Нормативные документы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов и училищ.
Объявления:

Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2008 г. N 1197-р

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы".

2. Определить:

государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" (далее - Программа) - Минрегион России;

государственными заказчиками Программы - Минрегион России, МВД России, Минобороны России, МЧС России и ФСБ России.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 48000 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минрегиону России обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации в ноябре 2008 г.

 

Председатель Правительства Российской Федерации                                В. Путин

Концепция федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы"

 

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

IV. Возможные варианты решения проблемы

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценить ход реализации Программы (по годам)

VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы

VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы

X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы

XI. Предложения по основным направлениям финансирования Программы

XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы

XIII. Предложения по формам и методам управления реализацией Программы

Приложение N 1 Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы"*

Приложение N 2 Предельные (прогнозные) объемы финансирования федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" по источникам финансирования и видам расходов

Приложение N 3 Объемы финансирования федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" по основным направлениям ее реализации

Приложение N 4 Объемы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы"

 

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Концепция федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" (далее соответственно - Концепция, Программа) разработана на основании положений, содержащихся в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 г., а также в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

Обеспечение приемлемого уровня сейсмической безопасности, повышение устойчивости жилых домов и объектов жизнеобеспечения, а также минимизация потерь от землетрясений в регионах с высокими уровнями сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Значительная часть территории Российской Федерации (около 25 процентов), на которой расположены 27 субъектов Российской Федерации и 550 населенных пунктов с населением около 2 млн. человек, находится в сейсмоопасных зонах, подверженных воздействию разрушительных землетрясений. В последние годы на территории страны произошло несколько крупных землетрясений в районах, традиционно считавшихся сейсмически неопасными либо, по прогнозам, относившихся к меньшей расчетной интенсивности проявлений сейсмической активности, в том числе землетрясение мощностью 9 баллов, произошедшее на Алтае в 2003 году, и серия землетрясений мощностью 10 баллов, произошедших в 2006 году в Корякском автономном округе.

По экспертным оценкам, имеют дефицит сейсмостойкости и могут представлять опасность при сейсмических воздействиях до 50 процентов объектов капитального строительства жилого, общественного, производственного назначения и коммунальной сферы (в некоторых регионах этот показатель составляет от 60 до 90 процентов).

Органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют комплекс мер по повышению достоверности и точности прогноза сейсмических событий, соблюдению требований сейсмостойкого строительства и реализации неотложных мероприятий по обеспечению сейсмической безопасности.

В рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г. N 1, реализуются мероприятия, направленные на совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляют меры по сейсмоусилению жилого фонда и отдельных объектов коммунальной инфраструктуры.

Вместе с тем указанные работы не скоординированы должным образом и не всегда обеспечены необходимыми материальными ресурсами.

Системы сейсмонаблюдения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций позволяют обеспечить достаточно надежное предупреждение землетрясений на среднесрочную перспективу. Однако сложность этого природного явления не позволяет обеспечить высокую достоверность краткосрочного прогноза сейсмических событий по месту и времени их проявления.

В этой связи в качестве приоритетных направлений в области обеспечения сейсмической безопасности в ближайшей и среднесрочной перспективе следует рассматривать:

минимизацию как людских (погибшие и пострадавшие граждане), так и материальных (ущерб, наносимый зданиям и сооружениям) потерь, понесенных вследствие разрушительных землетрясений;

создание необходимых условий для бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения во время сейсмических событий и ликвидации их последствий.

Ключевые мероприятия Программы будут направлены на повышение сейсмической устойчивости объектов жилищного фонда, основных объектов и систем энергоснабжения, водоснабжения, служб экстренного реагирования и предоставления медицинской помощи, а также на предотвращение негативных последствий разрушения объектов коммунальной инфраструктуры.

