МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ДОРОЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (СОЮЗДОРНИИ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗОЛОШЛАКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Москва 1981
Министерство транспортного строительства
Одобрены Минтрансстроем
Обоснованы возможность и целесообразность использования местных лессовых засоленных грунтов и золы уноса, получаемой после сжигания на ТЭС углей Ангренского бассейна; для устройства укрепленных оснований дорожных одежд в условиях сухого жаркого климата.
Предложено использовать различные местные лессовые засоленные грунты, отличающиеся по характеру засоления: сульфатному, хлоридному, смешанному (сульфатно-хлоридному и хлоридно-сульфатному).
Предлагается укреплять указанные местные грунты золой уноса в сочетании с добавками СаСl2 и соапстока или без них, что улучшает физико-механические и технологические свойства укрепленного материала.
Приведена эффективность использования
разработанного метода укрепления, которая заключается в снижении стоимости
строительства
содержание
2. Требования к материалам и рекомендуемые составы смесей 3. Технология производства работ при устройстве укрепленных дорожных оснований 4. Приготовление растворов химических добавок
|
«Методические рекомендации по использованию золошлаковых материалов для устройства оснований автомобильных дорог» разработаны в Союздорнии на основе лабораторных исследований и опытно-производственного строительства в условиях сухого жаркого климата Узбекской ССР.
В «Методических рекомендациях» приведены требования к исходным материалам, область использования различных лессовых засоленных грунтов, укрепленных золами уноса, нормы расхода вяжущего, составы смесей в зависимости от степени засоления грунта, а так же разработаны технологические способы, позволяющие устраивать основания в условиях сухого жаркого климата без снижения физико-механических показателей укрепленного материала.
Настоящие «Методические рекомендации» составили канд. техн. наук И.Л. Гурячков и инж. У. Ашуров.
Замечания и предложения просьба направлять по адресу: 143900, Балашиха-6 Московской обл., Союздор - НИИ.
1.1. Настоящие "Методические
рекомендации" развивают "Технические указания по использованию зол
уноса и золошлаковых смесей от сжигания различных видов твердого топлива для
сооружения земляного полотна и устройства дорожных оснований и покрытий
автомобильных дорог" ВСН
185-75, а также утвержденные в
При этом, как правило, предусматривается использование в небольших количествах добавки хлористого кальция или соапстока.
1.2. Применение разработанных комплексных составов смесей позволяет получить укрепленный материал, обладающий стабильной во времени прочностью, устойчивостью к повышенным положительным и пониженным температурам.
Введение в грунт указанных в п. 1.1 добавок не только обеспечивает получение смесей, обладающих хорошими технологическими свойствами в условиях сухого жаркого климата Средней Азии, но и приводит к образованию в укрепленном материале, при соблюдении правильной технологии производства работ, дополнительных прочных новообразований, что предопределяет возможность эффективного использования такого укрепленного материала при устройстве различных оснований дорожных одежд и строительных площадок.
1.3. Разработки настоящих "Методических рекомендаций" следует использовать в IV-V дорожно-климатических зонах при проектировании и строительстве дорог при условии, что земляное полотно отвечает требованиям главы "Сооружение земляного полотна" СНиП III-40-78 и других общесоюзных документов. Целесообразность применения зол уноса в качестве самостоятельного вяжущего или в сочетании с добавками при укреплении засоленных лессовых грунтов, используемых для устройства слоев дорожных одежд, устанавливают по результатам технико-экономического анализа и сравнения с другими методами укрепления грунтов или методами и технологией устройства оснований с применением прочных привозных зернистых материалов.
1.4. Выполнение основных положений настоящих "Методических рекомендаций" по использованию в дорожном строительстве комплексных составов смесей (см. п. 1.1) обеспечивает:
применение грунтов с различной степенью засоленности, превышающей нормы, указанные в "Инструкции" СН 25-74 и ВСН 185-75;
замену дефицитного вяжущего - цемента;
отказ от привозных прочных каменных материалов;
удешевление строительства, уменьшение расхода горючего и энергии;
возможность очищения окружающей среды от отвалов золошлаковых материалов.
1.5. Укрепленные материалы, полученные на основе использования комплексных составов смесей (см. таблицу), по своей структуре и физико-механическим свойствам соответствуют грунтам, укрепленным минеральными вяжущими. Поэтому требования к укрепленным материалам, состоящим из зол уноса, добавок и лессовых засоленных грунтов, аналогичны требованиям, предъявляемым к укрепленным материалам, полученным на основе применения только цемента или извести, и должны соответствовать показателям табл.1 "Инструкции" СН 25-74.
1.6. При проектировании конструкций дорожных одежд с использованием таких укрепленных материалов необходимо руководствоваться следующими положениями:
при устройстве жестких дорожных одежд лессовые засоленные грунты, укрепленные золами уноса в сочетании с добавками или без них, можно использовать в качестве верхних и нижних слоев оснований;
при устройстве нежестких дорожных одежд такие укрепленные материалы используют в качестве верхних слоев оснований на дорогах III-IV категорий, а в качестве нижних или дополнительных слоев оснований - на дорогах всех категорий.
