Нормативные документы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов и училищ.
Объявления:

Постановлением Правительства Москвы от 28 июля 2009 г. N 693-ПП "О признании утратившими силу правовых актов города Москвы" настоящее распоряжение признано утратившим силу.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Г. МОСКВЫ
(МОСКОМПРИРОДА)

ВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ Г. МОСКВЫ

1999 год

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПРЕМЬЕР

Содержание

1. Назначение и область применения

2. Основные экологические термины и определения

3. Общие положения

4. Экологические требования при проектировании и устройстве АЗС

4.1. Экологические требования к размещению и проектированию АЗС.

4.2. Экологические требования к строительству АЗС

5. Экологические требования при эксплуатации и обслуживании АЗС

5.1. Требования воздухо-охранного законодательства

5.2. Требования водо-охранного законодательства

5.3. Экологические требования по обращению с отходами производства и потребления.

5.4. Экологические требования по охране и содержанию зеленых насаждений.

6. Заключительные положения

Приложение 1

Перечень основных природоохранных документов, хранящихся на автозаправочной станции

Приложение 2

Список документов, использованных при разработке Временных экологических требований

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

24 мая 1999 г. № 457-РП

О введении в действие Временных

экологических требований при

проектировании, строительстве и

эксплуатации автозаправочных

станций на территории г. Москвы

В целях упорядочения экологических требований, предъявляемых к проектированию, строительству и эксплуатации автозаправочных станций, размещаемых на территории города Москвы:

1. Ввести в действие Временные экологические требования при проектировании, строительстве и эксплуатации автозаправочных станций на территории г. Москвы с 1 января 1999 года (приложение).

2. Отделу Правительства Москвы по вопросам природопользования и защиты окружающей среды совместно с Управлением транспорта и связи. Москомприродой и другими заинтересованными организациями осуществлять постоянный контроль за выполнением утвержденных Временных экологических требований.

3. Юридическим и физическим лицам, имеющим в эксплуатации автозаправочные станции, принять к руководству Временные экологические требования.

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министра Правительства Москвы по вопросам природопользования и защита окружающей среды Бочина Л.А.

Правительства Москвы

Мэр Москвы                                                                             Ю.М. Лужков

Приложение

к распоряжению

Премьера

Правительства Москвы

от 24 мая 1999 года

№ 457-РП

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Г. МОСКВЫ
(МОСКОМПРИРОДА)

ВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ Г. МОСКВЫ

1999 год

1. Назначение и область применения

1.1. Временные экологические требования при проектировании, строительстве и эксплуатации автозаправочных станций (АЗС) города Москвы разработаны в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, с учетом действующих государственных экологических стандартов, нормативов качества окружающей природной среды, инструкций и правил технической эксплуатации автозаправочных станций, а также других нормативно-технических документов.

1.2. Настоящие Временные экологические требования при проектировании, строительстве и эксплуатации автозаправочных станций (АЗС) города Москвы формулируют основные требования экологической безопасности, направленные на предупреждение неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности автозаправочных станций, включая стационарные (АЗС), контейнерные (КАЗС) автозаправочные станции и автозаправочные комплексы (АЗК) (в дальнейшем - автозаправочные станции).

1.3. Временные экологические требования предназначены для использования предприятиями, организациями, акционерными обществами, частными предприятиями и иными владельцами, осуществляющими строительство новых, реконструкцию (техническое перевооружение), эксплуатацию и обслуживание автозаправочных станций (АЗС, КАЗС, АЗК) на территории города Москвы, а также представителями органов Государственного экологического контроля - Государственного комитета по охране окружающей среды г. Москвы (Москомприроды).

1.4. Настоящие Временные экологические требования являются обязательными для соблюдения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, акционерными обществами, частными предприятиями и иными владельцами (далее организациями), имеющими в эксплуатации автозаправочные станции на территории города Москвы независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

2. Основные экологические термины и определения

2.1. Загрязняющее атмосферу вещество - примеси в атмосфере, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на здоровье людей и (или) на окружающую среду.

2.2. Источник загрязнения атмосферы - объект, распространяющий загрязняющие атмосферу вещества.

2.3. Предельно допустимая концентрация (ПДК) загрязняющего вещества в атмосферном воздухе - максимальная концентрация примеси в атмосфере, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного воздействия, включая отдаленные последствия, и на окружающую среду в целом.

2.4. Инвентаризация выбросов - систематизация сведений о распределении источников загрязнения атмосферы на определенной территории, количестве и составе выбросов.

2.5. Предельно допустимый выброс (ПДВ) - масса выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника или совокупности источников загрязнения атмосферы города или другого населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, создающая приземную концентрацию, не превышающую их предельно допустимые концентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира.

2.6. Разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду - документ, устанавливающий нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровье человека.

2.7. Канализационная сеть - система трубопроводов, каналов или лотков и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.

2.8. Сточные воды - воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека, а также организованного удаления с территории атмосферных осадков.

2.9. Плата за загрязнение окружающей природной среды - плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие загрязнения в пределах установленных лимитов, а также сверх установленных лимитов по ставкам, установленным законодательством Москвы.