Концепцией предусматривается достижение следующих стратегических целей:

повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах;

сокращение объемов финансовых и иных материальных ресурсов, привлекаемых для преодоления последствий разрушительных землетрясений;

повышение уровня координации действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по минимизации возникающих при сейсмических проявлениях потерь и угроз для жизни и здоровья населения, а также разрушений жизненно важных объектов.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Требуемый уровень сейсмической безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и собственников различных объектов и сооружений. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.

Минимизация потерь, понесенных вследствие землетрясений, повышение безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких конструкций и создание необходимых условий бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения требуют разработки единой системы мер и ее адаптации к конкретным условиям сейсмически опасных территорий Российской Федерации, расположенных в Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, в отношении которых будут осуществлены мероприятия Программы.

По своему целевому назначению мероприятия Программы направлены на повышение уровня сейсмической безопасности жилищного фонда, устойчивое функционирование значимых инфраструктурных объектов и систем жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, а также водоотведения и т.д.), мест массового пребывания населения, в том числе общественного и жилого назначения, зданий и сооружений, в которых предполагается размещение пострадавшего населения, а также объектов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации, находящихся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства обороны Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Указанные значимые и многофункциональные объекты с учетом важности их функционирования в период ликвидации последствий землетрясений входят в сферу интересов и ответственности органов государственной власти и местного самоуправления. Меры по повышению их сейсмической устойчивости требуют скоординированных действий, максимальная результативность которых может быть обеспечена только с использованием программно-целевых механизмов.

Недостаточная результативность федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2001 г. N 690, которая действовала до 2006 года, в первую очередь была обусловлена следующими причинами:

нечеткость ее целей;

фокусировка на узком спектре социальных объектов, не обеспечивавшем общего снижения возникающих при сейсмических проявлениях потерь и угроз жизни и здоровью людей, а также функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения;

отсутствие скоординированного подхода и взаимной ответственности федеральных и региональных органов исполнительной власти в реализации мероприятий указанной программы;

недостаточность задействованных ресурсов для достижения целей указанной программы.

Общий объем финансирования федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы) был определен в размере 28783,9 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3535,1 млн. рублей (12,3 процента), бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - бюджеты субъектов Российской Федерации) - 9613,9 млн. рублей (33,4 процента), внебюджетных источников - 15634,9 млн. рублей (54,3 процента). При этом объем недофинансирования указанной программы за 2002 - 2006 годы составил 9100 млн. рублей (31,6 процента), в том числе за счет средств внебюджетных источников - 5400 млн. рублей (34,5 процента), бюджетов субъектов Российской Федерации - 3300 млн. рублей (34,3 процента), федерального бюджета - 517 млн. рублей (14,6 процента).

Реализацию программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы) предполагалось осуществить в 2 этапа:

первый этап - 2002 - 2005 годы;

второй этап - 2006 - 2010 годы.

На первом этапе реализации программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы) средства федерального бюджета направлялись на объекты здравоохранения и образования. Запланированное указанной программой финансирование сейсмоусиления жилых домов и объектов жизнеобеспечения не осуществлялось.

В рамках первого этапа реализации программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы) были проведены работы по сейсмоусилению 42 объектов образования и здравоохранения в 8 регионах Российской Федерации. Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ было направлено на уточнение сейсмической опасности территорий некоторых субъектов Российской Федерации и на разработку конкретных технических решений по способам сейсмоусиления строительных конструкций указанных объектов. После подведения итогов этого этапа и признания его результатов неэффективными было издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 1546-р о прекращении реализации указанной программы.

Разработку и реализацию Программы предполагается осуществлять на новой концептуальной основе.

Концепция базируется на следующих принципах:

сейсмическое районирование территории Российской Федерации и уточнение ранее составленных прогнозов;

системный подход к повышению устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения;

научное обоснование приоритетности в реализации инвестиционных и практических мероприятий;

применение четких критериев отбора жизненно важных объектов, требующих сейсмоусиления;

учет региональных особенностей, включая природные и экономические факторы;

ориентация прикладных научных исследований на достижение практических результатов в области модернизации нормативного и экономического регулирования основных вопросов обеспечения сейсмической безопасности.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

По экспертным оценкам, до 50 процентов зданий и сооружений общественного и жилого назначения, расположенных в сейсмических районах Российской Федерации, испытывают дефицит сейсмостойкости и могут представлять опасность при сейсмических проявлениях.

