Санитарно-гигиенические правила и нормы
по организации обучения детей шестилетнего возраста
СанПиН № 42-125-4216-86
(утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 5 ноября 1986 г. № 4216-86)
Содержание
1.1. Настоящие санитарно-гигиенические правила и нормы распространяются на все учебно-воспитательные учреждения (школа, детский сад, школа-детский сад), где предусмотрено обучение детей с 6-летнего возраста.
1.2. В первый класс принимаются дети, которым до 1 сентября текущего года исполнилось 6 лет, с согласия родителей и заключения медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
1.3. Предельная наполняемость первых классов в общеобразовательной школе - не более 30 человек, в детском саду - не более 25 человек.
1.4. Вопрос организации обучения детей 6-летнего возраста решается республиканскими министерствами здравоохранения и просвещения при наличии положительных заключений территориальных санэпидстанций.
1.5. Открытие класса для 6-летних детей разрешается только при наличии необходимых санитарно-гигиенических условий, регламентируемых данным документом.
2.1. Земельный участок учебно-воспитательных учреждений должен иметь отдельную зону для детей 6-летнего возраста, расположенную вблизи от входа в здание, которым они пользуются. Эта зона включает спортивно-игровую площадку и площадку для тихих игр, общей площадью из расчета 7,2 м2 на одного ребенка.
2.2. Спортивно-игровая площадка должна иметь твердое покрытие. На ней устанавливается стационарное и выносное оборудование (см. приложение 1).
2.3. В 1-ой строительно-климатической зоне на участке, предназначенном для 6-летних детей, должны быть установлены навесы для защиты от ветра и осадков, площадью 40 м2 для каждого класса. Навесы должны иметь деревянные полы и ограждения с трех сторон.
В IV строительно-климатической зоне на площадке для тихих игр для защиты от солнца должны оборудоваться перголы.
3.1. Учебно-воспитательные помещения должны располагаться в отдельном здании-пристройке, блоке или отсеке на 1-2 этажах и иметь самостоятельный выход на участок школы. Запрещается размещение помещений для одного класса на разных этажах.
При размещении помещений в специальной пристройке, последняя соединяется со школьным зданием отапливаемыми переходами. Неотапливаемые переходы и галереи допускаются только в III Б и IV климатических районах.
3.2. Учебно-воспитательные помещения должны иметь следующий набор:
классная комната |
из расчета |
2,4 м2 |
на 1 ребенка; |
спальная комната |
- " - |
2,0 м2 |
- " -; |
игровая комната |
- " - |
2,0 м2 |
- " -; |
рекреация |
- " - |
1,0 м2 |
- " -; |
туалеты; |
|
|
|
гардероб для верхней одежды; |
|||
столовая (отдельное помещение или специально выделенные места в общем обеденном зале). |
3.3. В XII пятилетке допускается, как временная мера, сокращение площади классного помещения до 2 м2 на 1 ребенка, совмещение спальни и игровой в помещении площадью из расчета 2 м2 на одного ребенка при обязательном наличии зальной рекреации площадью 1 м2 на 1 ребенка и всех других вышеуказанных помещений.
Рекреационное помещение должно объединять не более 2-х классов.
3.4. На каждые 2 класса должны оборудоваться умывальная и туалетные, раздельные для мальчиков и девочек. В умывальной комнате устанавливаются детские умывальники на высоте 0,6 м от пола из расчета 1 на 12 детей. В туалетной устанавливаются детские унитазы из расчета 1 на 6 детей. Учитывая организацию в этих помещениях летних оздоровительных лагерей для детей младшего школьного возраста, в умывальной устанавливается душевой поддон с душевой сеткой на гибком шланге и ногомойки. В классе должен устанавливаться умывальник. К умывальникам, к душу и ногомойкам подводится горячая и холодная вода через смеситель.
Вход в санитарный узел не должен располагаться против входа в класс.
3.5. Ориентация окон помещений по сторонам горизонта в зданиях следует принимать согласно таблице 1.