2.10. Земли, расположенные в границах водо-охранных зон - земли (территория), примыкающие к акватории поверхностных водных объектов на которых установлен специальный режим хозяйственной и иной деятельности.

2.11. Захламление земель - размещение в не установленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки, бытовой мусор и др.).

2.12. Самовольное занятие земель - пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.

2.13. Порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие неприятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами.

2.14. Загрязнение земель - ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующиеся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).

3. Общие положения

3.1. Организации, осуществляющие строительство новых, реконструкцию (техническое перевооружение), эксплуатацию и обслуживание автозаправочных станций должны обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды путем выполнения требований согласованных технологий; обеспечения надежной, эффективной работы очистных сооружений, технологического оборудования, установок и средств контроля; правильного складирования и своевременного обезвреживания отходов; проведения мероприятий по охране земель, вод и атмосферного воздуха.

3.2. Руководители организаций, имеющие в эксплуатации стационарные (АЭС), контейнерные автозаправочные станции (КАЗС) и автозаправочные комплексы (АЗК), обязаны принимать эффективные меры по выполнению природоохранных и экологических требований, соблюдению технологического режима, оздоровлению окружающей природной среды; организовать и обеспечивать проведение производственного экологического контроля на своих автозаправочных станциях (АЗС, КАЗС, АЗК).

3.3. Порядок организации природоохранной деятельности, производственного экологического контроля в организациях, эксплуатирующих АЗС, КАЗС, АЗК должен регулироваться соответствующими положениями, разработанными и утвержденными их руководителями в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.

3.4. Ответственность за выполнение настоящих экологических требований, правил технической эксплуатации автозаправочных станций, требований законодательных, нормативных и разрешительных документов по охране природы непосредственно на каждой автозаправочной станции должна быть возложена на ответственное лицо (начальник, мастер или один из операторов автозаправочной станции), назначенное руководителем организации.

3.5. Выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, имеющие место на всех типа автозаправочных станций, должны учитываться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы. Учет и нормирование выбросов, размещения отходов должны осуществляться на основании результатов инвентаризации источников загрязнения, мест складирования отходов.

3.6. Выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую среду города Москвы, размещение отходов на автозаправочных станциях должны допускаться на основе разрешений, лицензий на водопользование, выдаваемых Москомприродой или другими специально уполномоченными на это органами. В разрешениях, лицензиях на водопользование должны быть установлены нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, состав размещаемых отходов и условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды.

3.7. Порядок и условия выдачи разрешений на выброс, размещение отходов и лицензий на водопользование определяются соответствующими распорядительными и нормативными документами, введенными в действие Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и Государственным комитетом по охране окружающей среды г. Москвы.

3.8. Контроль за выполнением настоящих Временных экологических требований, соблюдением требований природоохранного законодательства при эксплуатации автозаправочных станций должен осуществляться представителями инспекционных подразделений Москомприроды и другими специально уполномоченными на это органами.

3.9. При эксплуатации АЗС, КАЗС, АЗК руководители организаций, лица, назначенные ответственными за осуществление природоохранных мероприятий, обязаны:

3.9.1. Не реже одного раза в пять лет. и после реконструкции АЗС, организовывать и осуществлять проведение работ по инвентаризации источников выбросов, сбросов, размещенных на территории АЗС и инвентаризации образующихся отходов.

3.9.2. Обеспечивать контроль за своевременной разработкой проектов нормативов предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих

веществ от источников загрязнения АЗС, а также проектов нормативов лимитов размещения отходов производства и потребления на АЗС.

3.9.3. Своевременно в установленном порядке получать (продлевать) разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, на размещение отходов производства и потребления, а также лицензию на водопользование (при наличии артскважены и сброса в водный объект или на рельеф).

3.9.4. Выполнять требования по осуществлению производственного экологического контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов размещения отходов и выполнением природоохранных мероприятий.

3.9.5. Обеспечивать проведение инструментальных измерений, контроля за соблюдением разрешенных выбросов в атмосферный воздух и сбросов от источников загрязнения АЗС в окружающую среду, в сроки, определенные планами - графиками контроля. Инструментальные измерения должны осуществляться организациями, имеющими лицензию на право проведения данных работ.

3.9.6. Порядок и условия проведения лабораторных исследований параметров воздуха рабочей зоны и атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны определяются соответствующими распорядительными и нормативными документами органов Госсанэпиднадзора г. Москвы.

3.9.7. Планировать и реализовывать мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию загрязняющих воздух веществ, сокращению или исключению их выбросов в атмосферу, а также улавливанию и обезвреживанию загрязняющих веществ, сбрасываемых в окружающую природную среду.

3.9.8. Вести в установленном порядке учет и отчетность по составу и количеству выбрасываемых и сбрасываемых загрязняющих веществ, образуемых и размещаемых на АЗС отходов.

3.9.9. Выполнять предписания представителей Москомприроды и других специально уполномоченных органов по устранению нарушений требований природоохранительного законодательства и нормативно-технической документации по охране природы.