Прежде всего необходимо выделить среди них объекты жилого и общественного назначения с массовым пребыванием людей, системы жизнеобеспечения, здания и сооружения, в которых предполагается размещение пострадавшего населения, а также объекты, разрушение которых представляет наибольшую опасность либо ведет к максимальному ущербу в условиях чрезвычайных ситуаций.

Усугубляет сложившуюся ситуацию и то, что субъекты Российской Федерации, расположенные в сейсмических районах, имеют наименьший уровень финансовой обеспеченности, а также обеспеченности ресурсами, находящимися в их распоряжении.

Основными недостатками и издержками подхода к решению проблемы на основе исключительной ответственности собственника по обеспечению сейсмической устойчивости зданий и сооружений без использования государственной поддержки и программно-целевых механизмов являются:

отсутствие комплексного системного подхода к управлению сейсмическими рисками;

невозможность достижения приемлемого уровня сейсмической устойчивости систем жизнеобеспечения в целом путем сейсмоусиления отдельных объектов;

недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.

Отказ от использования программно-целевых методов негативно скажется на общем уровне обеспечения безопасности населения, не позволит существенно сократить ущерб для жизненно важных объектов экономики и инфраструктуры, а также обеспечить максимально высокий уровень защищенности жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения.

Без использования программно-целевых методов результаты научных исследований по таким важным направлениям, как управление сейсмическими рисками, информационное обеспечение решения проблем сейсмической безопасности территорий и объектов, а также развитие и совершенствование системы мониторинга сейсмической уязвимости существующей застройки, сейсмического риска территорий и прогнозирования возможных социально-экономических и экологических последствий сильных землетрясений, не будут обеспечены механизмами для их прикладного применения.

С учетом комплексного и межведомственного характера проблемы повышения сейсмической устойчивости основных объектов и достижения приемлемого уровня сейсмической безопасности в условиях отказа от использования программно-целевого метода могут увеличиться сроки достижения требуемых результатов в 2 - 3 раза, а затраты привлекаемых на эти цели ресурсов - в 3 - 5 раз.

IV. Возможные варианты решения проблемы

Для обеспечения требований по сейсмической устойчивости зданий и сооружений могут быть определены 2 основных варианта решения проблемы.

Первый вариант основан на включении в область программной разработки всех категорий объектов с дефицитом сейсмической устойчивости для оказания государственной поддержки. Такой подход имеет преимущество с точки зрения постановки обоснованных целей Программы с учетом множества факторов, в том числе социально-экономического характера.

Вместе с тем предварительная проработка вопроса обеспечения сейсмической безопасности на территории Российской Федерации показала, что в настоящее время отсутствует конкретная информация, необходимая для принятия решения о целесообразности проведения работ по сейсмоусилению объектов и определения объема средств на их выполнение.

В связи с этим мероприятия по сейсмоусилению зданий и сооружений могут носить выборочный, локальный характер и не решат проблему в целом.

Кроме того, при значительном увеличении количества строящихся и реконструируемых объектов может возникнуть вероятность бессистемной реализации мероприятий Программы, что повлечет за собой недостижение эффекта, обеспечивающего максимально возможный уровень безопасности проживания людей и функционирования объектов экономики и инфраструктуры в сейсмических районах. При этом возникает значительный риск завышения объемов финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Программы.

Такой подход требует установления четких критериев и пропорций предоставления государственной поддержки на цели сейсмоусиления объектов.

Указанный вариант решения проблемы предусматривает повышенные объемы финансирования подготовки и реализации мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

По предварительным оценкам ученых и независимых экспертов, первоочередного сейсмоусиления требуют около 20 тыс. объектов различного целевого назначения, в том числе жилых домов. При этом общая площадь зданий и сооружений, требующих первоочередного сейсмоусиления и защиты, составляет около 24 - 30 млн. кв. метров и оценивается в 400 - 450 млрд. рублей.

