Нормативные документы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов и училищ.
Объявления:

МИНИСТЕРСТВО ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР

"СОГЛАСОВАНО"

Первый заместитель начальника
Главгосэкоэкспертизы:
Госкомприроды СССР

М.Д. Максименко

"28" июня 1991 г.

"УТВЕРЖДАЮ"

Первый заместитель
начальника отдела
создания мощностей и
социального строительства
Минтяжмаша СССР

А.И. Шачков

"28" июня 1991 г.

Временная инструкция
о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности предприятий тяжелого машиностроения при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения)

Москва - 1991 год

разработана Государственным институтом по проектированию предприятий тяжелого машиностроения (Гипротяжмаш) проектного объединения ПО "Союзтяжмашпроект"

Генеральный директор

ПО "Союзтяжмашпроект"                                                                   В.М. Ярцанкин

Главный инженер

ПО "Союзтяжмашпроект"                                                                   А Н. Савельев

Начальник ОРОиБР,

руководителе темы                                                                              В.В. Кубанцев

Главный специалист

технического отдела                                                                            М.В. Абрамов

Главный специалист

энергетического отдела                                                                      М.Н. Тер-Микаэлян

Главный инженер проекта                                                                 В.О. Меньшинин

Начальник группы ОРОиБР                                                                Л.В. Кузьменкова

В работе принимали участие специалисты ГПистроймаша (г. Брянск)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Временная инструкция*:

____________

*) Инструкция подлежит пересмотру или дополнению по мере наработки и утверждения новых законодательных и нормативных документов, регламентирующих процесс ОВОС и рассмотрение ее результатов: при государственной экологической экспертизе планово-проектной документации.

разработана:

в развитие "Временной инструкции о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при разработке технико-экономических обоснований (расчетов) и проектов строительства новых и реконструкции, расширения и технического перевооружения народнохозяйственных объектов и комплексов", утвержденной руководством Госкомприроды СССР 13 мая 1990 г.;

с целью организации проведения ОВОС при подготовке и принятии решений о развитии предприятий тяжелого машиностроения;

в дополнение к действующим документам, регламентирующим порядок, объем и содержание проектных проработок на стадии ТЭО (ТЭР), проекта (рабочего проекта) тяжелого машиностроения;

предназначена для:

организаций-заказчиков документации, представляющих гарантии обществу экологической безопасности последствий реализации ТЭО (ТЭР) и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения** предприятий тяжелого машиностроения;

____________

**) В дальнейшем ТЭО и проектов строительства предприятий.

организаций-разработчиков проектной документации и материалов ОВОС;

ведомственной экспертизы ТЭО (ТЭР), проектов и смет;

определяет:

порядок организации и проведения ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства предприятий тяжелого машиностроения;

объем проработки вопросов оценки воздействия на окружающую среду на стадии ТЭО и проекта и в случае внесения изменений в ранее утвержденные проектные решения;

ответственность заказчиков и разработчиков за соблюдение правил проведения ОВОС;

принципы и критерии ОВОС ТЭО и проектов строительства предприятий тяжелого машиностроения;

форму представления результатов ОВОС и их обсуждения с общественностью региона размещения нового или действующего предприятия тяжелого машиностроения при его реконструкции, расширении или техническом перевооружении.

1.2. ОВОС - это определение характера и уровня опасности всех потенциальных видов воздействия намечаемых к строительству предприятий на окружающую среду и здоровье населения, а также оценка экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации намечаемой деятельности.

1.3. ОВОС проводится в целях:

изучения взаимосвязей предлагаемых проектных решений с особенностями экологических условий, медико-биологической обстановки и социально-экономической инфраструктуры, сложившейся в районах размещения объектов тяжелого машиностроения;

обеспечения эколого-экономической сбалансированности будущего хозяйственного развития этих предприятий с развитием предприятий других отраслей;

обеспечения благоприятных условий для жизнедеятельности населения в районе размещения или эксплуатации предприятий тяжелого машиностроения;

разработки необходимых и достаточных мер по предотвращению отрицательных экологических последствий реализации ТЭО или проектов строительства новых, а также деградации окружающей среды в районах действующих (реконструируемых, расширяющихся) предприятий;

обеспечения восстановления нарушенных природных систем в результате предыдущей эксплуатации предприятий тяжелого машиностроения;

1.4. финансирование работ по подготовке рабочей документации и строительству объектов по ней допускается при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по соответствующему ТЭО или проекту.