3.9.10. Согласовывать с подразделениями Москомприроды и другими специально уполномоченными органами все изменения технологического процесса и оборудования, повлекшие изменения условий проектной и другой нормативной и разрешительной. документации по охране окружающей природной среды.

3.9.11. Немедленно информировать отдел оперативного экологического контроля Москомприроды обо всех случаях аварийных и залповых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

3.9.12. С целью снижения, предупреждения и недопущения загрязнения природной среды своевременно проводить работы по техническому обслуживанию, ремонту и устранению неисправностей на резервуарах, очистных сооружениях и технологическом оборудовании АЗС.

3.9.13. До начала работ по реконструкции, дооснащению АЗС обеспечить проведение работ по разработке технико-экономического обоснования и проекта реконструкции, дооснащения, согласованию разработанных материалов с подразделениями Москомприроды;

3.9.14. При получении предупреждения о возможных неблагоприятных для рассеивания примесей метеорологических условиях проводить мероприятия по снижению или прекращению выбросов в атмосферу, в том числе ограничению или запрещению заливки нефтепродуктов в резервуары и заправку автомобилей бензинами.

3.9.15. Согласовывать с Москомприродой места и периодичность отбора проб для проведения замеров, перечень контролируемых показателей, применяемые методики анализов, объем и порядок представления информации о размещении отходов.

3.9.16. Вести учет наличия, образования, поставок, использования и размещения всех отходов собственного производства и отходов завозимых со стороны.

4. Экологические требования при проектировании и устройстве АЗС

4.1. Экологические требования к размещению и проектированию АЗС.

4.1.1. При размещении автозаправочных станций должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей природной среды, учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, последствий деятельности автозаправочных станций при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения.

4.1.2. Предоставление земельных участков под строительство АЗС должно производиться при наличии положительного заключения Москомприроды.

4.1.3. Материалы по оценке воздействия АЗС на окружающую среду должны излагаться в Декларации (ходатайстве) о намерениях. Более подробно эти материалы должны быть изложены в разделе «Прогноз воздействия АЗС на окружающую среду» в составе материалов по экологическому обоснованию места размещения АЗС. Материалы и расчеты о влиянии АЗС на состояние окружающей природной среды и целесообразности строительства АЗС должны быть включены в технико-экономическое обоснование проекта или материалы проекта строительства АЗС.

4.1.4. При размещении, проектировании АЗС должны предусматриваться меры по снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ путем использования передового оборудования, систем по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов, сбросов, отходов, в том числе паров нефтепродуктов. Принимаемые меры должны обеспечивать соблюдение предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в сбрасываемых сточных водах, в том числе и поверхностных.

4.1.5. Место размещения АЗС должно выбираться в строгом соответствии с утвержденными в установленном порядке генеральными планами развития города, проектами планировки и застройки. При выборе места размещения АЗС должны учитываться: рельеф местности, аэроклиматическая характеристика, естественное проветривание, распространение промышленных выбросов действующих предприятий и условия туманообразования. Запрещается строительство АЗС, КАЗС, АЗК на особо охраняемых территориях и объектах, включая охранные зоны, земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного (памятники садово-паркового искусства и т.д.) назначения.

4.1.6. В соответствии с требованиями природоохранного законодательства технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, ликвидацию автозаправочных станций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, подлежат рассмотрению и согласованию Москомприродой. В тоже время проекты на строительство АЗС, разработанные в соответствии с согласованным Москомприродой технико-экономическим обоснованием, представлять в Москомприроду не требуется, однако, при изменении решений, согласованных в ТЭО, материалы проекта строительства АЗС в обязательном порядке должны быть направлены в Москомприроду на дополнительное согласование.

4.1.7. Предпроектные материалы (ТЭО, ТЭР) по оценке воздействия на окружающую среду должны разрабатываться с учетом проработок по природоохранным мероприятиям в предпроектной документации на основе исходных данных (фоновых концентраций), выдаваемых территориальными органами Росгидромета.

4.1.8. Оценка воздействия на окружающую среду на стадиях проектирования строительства и намечаемая хозяйственная деятельность АЗС должна производиться с учетом разработанных в предпроектных материалах природоохранных мероприятий.

4.1.9. На экспертное рассмотрение и экологическую экспертизу технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства АЗС должны представляться материалы по «Оценке воздействия на окружающую среду» в виде оформленного отдельного раздела «Охрана окружающей природной среды», состав раздела определяется по значению параметра П или Ф. Состав, порядок разработки, согласования, утверждения и проведение экологической экспертизы предпроектной и проектной документации определяется соответствующими руководящими документами.

4.1.10. Размеры санитарно-защитной зоны и комплекс мероприятий по ее организации и благоустройству подлежат утверждению в органах Госсанэпиднадзора г. Москвы.

4.1.11. Нормы допустимых значений уровней инфразвука, низкочастотного шума воздействия и методические приемы их установления регламентируются соответствующими нормативами.

