ГГИ, 1973., вып. 206. - с. 122-133.
СОДЕРЖАНИЕ