1.5. К основным принципам ОВОС относятся:

интеграция (рассмотрение во взаимосвязи) технологических, технических, социальных, экологических, экономических и других показателей проектных решений;

альтернативность (вариантность) проектных решений, обеспечивающих соблюдение экологических ограничений (требований);

учет в проектных решениях региональных особенностей территории, где размещается площадка намечаемого строительства или действующего предприятия, включая:

состояние экосистем и уровень их устойчивости к прогнозируемым воздействиям на окружающую среду;

состояние здоровья населения;

исторические, культурные, этнические и другие интересы населения региона;

перспективы социально-экономического развития региона.

1.6. В результате проведения ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства выявляются и рекомендуются к утверждению те проектные решения, реализации которых:

не представляет угрозы для здоровья персонала предприятия, населения и условий его жизнедеятельности при прямом, косвенном, кумулятивном и других видах воздействия предприятия и производимой им продукции с учетом отдаленных последствий;

не приведет к необратимым или кризисным изменениям в окружающей среде в период строительства, эксплуатации и ликвидации предприятий.

1.7. Ответственность за организацию и проведение ОВОС при разработке ТЭО и проектов строительства предприятий отрасли, а также за качество передаваемых разработчику исходных данных несет заказчик документации, который обеспечивает подбор компетентных исследовательских, проектных организаций и специалистов, финансирование необходимых для этого работ, включая, в частности, сбор соответствующей информации, проведение инженерно-экологических изысканий и научных исследований.

1.8. Разработчик документации отвечает перед заказчиком за полноту и качество проведения ОВОС и оформления полученных результатов.

1.9. Стоимость разработки материалов ОВОС определяется на основании рассчитанных трудозатрат и предусматривается дополнительно к смете расходов на разработку ТЭО или проекта строительства.

1.10. За искажение и сокрытие информации о возможных отрицательных последствиях должностные лица организаций-заказчиков и разработчиков документации привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

1.11. Неотъемлемой частью настоящей инструкции является "Пособие по обеспечению проведения ОВОС при подготовке ТЭО и проектов строительства предприятий тяжелого машиностроения"*.

____________

*) В дальнейшем "Пособие"

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

2.1. Требование о проведении ОВОС формулируется заказчиком в задании на разработку ТЭО и проекта.

2.2. Для проведения ОВОС заказчик передает разработчику исходную информацию в соответствии с перечнем, приведенным в "Пособии".

2.3. На начальном этапе разработки ТЭО заказчик или по его поручению разработчик документации готовит "Заявление о намерениях", в котором излагает принципиальные решения о будущей хозяйственной деятельности и ожидаемых воздействиях на окружающую среду, и организует его предварительное обсуждение с территориальными органами власти и управления и представителями общественности региона. Обсуждение проводится с целью выявления экологически значимых позиций местного населения, экологических ограничений и условий ведения хозяйственной деятельности, обусловленных социально-экономическими, природными, историческими и иными особенностями территории. Полученная информация используется при разработке ТЭО и проекта и проведении ОВОС.

2.4. разработчик ТЭО или проекта систематизирует и анализирует исходную информацию, собирает дополнительные данные об экологических последствиях эксплуатации аналогичных предприятий отрасли или других ведомств, определяет направления дополнительных проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ, необходимых для выполнения ОВОС (если такие требуются), проводит оценку воздействия и оформляет ее результаты в соответствии с требованиями раздела 4 настоящей Инструкции.

2.5. На основе результатов ОВОС заказчик и разработчик документации подготавливают "Заявление об экологических последствиях" (ЗЭП), передают его в Совет народных депутатов тех административно-территориальных образований, где намечается реализовать хозяйственную деятельность, и организуют обсуждение ЗЭП с представителями общественности. Итоги обсуждения оформляются протоколом. Форма ЗЭП приведена в "Пособии".