4.1.12. По представленным материалам Москомприродой должно выдаваться заключение о соответствии принятых решений по охране окружающей природной среды экологическим требованиям, нормам и правилам. Положительное заключение государственной экологической экспертизы по материалам ТЭО (проекта) является обязательным документом для выдачи разрешения на комплексное природопользование, а также для открытия финансирования и кредитования строительства АЗС.

4.1.13. Материалы ТЭО (проекта строительства), не удовлетворяющие экологическим требованиям, не подлежат утверждению, а работы по строительству АЗС не должны финансироваться учреждениями соответствующих банков. ЗАПРЕЩАЕТСЯ предоставление земельных участков под строительство АЗС без положительного заключения Москомприроды на ТЭО (проект строительства АЗС) или при наличии в заключение замечаний о нарушении (не соблюдении) экологических правил, нормативов и требований. При получении отрицательного заключения, предпроектные или проектные материалы должны быть доработаны в соответствии с изложенными в заключении замечаниями и предложениями экспертной комиссии, после чего откорректированные материалы представляются в Москомприроду на повторное рассмотрение.

4.1.14. Раздел «Охрана окружающей природной среды» в составе проектной документации на строительство АЗС должен разрабатываться организацией, имеющей лицензию Москомприроды на выполнение данного вида работ.

4.1.15. При положительном заключении экспертных органов Москомприроды по материалам ТЭО или проекта строительства АЗС должно выдаваться разрешение на природопользование на все проектируемые и реконструируемые источники загрязнения. Разрешение на природопользование выдается Москомприродой на срок до одного года с момента ввода АЗС в эксплуатацию.

4.1.16. Работы по дополнительному размещению на территории АЗС, КАЗС, АЗК постов мойки, технического обслуживания автомобилей и других вспомогательных участков, не предусмотренных ТЭО или проектом строительства АЗС, считаются реконструкцией, а проекты их размещения, строительства подлежат обязательному согласованию с Москомприродой.

4.2. Экологические требования к строительству АЗС

4.2.1. Строительство, реконструкция АЗС должны осуществляться по утвержденным ТЭО (проектам), имеющим положительное заключение Москомприроды, в строгом соответствии с требованиями действующих природоохранительных, санитарных и строительных норм и правил, с учетом выводов и замечаний, сделанных Москомприродой при согласовании технико-экономического обоснования проекта (проекта строительства) АЗС.

4.2.2. Запрещается строительство, реконструкция АЗС до утверждения проектной документации и отвода земельного участка в натуре. Не допускается изменение утвержденного проекта в ущерб требованиям экологической безопасности без необходимых дополнительных согласований этих изменений с Москомприродой.

4.2.3. При выполнении строительных работ должны приниматься меры по охране природы, благоустройству территории и оздоровлению окружающей природной среды, в том числе мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей природной среды, предусмотренные проектом.

4.2.4. Работы по озеленению территории и санитарно-защитной зоны должны выполняться в строгом соответствии с проектными решениями.

4.2.5. Ввод в эксплуатацию АЗС должен производиться при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом. Запрещается ввод в эксплуатацию автозаправочных станций без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды.

4.2.6. Запрещается ввод в эксплуатацию оборудования АЗС с недоделками, препятствующими их нормальной эксплуатации и соблюдению установленных экологических требований, с отступлениями от утвержденного проекта, без опробования, испытания и проверки герметичности всего установленного оборудования и механизмов.

4.2.7. При осуществлении комплексного опробования оборудования заказчик должен обеспечить проведение лабораторных исследований параметров выбросов загрязняющих веществ источниками комплекса.

4.2.8. При выявлении представителями Москомприроды нарушений требований природоохранного законодательства, в том числе требований, изложенных в данном документе, руководителям организаций должны выдаваться предписания по устранению выявленных экологических правонарушений и, при необходимости, постановления на приостановление строительных работ до полного устранения выявленных экологических правонарушений.

5. Экологические требования при эксплуатации и обслуживании АЗС

5.1. Требования воздухо-охранного законодательства

5.1.1. При хранении нефтепродуктов с целью предотвращения загрязнения атмосферного воздуха резервуары и запорная арматура их должны быть технически исправны и герметичны, при этом:

а) При использовании ручных замерных устройств капора, крышки смотровых колодцев должны постоянно находиться в герметически закрытом состоянии. Капора должны быть оснащены резиновыми прокладками, устанавливаться на патрубке с помощью резьбового соединения. Вскрытие их разрешается только для проведения измерений, технических обслуживаний и отбора проб;

в) Фланцевое соединения люка-лаза резервуара с крышкой должно быть укомплектовано исправной прокладкой из бензомаслостойкой резины, все болты фланцевого соединения должны быть установлены и равномерно затянуты;

г) Фланцевые соединения труб и запорной арматуры должны иметь исправные, целые прокладки, все болты соединений должны быть равномерно, без перекосов затянуты;

д) Вентиля, задвижки, краны, другие запорные устройства, а также соединения трубопроводов и колонок должны быть исправны;

е) Ручной насос в пробоотборнике стационарного типа, клапана воздушной и гидравлической систем должны быть исправными. Крышка пробоотборника должна иметь прокладку и плотно закрываться на резьбовое соединение;

ж) Автозаправочные станции должны оснащаться системами по улавливанию паров бензина.