Помещения |
Расчетные географические пояса сев. широты |
|||||
севернее 60° |
60-40° |
южнее 45° |
||||
оптим. |
допустимая |
оптим. |
допустимая |
оптим. |
допустимая |
|
Класс |
Ю |
|
Ю |
|
Ю |
|
Групповая, игровая |
Ю |
от 70° до 290° |
Ю |
от 85 до 275° |
Ю |
от 25° до 335° |
Спальня |
В |
любая |
В |
любая |
С |
любая |
3.6. Откидные фрамуги с рычажными приборами или форточки (не менее чем для 50% окон) должны быть в каждом помещении и использоваться во все сезоны года.
Минимальный коэффициент естественного освещения в классе, игровой, рекреации, спальнях, раздевальных и столовой должен составлять не менее 1,5%.
Освещение вторым светом допускается только в туалетных помещениях.
3.7. Стены помещений должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом. Полы должны быть теплые (расчетная температура +22°С), без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или из линолеума на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных выстилаются керамической или мозаичной шлифованной плиткой. Запрещается использовать цементные, мраморные и другие аналогичные материалы. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве Минздравом СССР.
4.1. Учебные помещения (классы) оборудуются партами ученическими в соответствии с ГОСТ 5994-86. Как временная мера, в XII пятилетке допускается использовать также столы и стулья в соответствии с ГОСТ 19301.1.2-73 "Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры", ГОСТ 11015-86 "Столы ученические. Типы и функциональные размеры", ГОСТ 11016-86 "Стулья ученические. Типы и функциональные размеры".
4.2. Классы должны оборудоваться мебелью двух или трех ростовых групп (табл. 2). Запрещается использовать табуреты и скамейки. При расстановке мебели необходимо меньшие размеры ставить ближе к доске.
Таблица 2
Размеры столов и стульев для детей шестилетнего возраста в школе
Мебель |
Группа мебели |
Группа роста в см |
Высота над полом (в см) |
Распределение на классы в % |
|
края крышки со стороны сидящего |
переднего края сидения |
||||
Дошкольная |
Г |
110-115 |
48,0 |
28,0 |
15 |
|
Д |
115-130 |
54,0 |
32,0 |
77 |
|
Ж |
свыше 130 |
60,0 |
36,0 |
8 |
Школьная |
А |
до 130 |
54,0 |
32,0 |
90 |
|
Б |
130-145 |
60,0 |
36,0 |
10 |
Не менее двух раз в год детей, сидящих в крайних первом и третьем (четвертом) рядах, пересаживают, не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся.
Между рядами парт или столов и стенами учебного помещения соблюдаются следующие расстояния:
от наружной стены до первого ряда парт (столов) - 0,6 - 0,7 м;
от внутренней стены до третьего ряда парт (столов) - 0,5 - 0,6 м;
от первых парт (столов) до классной доски в классах прямоугольной конфигурации при расстановке парт в три ряда - 3 м (минимально допустимое расстояние - 2,5 м); в классах квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда - 4 м (минимальное расстояние - 3,5 м);
расстояние между рядами одноместных столов - не менее 0,5 м, двухместных - не менее 0,6 м.
Настенные доски (тип ДО РОСТ 20064-74) располагаются таким образом, чтобы нижний край находился над полом на расстоянии 65-75 см (желательно использование досок подъемных, перемещающихся по вертикали). В классном помещении (у задней стены) предусматриваются шкафы для учебных пособий и 6 секционных вешалок для полотенец (по 5 мест в каждой секции).
4.3. Игровые оборудуются двухместными, столами, стульями, шкафами для хранения игрушек, книг, настольных игр. Мебель должна соответствовать росту детей и расставляться вдоль окон и одной из стен. У другой стены следует организовать спортивный уголок, включающий гимнастическую стенку и физкультурные пособия: скакалки, обручи, мячи и др. или "домашний стадион". Не следует приобретать игрушки индивидуального пользования (флейты, губные гармошки, свистульки и т.п.).