При использовании этого варианта решения проблемы следует особое внимание уделить оценке реальной потребности в финансовых ресурсах, привлекаемых на реализацию мероприятий Программы, с учетом таких факторов, как уровень индивидуального и общего сейсмического риска субъекта Российской Федерации, его бюджетные и иные ресурсы, плотность населения, уровень урбанизации и другие.

Второй вариант решения проблемы ограничивает область программно-целевой разработки достижением требуемого уровня устойчивости основных элементов системы жизнеобеспечения в условиях сейсмических рисков конкретных территорий.

Исходя из этого сформирован комплекс мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении отдельных целей Программы.

Реализацию Программы предполагается осуществить в 2 этапа.

Первый этап (2009 - 2010 годы) является подготовительным и предусматривает выполнение мероприятий, результаты которых позволят объективно оценить сложившуюся ситуацию и создать условия для проведения работ по сейсмоусилению зданий и сооружений.

На первом этапе предлагается подготовить соответствующие нормативные и методические документы, реализовать необходимые мероприятия по сейсмическому районированию, выполнить обследование и паспортизацию зданий и сооружений по единой методике, провести анализ деятельности и расширение сети сейсмологических станций, принять решения о целесообразности сейсмоусиления конкретных объектов, определить объем необходимых средств, в том числе средств федерального бюджета, на указанные работы.

На этом этапе также предусмотрена возможность реализации мероприятий по сейсмоусилению расположенных на наиболее сейсмически опасных территориях объектов, на которые имеется утвержденная и прошедшая государственную экспертизу проектная документация.

Второй этап (2011 - 2013 годы) является основным и предполагает проведение работ, обеспечивающих сейсмическую безопасность зданий и сооружений в сейсмических районах Российской Федерации.

Преимуществом второго варианта является системный подход к решению проблемы повышения устойчивости объектов на сейсмических территориях. Последовательная реализация мероприятий Программы в рамках указанных этапов позволяет получить и обобщить информацию о реальном положении дел в рассматриваемой области, определить первоочередные задачи и основные приоритеты, принять обоснованные решения о необходимости их реализации.

Рассмотрение вариантов решения проблемы сейсмической устойчивости с учетом выполнения комплекса взаимосвязанных и скоординированных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что второй вариант реализации Программы является предпочтительным.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Реализацию Программы предлагается осуществить в 2009 - 2013 годах в 2 этапа:

первый этап - 2009 - 2010 годы;

второй этап - 2011 - 2013 годы.

VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценить ход реализации Программы (по годам)

Концепцией предусматривается основная цель Программы - достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности, уменьшение экономического и экологического ущерба, возникающего при сейсмических проявлениях, создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

реализация подготовительных организационных мероприятий и совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения скоординированного подхода к выполнению работ по сейсмоусилению объектов;

сейсмоусиление объектов жилищного фонда, объектов и систем жизнеобеспечения, мест массового пребывания людей, а также зданий и сооружений, задействованных в системе экстренного реагирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, объектов, обеспечивающих национальную безопасность;

создание условий и эффективных механизмов, обеспечивающих необходимый уровень сейсмической безопасности при строительстве на сейсмически опасных территориях.

Указанные задачи отвечают государственной системе достижения целей в сфере обеспечения условий для безопасной жизнедеятельности и снижения рисков воздействия опасных природных явлений на социально-экономическое развитие страны.

Концепцией предусматриваются целевые индикаторы и показатели оценки эффективности реализации Программы, представленные в приложении N 1.

Для оценки реализации Программы предполагается использование следующих целевых показателей:

снижение сейсмической уязвимости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения;

снижение уровня сейсмического риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений;

увеличение полноты, достоверности и доступности информации о нормативно установленных требованиях в сфере обеспечения сейсмической безопасности и сейсмической устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения.

VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы

Предварительно общий объем финансирования Программы предусматривается в размере 72000 млн. рублей, в том числе за счет средств:

федерального бюджета - 48000 млн. рублей;

бюджетов субъектов Российской Федерации - 22000 млн. рублей;

внебюджетных источников - 2000 млн. рублей.

Расходы на капитальные вложения составят 99,6 процента (71691 млн. рублей), а затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 0,4 процента (309 млн. рублей).

Объемы финансирования Программы по источникам финансирования и видам расходов представлены в приложениях N 2 - 4.

При расчете объемов средств федерального бюджета, необходимых для выделения на софинансирование объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, а также объемов финансирования таких объектов за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников учитывалось осуществление обязательного финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) внебюджетных источников.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации средства федерального бюджета направляются на реализацию мероприятий Программы в отношении объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. При этом предусматривается обязательное финансирование в объемах, определенных Программой.

Предложения по ресурсному обеспечению Программы и соотношению расходов бюджетов различных уровней и внебюджетных источников учитывают уровень сейсмического риска территорий и финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иные средства, привлекаемые на цели сейсмоусиления.

Формирование предложений по распределению инвестиционных затрат на указанных условиях позволит с высокой степенью вероятности завершить запланированные мероприятия Программы и исключить проблемные вопросы их ресурсного обеспечения в дотационных регионах.

Уточнение объектов в составе мероприятий Программы по основным направлениям ее реализации будет осуществляться с учетом заявок субъектов Российской Федерации при условии использования на цели сейсмоусиления собственных и привлеченных средств.

VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Экономическая эффективность и результативность реализации Программы в основном зависит от степени достижения целевых показателей и индикаторов Программы, предусмотренных в приложении N 1 к Концепции.

С учетом взаимосвязи отдельных показателей общая оценка экономической эффективности и результативности Программы выполнена для каждого ее варианта с использованием 2 групп показателей, характеризующих:

снижение потерь, понесенных вследствие землетрясений, в результате реализации первоочередных мероприятий Программы по сейсмоусилению объектов и систем жизнеобеспечения;

повышение общей расчетной экономической эффективности комплекса мероприятий Программы, обеспечивающих снижение материального ущерба, возникающего при сейсмических проявлениях.

Численные значения показателей экономической эффективности Программы в период ее реализации определены приблизительно и при разработке проекта Программы должны быть уточнены с учетом оценки эффективности мероприятий Программы и специфики решаемых проблем.

Эффективность и результативность предлагаемого варианта решения проблемы может быть оценена исходя из того, что реализация мероприятий Программы позволит снизить социальный, экономический и экологический риск в сейсмических районах Российской Федерации, уменьшить потери, понесенные населением в результате разрушительных землетрясений, создать условия для функционирования систем жизнеобеспечения при наступлении сейсмических событий и ликвидации их последствий, минимизировать ущерб, наносимый зданиям и сооружениям в результате сейсмических проявлений.

IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы

Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за формирование и реализацию Программы, предлагается определить Министерство регионального развития Российской Федерации.

Кроме того, к формированию и реализации Программы предлагается привлечь Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы

Предлагается определить:

государственным заказчиком - координатором Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации;

государственными заказчиками Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральную службу безопасности Российской Федерации;

разработчиком Программы - Министерство регионального развития Российской Федерации.

XI. Предложения по основным направлениям финансирования Программы

Реализация мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:

исследования по оценке сейсмического риска и совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения защиты жизненно важных объектов и систем жизнеобеспечения населения;

формирование системы мониторинга сейсмической устойчивости жилых домов, жизненно важных объектов и сооружений с массовым сосредоточением людей, разработка специальных мер сейсмической защиты;

разработка и реализация практических мер по повышению сейсмической устойчивости жилых домов, жизненно важных объектов Российской Федерации (в том числе критически важных объектов, систем энергоснабжения, коммунальной инфраструктуры, объектов системы реагирования в чрезвычайных ситуациях) и сооружений с массовым сосредоточением людей;

развитие системы информационного обеспечения и ситуационного анализа сейсмических рисков устойчивости зданий и сооружений.