5.1.2. С целью снижения выбросов паров бензинов при хранении и сливе нефтепродуктов сливные устройства резервуаров постоянно должны находиться в исправном состоянии, обеспечивающим соответствующую герметичность, при этом:

а) Резьбовые соединения сливных устройств и приборов не должны иметь повреждений;

б) Сливные устройства, в том числе и оснащенные быстро съемными муфтами должны использоваться в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации и обеспечивать герметичность при сливе нефтепродуктов и их хранении. Сливные устройства должны быть исправными, иметь целые резиновые прокладки, плотно прилегающие крышки и надежно запирающие замки. Крышки должны быть постоянно закрытыми на замки;

в) Диаметр сливного рукава бензовоза должен соответствовать диаметру сливного устройства резервуара автозаправочной станции и плотно закрепляться замком сливного устройства;

5.1.3. Топливораздаточные колонки не должны иметь подтеканий и допускать проливов нефтепродуктов, при этом:

а) Уплотнительная крышка фильтра ТРК, сальниковые уплотнения раздаточного крана и вала насоса должны быть исправны и обеспечивать герметичность;

б) Соединения раздаточного рукава с краном и патрубком топливно-раздаточной колонки, муфтовые и фланцевые соединения ТРК не должны иметь подтеканий;

в) Топливораздаточные колонки должны быть оборудованы системой контроля полноты бензобака и автоматического отключения поступления нефтепродуктов в бак автомобиля при его переполнении;

г) Топливораздаточные колонки могут быть оборудованы системой отсоса паров бензина при заправке бензобака автомобиля.

5.1.4. С целью обеспечения безопасности при эксплуатации автозаправочных станций дыхательные клапана должны постоянно находиться в исправном состоянии, при этом:

а) Дыхательные и предохранительные клапана, должны быть установлены строго вертикально, и соответствовать проектным требованиям для конкретного резервуара;

б) Сетки дыхательных клапанов, предохраняющие камеры давления и вакуума от попадания пыли, должны быть постоянно чистыми, а в зимнее время сетки клапанов должны периодически очищаться от инея и льда;

в) Крышка корпуса клапана, предназначенная для осмотров, постановки и выемки тарелок и грузов клапана должна быть постоянно закрыта герметично;

г) Уплотнительные поверхности седел и тарелок, каналов кассеты огневого предохранителя должны быть чистыми;

д) Регулировка предохранительного клапана должна выполняться в сроки и в соответствии с требованиями инструкции завода изготовителя. Акт выполненных проверочно-регулировочных работ с результатами регулировки должен находиться на автозаправочной станции;

5.1.5. При эксплуатации газоуравнительной системы газовая обвязка должна объединять резервуары с нефтепродуктами близкими по своим физико-химическим свойствам, при этом газоуравнительная система должна быть герметичной и обеспечивать работу дыхательного и предохранительного клапанов.

5.1.6. При измерении уровня и отборе проб нефтепродукта из резервуара, не должна нарушаться их герметизация. Измерение и отбор проб нефтепродуктов должны выполняться с помощью приборов, предусмотренных проектом или ГОСТ: уровнемерами, пробоотборниками и др.

Допускается измерение уровня и отбор проб через замерной люк вручную. При этом должна быть соблюдена следующая последовательность:

а) резервуар отсоединяют от газоуравнительной системы закрытием задвижки на трубопроводе газовой обвязки (при наличии газо-уравнительной системы);

б) открывают замерной люк;

в) отбирают пробу или измеряют уровень;

г) замерной люк герметически закрывают капором;

д) открывают задвижку на газовой обвязке.

Примечание: При отборе проб из резервуара разлив нефтепродуктов не допускается. При случайном разливе нефтепродукт должен быть немедленно удален.

5.1.7. Производительность наполнения (опорожнения) резервуара не должна превышать суммарной пропускной способности установленных на резервуаре дыхательных, предохранительных клапанов.

5.1.8. Вентиляционные установки производственных помещений АЗС должны поддерживаться в исправном техническом состоянии. Эффективность работы вентиляционных установок принудительного действия должна ежегодно проверяться с отметкой в паспорте. Проверку должны проводить организации, имеющие лицензию на этот вид деятельности.

5.1.9. При эксплуатации АЗС, КАЗС, АЗК с целью недопущения загрязнения окружающей природной среды ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

1. Сливать нефтепродукты из автоцистерны через замерный люк АЗС, КАЗС;

2. Принимать нефтепродукты на КАЗС, АЗС при не плотностях в соединениях вентилей и трубопроводов, подтеканиях нефтепродукта из оборудования;

3. Принимать нефтепродукты при неисправности сливного устройства автомобильной системы;

4. Принимать и хранить нефтепродукты в резервуаре с подтоварной водой;

5. Сбрасывать неочищенные стоки в водоемы;

6. Эксплуатировать резервуары для хранения светлых нефтепродуктов с неисправными дыхательными клапанами и огневыми предохранителями;

7. Эксплуатировать АЗС при наличии «неисправностей, влияющих на загрязнение окружающей природной среды;

8. Эксплуатировать неисправные или не отрегулированные предохранительные клапана;

9. Оставлять после приема, измерения уровня, плотности и температуры нефтепродуктов негерметично закрытыми сливные и замерные устройства (капоры), люки смотровых и сливных колодцев;

10. Переполнение резервуаров при их заправке, истекание нефтепродуктов с наливного рукава при его подъеме из резервуара после слива;

11. Разбрызгивание нефтепродуктов и перелив топливных баков автомобилей при их заполнении.