2.6. По результатам обсуждения при необходимости вносятся коррективы и изменения в ТЭО или проект, после чего ТЭО или проект передается в ведомственную, а затем на государственную экологическую экспертизу, которая является последним этапом ОВОС.

3. СОДЕРЖАНИЕ ОВОС

3.1. Сбор и анализ необходимой информации о:

возможных способах осуществления намечаемой деятельности и вариантах технологических процессов и оборудования (как правило, развитие предприятий отрасли должно планироваться с применением технологий, прошедших государственную экологическую экспертизу, а также результатов научно-исследовательских проработок, проводимых отраслью);

реальных альтернативах принимаемому решению;

социально-экономической инфраструктуре территории, на которой размещается предприятие;

состоянии окружающей среды для всех рассмотренных вариантов размещения предприятия;

демографических показателях и заболеваемости населения.

3.2. Определение источников, видов и объектов воздействия.

3.2.1. В качестве основных источников воздействия предприятий тяжелого машиностроения рассматриваются:

технологические процессы и производства;

вспомогательные объекты на территории предприятия, включая хранилища химически опасных веществ, топлива, отходов и др., энергетическое хозяйство;

транспорт для перевозки сырья и продукции.

3.2.2. Характерными для предприятий отрасли видами воздействия являются:

химическое загрязнение;

тепловое воздействие;

физическое воздействие (шум, вибрация, электромагнитное излучение);

изъятие природных ресурсов (отбор воды, изъятие земель, уничтожение растительности);

3.2.3. Объектами воздействия предприятий тяжелого машиностроения могут быть:

персонал предприятия;

население, проживающее в пределах зоны нормируемого воздействия;

отдельные элементы природной среды;

охраняемые территории и отдельные объекты (истерические, культурные, природные) и т.д.

3.3. Прогнозирование возможных изменений в окружающей среде от воздействий предприятий, которое проводится по выявленным экологически значимым позициям и включает в себя прогноз изменения качества и состояния окружающей среды, условий для воспроизводства растительного и животного мира, изменения ландшафта и т.д.

3.4. Оценка возможных последствий для окружающей среды, здоровья и условий жизни населения, вызываемых прогнозируемыми изменениями.

3.5. Оценка вероятных аварийных ситуаций и их последствий для окружающей среды и здоровья населения.

Как наиболее характерные для предприятий машиностроения рассматриваются:

технические ошибки персонала;

отказы технических систем;

пожар;

взрывы;

аварийные ситуации на соседних предприятиях (объектах) повышенного аварийного риска;

стихийные бедствия.

3.6. Определение мер и мероприятий по снижению (предупреждению отрицательных воздействий на окружающую среду и здоровье населения в условиях нормальной эксплуатации, и в аварийной ситуации, к которым относятся специальные технические средства по очистке газовых выбросов, сточных вод, организации водооборотных систем, переработке и хранению отходов производств и т.д.

В случае реконструкции, расширения или технического перевооружения предприятия анализируется эффективность ранее выполненных мероприятий по охране атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, рекультивации земель и т.п.

3.7. Определение остаточных воздействий на окружающую среду с указанием количественных показателей для нормируемых воздействий и методов контроля.

3.8. Анализ полноты и достаточности мер и мероприятий по предотвращению и снижению отрицательных экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации намеченных проектных решений.

В случае размещения предприятий тяжелого машиностроения с относительно незначительной численностью персонала в населенных пунктах (со сложившейся социально-демографической структурой, оценка социально-экономических последствий размещения (развития) объекта может даваться в общем виде, имея в виду, что такие предприятия не могут оказать заметного влияния на социальную инфраструктуру, условия жизни населения, его занятость и т.п.

3.9. Эколого-экономическая оценка проектных решений:

расчет полных общественных затрат на осуществление предлагаемых вариантов с учетом выявленных социально-экологических последствий;

дополнительные ("частные") оценки, такие как хозрасчетные выгоды, объем компенсационных выплат и затрат на ликвидацию или снижение отдельных отрицательных последствий и т.п.;

ориентировочные расчеты рентабельности объекта с учетом динамики цен на сырье, материалы, продукцию, изменения источников поставок исходного сырья и комплектации.