4.4. При расстановке стационарных кроватей (ГОСТ 19301.3-73) в спальных комнатах следует соблюдать разрывы: между длинными сторонами кроватей - 0,5 м, изголовьями кроватей - 0,2 м. Расстояние между кроватью и наружной стеной должно быть не менее 0,6 м, а в климатических подрайонах IA, IБ, IГ - не менее 1,0 м. Кроме этого в спальне размещаются шкафчики для хранения домашнего платья.
4.5. При размещении спальни и игровой в одном помещении его следует оборудовать встроенными или раскладными кроватями с жестким ложем, шкафчиками для хранения домашнего платья, игрушек, книг, настольных игр и двухместными столами и стульями. Конструкция встроенной мебели должна быть согласована с санитарно-эпидемиологической службой. В совмещенном помещении "спальня-игровая" разрешается оборудовать только зону для тихих игр. Спортивный уголок в этом случае рекомендуется организовать в рекреации зального типа.
4.6. В столовой для детей 6-летнего возраста должны выделяться отдельные столы и стулья, соответствующие по своим размерам росту детей.
4.7. В гардеробе должны быть индивидуальные шкафчики для хранения верхней одежды и обуви, специальный сушильный шкаф. При отсутствии изолированного гардероба допустимо размещение шкафчиков для хранения верхней одежды и обуви в рекреациях при наличии в них дополнительной площади.
5.1. Все помещения должны содержаться в образцовом порядке и чистоте. Уборка всех помещений должна проводиться ежедневно влажным способом с применением моющих средств при открытых окнах или фрамугах. Ковровые изделия должны обрабатываться влажным способом или пылесосом.
Генеральная уборка всех помещений должна проводиться по окончании каждой четверти и по эпидпоказаниям.
В качестве дезинфицирующих средств рекомендуется использовать малотоксичные препараты: 0,5% гипохлорит кальция, 3% раствор нитрана, дезинфицирующая композиция хлордезина (0>5%) и сульфохлорантина (0,2%).
5.2. Все белье должно быть промаркировано. Постельное белье маркируют у ножного края. Необходимо иметь 3 комплекта белья и 2 смены чехлов на матрацы.
Смена постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Чистое белье доставляется в мешках и хранится в специальных шкафах. Постельные принадлежности: матрацы, подушки, одеяла следует проветривать непосредственно в спальнях при открытых окнах во время каждой генеральной уборки, периодически выносить на воздух. Раз в год постельные принадлежности должны подвергаться химической чистке.
5.3. Категорически запрещается проводить побелку стен, потолков, оконных рам и другой ремонт помещений при проведении учебно-воспитательного процесса.
5.4. Полы в туалетных, унитазы моют 2 раза в день проточной горячей водой с применением моющих средств. Для удаления мочекислых солей унитазы следует 2 раза в месяц мыть препаратом "Санитарный". После указанной обработки унитазы обильно промывают водой. Сидения на унитазах ежедневно промывают теплым мыльным раствором.
5.5. Уборочный инвентарь для туалета (тряпки, ведра, щетки) должен иметь сигнальную маркировку ярким цветом и храниться в туалетной комнате в специальном шкафу. Весь уборочный инвентарь после использования следует промывать горячей водой с моющими средствами. Дезинфицирующие растворы должны храниться в темной посуде и также, как моющие средства, в местах, недоступных детям.
5.6. При отсутствии канализации выгребные ямы и мусоросборники следует очищать при заполнении 2/3 объема и ежедневно обрабатываться 10%-ным раствором хлорной извести; 1 раз в неделю засыпать сухой хлорной известью (из расчета 1 кг на 1 м2) или ларвицитами ("методические указания по борьбе с мухами" № 28-6/3 от 27.01.84 г.).
Внутренние поверхности дворовой уборной и ручки дверей ежедневно моются с использованием моющих средств и большого количества воды с помощью шланга.