5.1.10. Снижение выбросов нефтепродуктов при транспортировке и сливе их из автоцистерн в резервуары автозаправочной станции должно достигаться в первую очередь за счет исправности оборудования автоцистерн, при этом:

а) Сливные устройства автоцистерн должны быть постоянно в исправном состоянии; люки, горловины цистерн должны быть оснащены бензомаслостойкими прокладками и всегда находиться в герметически закрытом состоянии;

б) Задвижки сливных трубопроводов и вентили отстойников должны быть исправными и герметичными;

в) Дыхательный клапан шарикового (тарельчатого типа), предназначенный для выравнивания давления в цистерне с атмосферным при сливе, должен быть исправен. Его исправность должна проверяться перед каждым заполнением автоцистерны нефтепродуктом. (При засорении клапана шарики могут зависать, что увеличивает выбросы паров бензинов в атмосферу);

г) Резервуары автоцистерн, должны быть чистыми, подтеков, следов нефтепродуктов на корпусе их быть не должно;

д) Сливные трубопроводы должны обеспечивать герметичность, протекания быть не должно. Наполнительные соединения сливных трубопроводов, должны плотно входить в сливные устройства резервуаров АЗС, иметь прокладки и надежно закрепляться замками быстро съемной муфты резервуара;

е) Крепление наполнительного соединения к трубопроводу должно осуществляться с использованием соответствующих накладок;

ж) Наполнительные соединения сливных трубопроводов должны быть обеспечены металлическими чехлами с. замками. Чехлы, должны быть установлены на наполнительные соединения постоянно, и сниматься, только на период работ по заливу автоцистерн и сливу нефтепродуктов в резервуары АЗС.

5.2. Требования водо-охранного законодательства

5.2.1. Охрана поверхностных вод должна осуществляться в соответствии с Федеральным Законом «Об охране окружающей природной среды». Водным Кодексом Российской Федерации ГОСТ 17.1.3.13-86 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения» и «Правилами охраны поверхностных вод». Условия отведения поверхностных сточных вод должны быть согласованы с Москомприродой и организациями, эксплуатирующими канализационные и водосточные сети и соответствовать СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» и действующим правилам приема сточных вод в сети водоотведения».

5.2.2. Технические условия подсоединения к городским сетям водопровода, канализации и водостока должны быть согласованы с организациями, эксплуатирующими указанные сети, в соответствии с утвержденными правилами пользования указанными сетями и приема в них сточных вод.

5.2.3. Сбор поверхностно - ливневых сточных вод должен обеспечиваться со всей площади АЗС и АЗК путем прокладки ливневой канализационной сети или создания соответствующих уклонов территории для направления стока на очистные сооружения. Эксплуатация АЗС и АЗК без оборудования их очистными сооружениями запрещается.

5.2.4. Площадка АЗС и АЗК должна быть оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости бензовоза или контейнера, обрыва бункеровочных шлангов и т.п.

Объем аварийных емкостей для сбора аварийной утечки не может быть меньше объема емкости бензовоза, стоящего на сливе.

Площадка для слива бензовоза должна быть обвалована и выполнена из материалов, обеспечивающих защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами. Допускается вместо обвалования использовать лотки, достаточные для улавливания возможных сливов.

В обязательном порядке должны быть разработаны и согласованы в установленном порядке с Москомприродой противоаварийные мероприятия в соответствии с «Правилами охраны поверхностных вод».

5.2.5. Территория АЗС и АЗК в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов должна быть выполнена из материалов, обеспечивающих максимально эффективный сбор проливов нефтепродуктов специальными средствами (сорбентами различных типов, обеспечивающими эффективный сбор нефтепродуктов, в том числе бензинов) и защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами. На каждой автозаправочной станции должен быть запас сорбента для сбора нефтепродуктов в количестве, достаточном для ликвидации последствий максимально возможного пролива.

5.2.6. На АЗС и АЗК должна обеспечиваться своевременная очистка канализационных сетей и очистных сооружений от осадков и уловленных нефтепродуктов, замена фильтрующих материалов.

5.2.7. Очистные сооружения должны обеспечивать утвержденные нормативные параметры качества очистки сточных вод. Владельцы АЗС и АЗК должны организовать лабораторный контроль химического состава сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, на рельеф местности, в подземные горизонты, канализационные и водосточные сети. Отбор проб и химический анализ сточных вод для контроля за эффективностью работы очистных сооружений должен осуществляться в соответствии с действующими ГОСТами, нормативными и методическими документами. Условия отбора проб должны оговариваться заблаговременно при заключении договоров с химико-аналитическими лабораториями. В случае выявления ухудшения качества очистки сточных вод над установленными нормативами сброса, работа АЗС и АЗК приостанавливается до устранения нарушений.