Основу мероприятий Программы, касающихся исследований по оценке сейсмического риска и совершенствования нормативных правовых актов, составляют исследования фундаментального и прикладного характера, направленные на:

разработку научно-методических основ прикладного сейсмического районирования территорий Российской Федерации, проведение работ по актуализации карт общего сейсмического районирования, детальному сейсмическому районированию и микросейсморайонированию территорий поселений и городских округов;

совершенствование государственного управления территорий и их развитие (предоставление земельных участков, проектирование и строительство объектов) с учетом уровня сейсмического риска;

разработку технических регламентов, включающих в себя в том числе требования и технические условия, необходимые при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений в сейсмически опасных районах;

развитие и совершенствование механизмов взаимодействия органов государственной власти, собственников и общественных организаций при осуществлении инвестиционных проектов и практических мер обеспечения сейсмической безопасности.

Основные мероприятия Программы по формированию системы мониторинга сейсмической устойчивости жизненно важных объектов и сооружений с массовым сосредоточением людей и сейсмической защите указанных объектов и сооружений направлены на:

разработку методов, порядка и процедур оценки остаточной сейсмической устойчивости зданий и сооружений с учетом территориальных факторов и прогноза уровня сейсмического риска;

развитие технических средств и технологий мониторинга сейсмической устойчивости высотных зданий и жизненно важных объектов экономики и инфраструктуры, переоснащение и дооснащение ими соответствующих структур государственной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

развитие и совершенствование методической базы, обеспечивающей проведение мониторинга сейсмической устойчивости зданий и сооружений с учетом уровня сейсмических рисков, а также проведение сбора, обработки, передачи и хранения информации, полученной в результате мониторинга;

создание и внедрение системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере мониторинга, контроля и прогноза сейсмической устойчивости сооружений.

Концепцией предусматривается обеспечение реализации неотложных мероприятий по сейсмоусилению жилых домов, а также основных объектов и систем жизнеобеспечения, задействованных в единой системе реагирования в чрезвычайных ситуациях, снижение их уязвимости и повышение устойчивости в условиях землетрясений разрушительной силы, развитие и совершенствование систем и методов технической диагностики жизненно важных объектов экономики и инфраструктуры.

Мероприятия Программы по развитию системы информационного обеспечения и ситуационного анализа сейсмических рисков устойчивости зданий и сооружений направлены на повышение доступности получения достоверной информации о реальном состоянии основных объектов систем жизнеобеспечения и уровне сейсмических рисков, в том числе в интересах развития экономики, объектов инфраструктуры и жилищного строительства.

Предполагается, что указанные мероприятия обеспечат решение следующих вопросов:

расширение применения современных информационных технологий в сфере обеспечения сейсмической безопасности;

разработка и ведение информационных и аналитических экспертных систем и баз данных для выявления закономерностей в области обеспечения сейсмической безопасности, выработка вероятных сценариев развития ситуаций в условиях сейсмических проявлений;

обеспечение необходимой информацией в рамках действия единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

обеспечение проведения экспертной оценки и моделирования сейсмических рисков применительно к инвестиционным проектам общегосударственного значения, в том числе осуществляемым на условиях государственно-частного партнерства.

Предполагаемые объемы финансирования по основным направлениям реализации Программы представлены в приложении N 3 к Концепции.

XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы

Перечень мероприятий Программы формируется разработчиком Программы на основании предложений государственных заказчиков и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в строгом соответствии с утвержденными приоритетами и целевыми индикаторами Программы.

При формировании перечня мероприятий Программы будут соблюдены требования законодательства Российской Федерации и нормативы целевого выделения средств с учетом дефицита сейсмостойкости систем жизнеобеспечения и стратегически значимых объектов в разрезе субъектов Российской Федерации.