6.1. Уровни расчетной температуры воздуха в помещениях для обучения и воспитания детей должны приниматься в соответствии с таблицей:
Помещения*(1) |
Климатические районы |
||
IА IБ IГ |
IB IД II |
III IV |
|
Классная комната |
20-22°С |
19-21°С |
18-20°С |
Игровая |
19-21°С |
18-20°С |
17-19°C |
Спальня |
|
|
|
Физкультурный зал |
18-20°С |
17-19°С |
16-18°С |
6.2. Одежда детей в помещениях классной комнаты и игровой должна состоять из следующих слоев: х/б белье и платье (х/б или п/ш) у девочек; х/б белье, х/б рубашка и шорты (х/б или п/ш) у мальчиков. На ногах колготы, в зависимости от температуры воздуха носки, гольфы, легкие туфли. Запрещается использовать в качестве сменной обуви кроссовки и кеды.
6.3. Для создания благоприятных условий воздушной среды необходимо ежедневно тщательно проветривать все помещения. Наиболее эффективно сквозное и угловое проветривание, проводимое в отсутствие детей.
6.4. Перед сном спальные помещения должны быть обязательно проветрены. В холодное время года фрамуги, форточки следует закрывать за 30 мин. до сна детей; во время сна фрамуги следует открывать с одной стороны и закрывать за 20 мин. до подъема. Спальни должны иметь солнцезащитные устройства (шторы, жалюзи и пр.).
6.5. Одежда детей во время прогулки должна соответствовать погодным условиям и двигательной активности (см. приложение 2).
Для суровых климатических условий, зимняя детская одежда должна иметь "замкнутую" конструкцию (комбинезон, полукомбинезон) с защитными приспособлениями от проникновения холодного воздуха. Толщина пальто должна быть увеличена по сравнению со стандартным за счет дополнительного слоя утеплителя до 16-18 мм в пальто и 8-10 мм в брюках.
Рекомендации к одежде в условиях помещения и прогулки в холодное время года должны быть вывешены на стендах для сведения воспитателей и родителей.
Все основные помещения для учебы и воспитания 6-летних детей должны иметь непосредственное прямое естественное освещение.
7.1. Наилучшими видами естественного освещения в учебных помещениях являются боковое левостороннее и ленточное с применением солнцезащитных устройств. При глубине помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета.
Направление основного светового потока справа, спереди и сзади от учащихся недопустимо.
7.2. Искусственное освещение обеспечивается люминесцентными лампами или лампами накаливания. Искусственное освещение в учебных помещениях нормируется в пределах: для люминесцентных ламп - 300 лк и для ламп накаливания - 150 лк.
При использовании люминесцентных ламп освещенность игровых комнат должна составлять не менее 200 лк на уровне 0,5 м от пола, для ламп накаливания 100 лк; в спальнях - 75 лк на уровне 0,5 м от пола.
7.3. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений,
При люминесцентном освещении применяются светильники типа ЛП001, ЛП010, ЛП013, ЛП021, ЛП028, Л201Г220, Л201Г420, Л201Г240, ЛП030, ЛП031, ЛП025, ЛП022.
В классе и спальне, совмещенной с игровой, предусматривается общая система освещения. Рекомендуются светильники типа ЛБ-40, ЛЕ-40. Светильники должны размещаться рядами вдоль линии окон. При использовании ламп накаливания рекомендуются следующие типы светильников: ПКР-300, НСО-122-300.
Гигиенические требования к освещению должны соответствовать СНиП П-4.79 "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования".
8.1. Учебный год в первых классах четырехлетней начальной школы составляет 32 учебные недели*(2).
Типовым учебным планом для детей 6-ти лет определена учебная нагрузка 20 часов в неделю*(3).
В первых классах устанавливаются каникулы в соответствии с режимом работы школы. Кроме того, в середине третьей четверти вводится дополнительная каникулярная неделя. Окончание учебного года в первом классе - 25 мая.
8.2. Обучение 6-летних детей организуется только в первую смену. Время начала занятий должно устанавливаться с учетом местных условий в 8.30-9 час.