5.2.8. Нормативы сброса загрязняющих веществ, сбрасываемых в городскую канализацию и городскую ливневую сеть, определяются правилами приема сточных вод в эти сети, нормативно-правовыми актами Правительства Москвы и закрепляются в договорах абонирования, заключаемых с владельцами сетей.

5.3. Экологические требования по обращению с отходами производства и потребления.

5.3.1. Места складирования отходов на территории АЗС, их границы (площадь, объемы), обустройство, определяются приказом руководителя организации.

5.3.2. Накопление отходов и порядок обращения с ними должен осуществляться в соответствии с такими нормативными документами, как «Предельные количества накопления промышленных отходов на территории предприятия, М., 1985 г.», «Предельное содержание токсичных соединений в промышленных отходах в накопителях, расположенных вне территории предприятий. М., 1985 г.», «Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов. Минздрав СССР, М., 1985 г.»

5.3.3. Разрешение на размещение отходов выдается Москомприродой сроком до пяти лет.

5.3.4. В соответствии с требованиями природоохранного законодательства экологическая служба организации обязана периодически проверять соблюдение порядка и правил обращения с отходами на каждой АЗС, контролировать работы по определению массы размещаемых отходов, в соответствии с выданными разрешениями.

5.3.5. Количество отходов, обнаруженных размещенными в несанкционированных местах, определяется госинспекторами Москомприроды расчетным методом или инструментальным замером. При выявлении фактов самовольного размещения отходов в несанкционированных местах госинспектор Москомприроды имеет право приостановить размещение отходов и применить к виновным соответствующие санкции.

5.3.6. Отработанные масла и нефтепродукты должны приниматься на АЗС, специально оборудованных для этой цели и имеющих лицензию Москомприроды на сбор и хранение отработанных нефтепродуктов. Отработанные нефтепродукты принимаются от владельцев транспортных средств в соответствии с Инструкцией по организации приема отработанных нефтепродуктов на автозаправочных станциях. АЗС, определенные для приема отработанных нефтепродуктов, должны быть оборудованы эстакадой и сборником с поддоном, размещенными на бетонной площадке (сборник должен быть оснащен измерительными приспособлениями, приборами для определения объема и массы принимаемых нефтепродуктов, а также герметически закрывающимся люком с надежными запорами). Поддон сборника должен вместить все отработанные нефтепродукты, имеющиеся в сборнике при аварийном разливе. Размещение сборника на газоне, за пределами бетонной оборудованной площадки категорически запрещается.

5.3.7. За прием хранение и учет отработанных нефтепродуктов должно отвечать лицо, назначенное руководителем организации. Учет принятых отработанных нефтепродуктов должен вестись в соответствующем журнале.

5.3.8. Вывоз отработанных нефтепродуктов, бытового мусора должен осуществляться организацией, имеющей соответствующую лицензию, в места определенные для утилизации или переработке. Бытовой мусор должен собираться в контейнеры с плотно закрывающейся крышкой.

5.3.9. Загрязненные бензином опилки и песок должны быть собраны совком в ведро с крышкой и вынесены в специально отведенное место, герметически закрывающийся ящик. По мере накопления загрязненного нефтепродуктами материала последние вывозятся на соответствующий полигон. Сжигать пропитанные нефтепродуктами материалы или отжигать песок в необорудованных для этой цели местах, в том числе и на территории АЗС и её санитарно-защитной зоны категорически запрещается.

5.4. Экологические требования по охране и содержанию зеленых насаждений.

5.4.1. Ответственность за сохранность зеленых насаждений на территориях АЗС возлагается на руководителей организаций (землепользователей).

5.4.2. Землепользователи обязаны:

а) обеспечить сохранность и квалифицированный уход за зелеными насаждениями, находящимися на территории автозаправочной станции;

б) в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, деревья и кустарники;

в) не допускать вытаптывания газонов и складирования на них песка, мусора, снега, сколов льда;

г) во всех случаях вырубку и пересадку деревьев и кустарников, изменение планировки газонов осуществлять только с разрешения ГУЛ «Мосзеленхоз», при этом должен возмещаться нанесенный ущерб.

6. Заключительные положения

6.1. Виновные в нарушении требований природоохранного законодательства, несоблюдении временных экологических требований при эксплуатации АЗС предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, материальную ответственность; в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, города Москвы.

6.2. Нарушение требований природоохранного законодательства, настоящих временных экологических требований, установленных нормативов выбросов и сбросов, размещения отходов и других условий, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей природной среды и здоровье населения, влечет за собой приостановление до устранения недостатков либо полное прекращение хозяйственной деятельности автозаправочной станции. Приостановление или прекращение хозяйственной деятельности АЗС осуществляется в соответствии с предписаниями и Протоколом об экологическом правонарушении, оформляемыми представителями инспекционных подразделений Москомприроды.