3.10. Анализ альтернативных вариантов осуществления хозяйственных решений и формирование новых (при необходимости).

3.11. Предложения по организации научных исследований, направленных на изучение экологических последствий вновь выявленных неизученных и ненормируемых воздействий.

3.12. На стадии ТЭО (ТЭР) на строительство новых, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение действующих предприятий тяжелого машиностроения ОВОС проводится в объеме, предусмотренном разделом 3 настоящей Инструкции.

3.13. На стадии проекта (рабочего проекта) ОВОС в объеме раздела 3 настоящей Инструкции проводится в тех случаях, когда на предыдущей стадии проектирования оценка воздействия не выполнялась.

В других случаях ОВОС заключается в детализации и уточнении отдельных показателей уровней воздействия предприятий на окружающую среду и может ограничиваться объемом, предусмотренным СНиП 1.02.01-85 или экспертными оценками, о чем должна быть сделана соответствующая запись-обоснование.

4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС

4.1. Основные выводы и предложения о вариантах хозяйственной деятельности, базирующиеся на материалах ОВОС, излагаются в общей пояснительной записке ТЭО или проекта.

4.2. Результаты оценки воздействия на окружающую среду излагаются в отдельной брошюре и в следующей последовательности:

указывается наименование организаций, участвовавших в проведении и подготовке ее результатов;

в краткой форме приводится обоснование принимаемого решения по созданию предприятия (производства), даются ссылки на документы более ранних стадий, на основании которых разрабатывались данные проектные решения;

описываются существующее состояние окружающей среды и здоровья населения, а также существующая социально-экономическая структура района размещения нового или реконструируемого предприятия (производства);

приводятся общие сведения об альтернативах создаваемого (реконструируемого и т.д.) предприятия, включая источники, виды и характеристики его воздействия на окружающую среду;

перечисляются экологические ограничения, выявленные и учтенные при разработке проектных решений;

излагаются выявленные экологически значимые позиции различных групп населения (общественности, профессиональных сообществ и т.д.) по поводу проектируемого предприятия (производства);

описываются изменения в окружающей среде и прогнозируемые последствия реализации данных проектных решений в районе намечаемого размещения или расположения реконструируемого предприятия (производства) при их нормальной эксплуатации и в условиях аварийной ситуации;

приводится перечень мероприятий по предотвращению или снижению отрицательного воздействия создаваемого или реконструируемого предприятия (производства) на окружающую среду, здоровье людей и социально-демографическую структуру района размещения объекта*.

____________

*) Описание технических, технологических, организационных и других мер и мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с результатами ОВОС, приводится в разделе ТЭО или проекта строительства предприятия "Охрана окружающей среды".

4.3. К материалам ОВОС прилагаются:

документы согласования проектных решений с органами системы Минздрава СССР и органами государственного надзора, ответственными за соблюдение требований природоохранительного законодательства Союза ССР;

заключение ведомственной экспертизы ТЭО или проекта строительства предприятия;

материалы обсуждения ОВОС по ТЭО или проекту строительства с общественностью района размещения или эксплуатации предприятия (производства) с изложением основных разногласий.

4.4. Изложение результатов ОВОС завершается "Заявлением об экологических последствиях", которое подписывается заказчиком и разработчиком (генеральным проектировщиком) документации и включает:

титульный лист;

цель и необходимость реализации данных проектных решений;

описание наиболее значимых воздействий на окружающую среду и экологических последствий для условий жизни и здоровья населения в результате реализации выбранного варианта, в том числе и в аварийных ситуациях;

количественные оценки уровня потенциальной экологической опасности проектируемого предприятия (производства, мощности);

перечень основных мер и обязательств, гарантирующих создание, эксплуатацию и ликвидацию данного объекта в соответствии с природоохранными нормами и правилами.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 1

2. Организация проведения и рассмотрения результатов оценки воздействия на окружающую среду. 3

3. Содержание овос.. 3

4. Оформление результатов проведения овос.. 4

 

2008-2013. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - Нормативные документы - стандарты.