8.3. При шестидневной учебной неделе в понедельник, четверг, пятницу и субботу должно быть не более 3 уроков, вторник и среду - не более 4-х уроков.
При пятидневной учебной неделе учебная нагрузка в день должна составлять не более 4-х уроков.
В четверг должен предусматриваться "облегченный день" для проведения экскурсий, подвижных игр, спортивных развлечений на воздухе, посещения кинотеатра и т.д.
8.4. В течение всего учебного года домашние задания не должны задаваться, не должны выставляться отметки в баллах*(4).
8.5. Продолжительность урока в первом классе - 35 минут. Продолжительность каждой перемены - 20 минут, На протяжении 35-минутного урока следует проводить две физкультминутки по 2 минуты каждая: через 10 минут от начала урока и на 20-й минуте урока. После второго или третьего урока проводятся динамические занятия, длительностью в 40 минут, во время которых организуются подвижные игры и спортивные развлечения на воздухе под руководством учителя.
8.6. Расписание уроков должно быть составлено с учетом следующего:
предметы, требующие большого умственного напряжения - русский или родной язык, математику ставить на 1-е и 2-е уроки;
предметы, с преобладанием двигательного, динамического компонента - физкультура, музыкальное занятие, связанное с движением - на 3-м уроке;
уроки по изобразительному искусству, труд, ознакомление с окружающим миром и т.п. - на 4-м уроке.
Письменные виды работ на уроках математики, русского или родного языка следует проводить в первой половине урока.
На занятиях по труду длительность работ с тканью, бумагой, картоном и природным материалом не должна превышать 20 минут. Этот период должен состоять из трех 5-минутных отрезков работы, чередующихся с 3-минутными перерывами.
8.7. Учебники, тетради и другие дидактические пособия для учащихся первых классов должны храниться в школе.
9.1. Учащиеся первых классов зачисляются в группы продленного дня с согласия (по заявлению) родителей. На основании заявления родителей, разрешается отпускать детей домой в удобное для родителей время*(5).
9.2. В каникулярное время организуется работа группы продленного дня для той части учащихся, которая в этом нуждается*(6).
9.3. Для детей, находящихся на продленном дне, обязательны ежедневный 1.30 - 2 часовой дневной сон и 2.30 - 3 - часовое пребывание на воздухе. Прогулка и подвижные игры на воздухе должны проводиться в течение дня не менее 2-х раз.
9.4. Внеучебное время учащихся должно включать организацию деятельности в соответствии с интересами и желаниями детей. Запрещается во второй половине дня проводить учебные занятия.
Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, настольные игры и других - должна быть не более 30 минут.
Просмотр диафильмов и телепередач не следует проводить чаще одного - двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра диафильмов до 30 минут, телепередач - 30 - 45 минут.
Посещение кинотеатров, выставок, экскурсии следует проводить не чаще 1-2 раз в месяц.
Для организации внеучебной деятельности детей должны быть шире использованы общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, пионерская комната, а также помещения близ расположенных домов и дворцов культуры, домов и дворцов пионеров.
9.5. Для показа диафильмов применяются диапроекторы "Этюд" и "Свет" и стандартные экраны ЭБМ или ЭБМ-С с коэффициентом отражения 0,8. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Высота подвеса экрана над полом - не менее 1 м и не более 1,3 м от центра экрана.
Для приема телепередач используются телевизионные приемники с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота установки телевизора над полом 1-1,3 м; расстояние экрана телевизора от детей в пределах от 4 до 6 м; стулья устанавливаются (в игровой комнате) в 4-5 рядов, расстояние между ними - 0,5 - 0,6 м.
Просмотр телевизионных передач в вечернее время должен проводиться при искусственном освещении комнаты верхним светом или местным источником света, находящимся вне поля зрения детей. В дневные часы при ярком солнечном освещении окна следует закрывать лёгкими светлыми шторами во избежании отражения солнечных бликов на экране.