6.3. Контроль за полнотой выполнения требований природоохранного законодательства, настоящих временных экологических правил на автозаправочных станциях осуществляется представителями Москомприроды, другими специально уполномоченными органами путем проведения плановых и других проверок.

Приложение 1

Перечень основных природоохранных документов, хранящихся на автозаправочной станции

1. Правила технической эксплуатации стационарных, контейнерных и передвижных автозаправочных станций. (Утверждены Главным управлением по государственным поставкам и коммерческой деятельности ГП «Роснефть» 24 декабря 1993 года);

2. Выписка из приказа об организации производственного экологического контроля (назначении ответственных лиц за охрану природной среды на данной АЗС);

3. Должностные обязанности по охране природы для лиц, ответственных за выполнение природоохранных мероприятий на данной АЗС;

4. Заключение о согласовании Москомприродой землеотвода для размещения АЗС;

5. Заключение экологической экспертизы Москомприроды о согласовании ТЭО и/или проекта строительства, реконструкции АЗС (копия);

6. Договор с Москомземом на пользование земельным участком;

7. Договоры с МГП «Мосводоканал» и «Мосводосток» на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию, водосточные сети (при подсоединении к ним);

8. Лицензия на производственную деятельность;

9. Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (копия);

10. Лицензия на водопользование (копия) и копия договора пользования водным объектом;

11. Разрешение на размещение отходов производства и потребления (копия);

12. План-график контроля за соблюдением нормативов ПДВ на текущий год (копия).

13. Инструкция по эксплуатации очистных сооружений (на АЗС, где очистные сооружения имеются).

14. Инструкция по сбору и хранению отработанных нефтепродуктов (на АЗС, где они имеются).

15. Предписания представителей Москомприроды по устранению экологических правонарушений, выявленных при проверке автозаправочных станций предприятия.

16. Договор на вывоз ТБО;

17. Договор на вывоз нефтешламов ОС или осадка и уловленных веществ ОС;

18. Договоры на передачу отходов на утилизацию, захоронение, переработку и пр.

Примечание: 1. В случае если предприятие имеет в эксплуатации более двух автозаправочных станций, разрешается документы по пунктам 4, 5, 6, 7, 10, 12, 15, 16, 17, 18 хранить в офисе фирмы у должностного лица, ответственного за охрану окружающей природной среды.

2. Заключение экологической экспертизы Москомприроды на ТЭО и/или проект строительства, реконструкции АЗС должно храниться на станции при проведении работ по строительству, реконструкции и в течение года после ввода в эксплуатацию.

Приложение 2

Список документов, использованных при разработке Временных экологических требований

1. Федеральный Закон «Об охране окружающей природной среды». 1991 года.

2. Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха». 1982 г.

3. Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 1991 года.

4. Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе». 1995 года.

5. Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления». 1998 года.

6. Водный кодекс Российской Федерации. 1995 года.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 3.08.92 г. № 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов».

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.11.96 г. № 1404 «Об утверждении Положения о водо-охранных зонах водных объектах и их прибрежных защитных полосах».

9. Постановление Правительства Москвы от 29.09.98 г. № 745 «Об утверждении Положения о порядке взимания платы за прием загрязняющих веществ в систему коммунального водоотведения и за загрязнение окружающей природной среды через эти системы».

10. Инструкция о порядке рассмотрения, согласования и экспертизы воздухо-охранных мероприятий и выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям. ОНД 1-84. ГОСКОМГИДРОМЕТ. 1984 год.

11. Инструкция о порядке проведения экологической экспертизы воздухо-охранных мероприятий и оценки воздействия загрязнения атмосферного воздуха по проектным решениям. ПНД 1-94. МИНПРИРОДЫ России.

12. Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы. ОНД-90. Части 1 и 2. Санкт-Петербург. 1992 год.

13. Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Ленинград. 1991 год.

14. Справочные материалы для экспертизы мероприятий по охране атмосферы в проектных решениях на строительство объектов (Инструкции, указания и нормативные документы по строительному проектированию и проектно-изыскательным работам) Ленинград 1981 год.

15. ГОСТ 17.2.3.02-78 ОХРАНА ПРИРОДЫ. АТМОСФЕРА. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями.

16. ГОСТ 17.1.3.13-86 ОХРАНА ПРИРОДЫ. ГИДРОСФЕРА. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения.

17. СанПиН 2.1.6.575-96 Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населенных мест. Минздрав России. Москва. 1997 год.

18. Временные санитарные правила по проектированию, размещению и эксплуатации автозаправочных станций на территории г. Москвы. № 11-96 от 10.11.96 г.

19. Правила технической эксплуатации стационарных, контейнерных и передвижных автозаправочных станций. Утверждены Главным управлением по государственным поставкам и коммерческой деятельности ГП «Роснефть» 24.12.93 г.

20. Правила приема производственных сточных вод в Московскую городскую канализацию.

21. Правила приема поверхностных сточных вод с территорий промышленных предприятий в городскую сеть дождевой канализации, 1991 год.

22. ГОСТ 28329-89 «Озеленение городов». Правила по созданию, охране и содержанию зеленых насаждений в городах Российской Федерации.

2008-2013. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - Нормативные документы - стандарты.