XIII. Предложения по формам и методам управления реализацией Программы

Механизм реализации Программы формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации по вопросам программной проработки и решения актуальных проблем в сфере повышения сейсмической устойчивости жизненно важных объектов Российской Федерации. Механизм реализации Программы включает в себя:

стратегическое планирование и прогнозирование;

применение правовых рычагов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровней), способствующих решению задач Программы, а также регулирующих отношения на всех уровнях исполнительной власти;

организационную структуру управления реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления).

Концепцией предусматривается, что важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы.

В связи с этим предполагается ежеквартальный анализ хода реализации Программы на основе оценки результативности ее мероприятий и достижения целевых индикаторов.

Принятие управленческих решений в рамках Программы будет осуществляться с учетом информации, поступающей от исполнителей программных мероприятий.

Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации Программы должно стать неотъемлемой составляющей механизма ее реализации.

Предлагается следующий вариант управления реализацией Программы.

Государственный заказчик - координатор Программы в ходе ее реализации:

осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;

организует текущее управление реализацией Программы;

разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;

подготавливает ежеквартальные и ежегодные доклады о ходе реализации Программы;

подготавливает целевые индикаторы оценки эффективности реализации Программы на очередной год в квартальном разрезе;

организует мониторинг хода реализации Программы;

несет ответственность за обеспечение своевременной и качественной реализации мероприятий Программы и эффективного использования средств, выделяемых на эти цели;

организует внедрение информационных технологий для управления реализацией Программы и контроля за ходом ее реализации;

организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов.

Государственный заказчик - координатор Программы совместно с государственными заказчиками Программы организует экспертные проверки хода реализации Программы.

Государственные заказчики Программы:

ежеквартально обобщают и анализируют статистическую отчетность по реализации Программы и представляют в Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе реализации Программы;

организуют внедрение информационных технологий управления реализацией Программы, а также осуществление контроля за реализацией мероприятий Программы;

осуществляют координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также осуществляют анализ и контроль рационального и эффективного использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;

предоставляют государственному заказчику - координатору Программы в установленные им сроки отчеты о ходе реализации Программы и об использовании бюджетных средств.

Государственные заказчики Программы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют совместные действия по реализации мероприятий Программы.

Средства федерального бюджета предоставляются при условии наличия утвержденной в установленном порядке проектной документации и после представления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации информации об использовании средств в пропорциональном соотношении, установленном для финансового обеспечения мероприятия Программы.

В целях организации взаимодействия государственных заказчиков Программы и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут заключаться соответствующие соглашения.

Приложение N 1

Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы"*

 

Единица измерения

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Снижение сейсмической уязвимости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения

млрд. рублей

124,2-186,3

195-292,5

234-351

234-351

212,8-319,2

Снижение уровня сейсмического риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений

процентов к общему числу объектов, требующих первоочередного сейсмоусиления

10

20

40

60

80

Увеличение полноты, достоверности и доступности информации о нормативно установленных требованиях в сфере обеспечения сейсмической безопасности и сейсмической устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения

процентов по отношению к показателям 2008 года

10

20

40

60

80

Приложение N 2

Предельные (прогнозные) объемы финансирования федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" по источникам финансирования и видам расходов

(млн. рублей)

 

2009 -2013 годы - всего

В том числе

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

За счет средств всех источников финансирования

НИОКР

309

72

87,5

77,5

64

8

Капитальные вложения

71691

10600

14100

15650

15741

15600

Прочие

-

-

-

-

-

-

За счет средств федерального бюджета

НИОКР

200

51

57,5

44,5

41

6

Капитальные вложения

47800

6000

9500

11000

11000

10300

Прочие

-

-

-

-

-

-

За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации

НИОКР

109

21

30

33

23

2

Капитальные вложения

21891

4250

4250

4250

4291

4850

Прочие

-

-

-

-

-

-

За счет средств внебюджетных источников

НИОКР

-

-

-

-

-

-

Капитальные вложения

2000

350

350

400

450

450

Прочие

-

-

-

-

-

-

 


Приложение N 3

Объемы финансирования федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы" по основным направлениям ее реализации

(млн. рублей)

 

Объемы финанси­рования - всего

В том числе

федеральный бюджет

бюджеты субъектов Российской Федерации

внебюджетные источники

капитальные вложения

прочие нужды

НИОКР

капитальные вложения

прочие нужды

НИОКР

капитальные вложения

прочие нужды

НИОКР

1.