9.6. Вторая половина дня должна использоваться для привития детям навыков самообслуживания:
содержанию в чистоте и порядке своего рабочего места;
уходу за одеждой;
уходу за растениями в классе;
помощь в сервировке обеденного стола.
9.7. Контроль за условиями обучения и организацией учебно-воспитательного процесса проводят медицинские работники, обслуживающие школу (врач, медицинская сестра, фельдшер) и врач по гигиене детей и подростков санэпидстанции.
9.8. Дети, посещающие группы продленного дня обеспечиваются 3-х разовым горячим питанием (завтрак, обед, полдник) по нормам, установленным для шестилетних детей. Интервалы между приемами горячей пищи должны составлять 3,0-4,0 часа. Завтрак дома 7-7.30 часов, завтрак на 2 перемене, обед 13-13.30 часов и полдник в 16.20-16.30 часов после дневного сна.
Калорийность домашнего завтрака должна составлять около 15%, горячего завтрака в школе - 20%, обеда - 35% и полдника около 10%, ужина не более 20% суточной потребности в калориях (1970 ккал).
Примерные наборы продуктов и двухнедельное меню разработаны*(7).
9.9. Повседневный контроль за организацией и качеством питания осуществляется администрацией школы, медицинским персоналом, родительским комитетом.
Периодический контроль - органами и учреждениями общественного питания, народного образования и санэпидслужбы.
10.1. Программа по физической культуре детей 6-летнего возраста предусматривает следующие формы работы:
10.1.1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия:
гимнастика до учебных занятий;
физкультурные минутки во время уроков;
физические упражнения и подвижные игры на переменах. Общая продолжительность игр должна составить 10-15 мин. Начало игры должно быть средней интенсивности, окончание - малой интенсивности. Наиболее эффективный отдых между уроками обеспечивается при условии его проведения на воздухе.
динамические занятия: после 2-3 уроков ежедневно. Методика и организация занятия должны быть в прямой зависимости от времени года, погодных условий и расписания уроков.
10.1.2. Уроки физической культуры должны проводиться 2 раза в неделю на открытом воздухе (в IV климатическом районе - постоянно, в остальных районах - в зависимости от погодных условий).
10.1.3. Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия, предусматривающие ежемесячные дни здоровья и спорта (подвижные игры, эстафеты, элементы соревнования, катание на коньках, лыжах, санках, велосипедах, пешие и лыжные прогулки).
10.2. Физические упражнения следует проводить в физкультурных залах или в специально оборудованных для этой цели помещениях (рекреациях), при открытых форточках (фрамугах) - зимой; окнах - летом.
11.1. Педагогический и медицинский персонал школы должен систематически осуществлять работу по гигиеническому воспитанию и обучению детей, направленную на формирование осознанных культурно-гигиенических навыков.
11.2. Гигиеническое обучение и воспитание должно включать:
трудовое воспитание (привитие трудовых навыков, навыков самообслуживания, формирование потребности выполнять рекомендации по гигиене умственного и физического труда);
физическое укрепление здоровья, привитие навыков выполнения зарядки, закаливания, активного двигательного режима;
нравственное (воспитание культуры поведения, сознательного отношения к своему здоровью и товарищей);
эстетическое воспитание.
11.3. К гигиеническому воспитанию должны широко привлекаться родители, которых нужно информировать о характере и организации работы в школе и дома по укреплению гигиенических навыков.
12.1. Перед поступлением в первый класс учебно-воспитательных учреждений все дети должны пройти медицинский осмотр (педиатром, невропатологом, офтальмологом, отоларингологом, хирургом (ортопедом) и по показаниям - другими специалистами) с определением функциональной готовности.
Результаты медицинского осмотра заносятся в форму 026/у.
12.2. Дети зачисляются в I класс учебно-воспитательных учреждений при отсутствии заболеваний, указанных в "Медицинских показаниях к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста" *(8) (приложение 3).
12.3. Медицинский персонал учебно-воспитательных учреждений осуществляет постоянный контроль за динамикой состояния здоровья, физическим развитием и заболеваемостью детей, организует профилактические и оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление здоровья и снижение заболеваемости.
12.4. Медицинский персонал своевременно информирует учителей и воспитателей о состоянии здоровья детей, оформляет на классный коллектив "Листок здоровья" (приложение 4).
12.5. За детьми, имеющими хронические заболевания, часто болеющими осуществляется постоянное наблюдение. Оздоровление этих детей проводится в поликлинике и непосредственно в учебно-воспитательных учреждениях*(9).
12.6. Медицинский персонал учебно-воспитательных учреждений проводит санитарно-просветительную работу по вопросам охраны здоровья, гигиены обучения и воспитания, физического воспитания, привитию гигиенических навыков, здоровому образу жизни среди педагогов, родителей и детей.
_______________________________
*(1) При совмещении двух помещений температура воздуха должна соответствовать максимальному показателю.
*(2) Приказ Минпроса СССР от 25.01.85 г. № 13.
*(3) Приказ Минпроса СССР от 12.06.85 г. № 22.
*(4) Приказ Минпроса СССР от 25.01.85 г. № 13.
*(5) Инструктивное письмо Минпроса СССР от 26.08.86 г. № 75-М "О нарушениях требований к комплектованию и организации режима работы общеобразовательных школ, школ с продленным днем и групп продленного дня".
*(6) Инструктивное письмо Минпроса СССР от 28.02.83 г. № 80-М 05/24 "Об упорядочении режима работы детских дошкольных учреждений и групп продленного дня общеобразовательных школ".
*(7) Приказ Минторга СССР от 26.12.85 г. № 315 "О методических указаниях по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах", согласованный с Минпросом СССР, Центрсоюзом и Минздравом СССР.
*(8) Приказ Минпроса СССР от 25.01.85 г. № 13 и методические рекомендации Минздрава СССР от 05.05.85 г. № 3862-85.
*(9) "Методические указания по организации наблюдения и оздоровления детей групп "риска" в дошкольных учреждениях и в детских поликлиниках", Министерства здравоохранения СССР, М., 1984 от 30.12.83 г. № 11-14/27-6.
Главный государственный санитарный врач СССР Г.Н. Хлябич
5 ноября 1986 г. № 4216-86
А. Стационарное оборудование:
гимнастическая стенка с набором досок и лесенок (4 - 6 секций) высотой 2,5 - 3,0 м;
бревна гимнастические высотой 50 и 35 см, длиной 3,5 м, по две штуки;
мишени, представляющие собой 4 концентрических круга диаметром 20, 40, 60 и 80 см, с центром, располагающимся на высоте 110 - 120 см, от уровня площадки;
баскетбольные щиты размерами 80x120 см и баскетбольные кольца, при этом щит устанавливается таким образом, чтобы кольцо находилось на уровне 2 м от поверхности площадки;
рукоход длиной 3 м, высотой 1 м. 60 см. с расстоянием между перекладинами 15 см;
стол для настольного тенниса размером рабочей поверхности 200 ´ 100 см., высотой 50 - 60 см;
яма для прыжков, устраиваемая у края площадки, глубиной 40 - 50 см, длиной 3 м, шириной 2 - 3 м;
2 - 4 деревянные скамейки шириной 15 см и высотой 30 см.
Б. Выносное оборудование:
канат диаметром 4 см;
сетки волейбольные 2 шт.;
шест для лазания;
стойки для прыжков, 1 набор.
В зоне отдыха должны быть установлены качели, горка-тоб-боган, сооружение "Юнга" и другое игровое оборудование.