Исследования по оценке сейсмического риска и совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения защиты жизненно важных объектов и систем жизнеобеспечения населения

59

-

-

57

-

-

2

-

-

-

2.

Формирование системы мониторинга сейсмической устойчивости жилых домов, жизненно  важных объектов и сооружений с массовым сосредоточением людей, разработка специальных мер сейсмической защиты

37

-

-

27

-

-

10

-

-

-

3.

Разработка и реализация практических мер по повышению сейсмической устойчивости жилых домов, жизненно важных объектов Российской Федерации (в том числе критически важных объектов, систем энергоснабжения, коммунальной инфраструктуры, объектов системы реагирования в чрезвычайных ситуациях) и сооружений с массовым сосредоточением людей

71691

47800

-

-

21891

-

-

2000

-

-

4.

Развитие системы информационного обеспечения и ситуационного анализа сейсмических рисков устойчивости зданий и сооружений

213

-

-

116

-

-

97

-

-

-

 

Всего по Программе

72000

47800

-

200

21891

-

109

2000

-

-

Приложение N 4

Объемы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы"

(млн. рублей)

 

2009 – 2013 годы - всего

В том числе

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

общий объем финанси­рования

в том числе средства федерального бюджета

федераль­ный бюджет

бюджеты субъектов Российской Федерации

федераль­ный бюджет

бюджеты субъектов Российской Федерации

федераль­ный бюджет

бюджеты субъектов Российской Федерации

федераль­ный бюджет

бюджеты субъектов Российской Федерации

федераль­ный бюджет

бюджеты субъектов Российской Федерации

1.

Исследование прикладной эффективности шкал, применяемых в мировой практике для целей сейсмической оценки и нормативно-правового регулирования, создание и апробирование новой макросейсмической шкалы, учитывающей геологические проявления землетрясений, разработка требований по применению сейсмической шкалы в проектировании и строительстве

10

10

5,5

-

4,5

-

-

-

-

-

-

-

2.

Разработка методики, критериев и процедур оценки дефицита сейсмостойкости зданий и сооружений в системах жизнеобеспечения

14

14

4,5

-

3,5

-

3

-

2

-

1

-

3.

Разработка территориальных схем оценки уровней риска и сейсмостойкости зданий и сооружений

110

16

8

15

8

29

-

30

-

20

-

-

4.

Разработка основных элементов и порядка проведения оценки сейсмических рисков на земельных участках, предоставляемых для строительства объектов экономики и инфраструктуры

16,5

16,5

3

-

4

-

3,5

-

3

-

3

-

5.

Разработка порядка и процедур осуществления мониторинга сейсмического риска на критически важных объектах

18,5

16,5

4,5

-

5,5

-

4,5

2

2

-

-

-

6.

Создание и обеспечение функционирования единой информационной базы данных "Сейсмобезопасность России" с региональными и тематическими разделами, уточняющими исходную сейсмичность и сейсмический риск в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности

113

100

20

6

25

1

25

1

30

3

-

2

7.

Развитие механизмов страхования жизненно важных объектов с учетом уровня сейсмических рисков

10,5

10,5

2,5

-

3

-

4

-

1

-

-

-

8.

Развитие экспериментальной базы моделирования сценарных условий воздействия сейсмических событий на элементы конструкций зданий и сооружений

16,5

16,5

3

-

4

-

4,5

-

3

-

2

-

* Численные значения показателей определены приблизительно и при разработке проекта программы должны быть уточнены с учетом программных мероприятий и оценки их эффективности.

 

2008-2013. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - Нормативные документы - стандарты.