Погода |
Вид деятельности |
Верхняя одежда |
Общее число слоев |
+3 - 3° ветер до 2 м/сек |
Подвижные игры |
Лыжный костюм |
3 |
Ветер 3-7 м/сек |
" |
Лыжный костюм, ветрозащитная куртка |
4 |
+3 - 3° ветер до 2 м/сек |
Игра средней подвижности |
Утепленная куртка с брюками |
4 |
Ветер 3 - 7 м/сек |
" |
" |
|
-4-10° ветер до 2 м/сек |
" |
Зимнее пальто, шуба |
3 |
Ветер 3-7 м/сек |
" |
Зимнее пальто Шуба |
5 4 |
-11 - 15° ветер до |
" |
Зимнее пальто |
5 |
2 м/сек |
|
Шуба |
4 |
Ветер 3-7 м/сек |
Подвижные игры, интенсивная ходьба |
Зимнее пальто Шуба |
5 4 |
-16 - 20° ветер до 2 м/сек |
" |
Зимнее пальто Шуба |
4 |
Ветер 3-7 м/сек |
" |
Шуба |
5 |
Примечание. На ногах у детей при минусовой температуре должны быть утепленные сапоги. При температуре воздуха ниже 10°С сапоги на меху или валенки.
I. Следующие заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:
1. инфекционный гепатит,
2. пиелонефрит, диффузный гломерулонефрит,
3. миокардит неревматический,
4. ревматизм в активной фазе,
5. менингит эпидемический, менингоэнцефалит,
6. острые повторные длительно текущие респираторные заболевания,
7. туберкулез (все формы, включая вираж туберкулиновой пробы),
8. травматические повреждения ЦНС,
9. болезни крови,
10. тяжелые формы детских инфекционных заболеваний.
II. Следующие хронические состояния и заболевания:
1. задержка психического развития,
2. задержка физического развития на год и более (длина тела по региональным стандартам меньше, чем М-2б, постоянные зубы отсутствуют),
3. остаточные явления органического повреждения ЦНС с наличием выраженных нарушений двигательных, трофических и чувствительных функций (детский церебральный паралич и др.),
4. эпилепсия, эпилептиформный синдром,
5. неврозы и неврозоподобные расстройства (логоневроз, энурез и др.),
6. эндокринные заболевания (зоб, сахарный диабет и др.),
7. миопия с наклонностью к прогрессированию (более - 2,0 Д), ;
8. гипотрофия миндалин III степени,
9. аденоидные вегетации III степени, хронический аденоидит,
10. тонзиллит хронический (декомпенсированная форма),
11. вегетососудистая дистония по гипотоническому (АД ниже 80 мм рт. ст.) или гипертоническому типу (АД 115 мм рт. ст. и более),
12. порок сердца ревматический или врожденный,
13. хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония (при обострении или отсутствии стойкой ремиссии в течение года),
14. язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки, хронический гастрит, хронический гастродуоденит, хронический холецистит (в стадии неполной ремиссии, с частыми рецидивами),
15. экзема, нейродермит (при распространенных кожных изменениях),
16. анемия (при содержании гемоглобина в крови 10,7 г% и менее),
17. другие хронические заболевания в стадии неполной ремиссии и частыми рецидивами.
Листок здоровья |
||||||||
№№ |
Фамилия, имя |
Группа здоровья |
Назначение |
Группа для занятий физкультурой |
№ парты, ряд |
|||
учебные четверти |
||||||||
I |
II |
III |
IV |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись врача ..............................................
Подпись классного руководителя .............................
|
Направить по подчиненности Всесоюзный НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР,
(103064, Москва, пер. Мечникова, д. 5)
|
1. Санитарно-гигиенические правила и нормы по организации обучения детей шестилетнего возраста.
2..................................................................................................................................
(когда и кем утверждены)
3..................................................................................................................................
(когда и кем утверждены)
4. Количество лечебно-профилактических учреждений, которые внедрили методы профилактики, диагностики и лечения, предложенные данным документом.
5. Формы внедрения (семинары, подготовка и переподготовка специалистов, сообщения и пр.) и результаты применения метода (количество наблюдений за 1 год и эффективность).
6. Замечания и пожелания (текст).
Подпись..........................................................
(должность, ф.и.о., лица, заполняющего карту)