1.7. Пригодность лессовых засоленных грунтов для устройства укрепленных слоев дорожных одежд устанавливают в соответствии с требованиями п.п. 2.1-2.3 настоящих "Методических рекомендаций".
В случае некоторых отклонений от требований п.п.2.1-2.3 окончательно оценивают возможность использования того или иного компонента смеси на основе лабораторных испытаний образцов и соответствия показателей их физико-механических свойств требованиям табл. 1 "Инструкции" СН 25-74. При этом руководствуются рекомендациями по составам смесей таблицы настоящих "Методических рекомендаций" и по подбору составов смесей, изложенными в "Технических указаниях" ВСН 185-75.
Грунты
2.1. Для укрепления золами уноса сухого от - бора, полученными при сжигании бурых углей Ангренского бассейна, применяемыми в качестве самостоятельного вяжущего, используются различные лессовые; засоленные грунты с числом пластичности не более 17.
2.2. Общее содержание легкорастворимых солей для всех видов укрепляемых лессовых грунтов не должно превышать 8% массы грунта при сульфатном и 10% массы грунта при хлоридном засолении.
2.3. При смешанном сульфатно-хлоридном засолении допускается содержание легкорастворимых солей не более 10%, а при хлоридно-сульфатном - не более 8%.
Вяжущие материалы (золы уноса)
2.4. Для укрепления лессовых засоленных грунтов в качестве самостоятельного вяжущего применяются золы уноса сухого отбора непосредственно от электрофильтров или циклонов тепловой электростанции, работающей на бурых углях Ангренского бассейна. Такие золы должны отвечать следующим требованиям:
Содержание свободной окиси
кальция, % |
Не менее 4 |
Гидравлический модуль, % |
Не менее 0,4 |
Удельная поверхность, см2/г |
Не менее 3000 |
Содержание сернистых и сернокислых соединений (в пересчете на SO3), % |
Не более 4 |
Потери при прокаливании, % |
Не более 3 |
Содержание свободной окиси кальция, сернистых и сернокислых соединений, потери при прокаливании определяют по ГОСТ 5382-73 "Цементы. Методы химического анализа". Удельную поверхность определяют по ГОСТ 310.2-76 "Цементы. Методы определения тонкости помола".
Рекомендуемые составы смесей
2.5. Составы смесей с использованием лессовых засоленных грунтов, укрепленных долой уноса Ангренского бассейна с добавками хлористого кальция и соапстока или без них, подбирают и испытывают в лаборатории, пользуясь положениями п. 1.7 настоящих "Методических рекомендаций".
Грунт (суглинок) по характеру и степени засоленности |
Температура суглинка, |
Содержание золы уноса, % массы смеси, в суглинке |
Содержание свободной СаО % массы золы уноса, в суглинке |
Добавка хлористого кальция, % массы грунта, в суглинок. |
Добавка соапстока, % массы грунта, в суглинок |
|||||
легкого |
тяжелого |
легком |
тяжелом |
легком |
тяжелом |
легкий |
тяжелый |
легкий |
тяжелый |
|
Сульфатный или хлоридно-сульфатный слабозасоленный |
20 |
20 |
10 |
15 |
6 |
9 |
- |
- |
- |
- |
40 |
40 |
10 |
15 |
9 |
6 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
|
60 |
60 |
10 |
15 |
4,5-6 |
6 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
|
То же, сильнозасоленный |
20 |
20 |
8 |
10 |
6 |
6 |
- |
- |
- |
- |
40 |
40 |
8 |
10 |
6 |
6 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
|
60 |
60 |
8 |
8 |
4,5-6 |
6-9 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
|
Хлоридный или сульфатно-хлоридный слабозасоленный |
20 |
20 |
8 |
10 |
4,5 |
4,5 |
- |
- |
- |
- |
40 |
40 |
8 |
10 |
4,5 |
4,5 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
60 |
60 |
8 |
8 |
4,5 |
4,5-6 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|
То же, сильнозасоленный |
20 |
20 |
10 |
15 |
4,5 |
4,5 |
- |
- |
- |
- |
40 |
40 |
10 |
15 |
6,0 |
4,5 |
0,1 |
0,1 |
- |
- |
|
60 |
60 |
8 |
10 |
4,5-6 |
4,5-6 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,2 |
При этом в зависимости от степени засоленности грунта, температуры воздуха рекомендуется применять наиболее» рациональные составы смесей, приведенные в таблице*)
__________________
*) Данные получены на основании лабораторных и опытных работ.
3.1. Лессовые засоленные грунты для устройства автомобильных дорог укрепляют золами уноса, полученными после сжигания на ТЭС бурых углей Ангренского бассейна, как правило, методом смешения на дороге с использованием дорожных фрез.
3.2. При укреплении лессовых засоленных грунтов золой уноса с добавкой соапстока или хлористого кальция обеспечивается достаточно длительное сохранение в смеси оптимальной влажности (благодаря существенному уменьшению испарения влаги), что важно для условий сухого жаркого климата. Технологическая последовательность рабочих процессов с применением отряда машин с ведущей дорожной фрезой приведена ниже:
на земляное полотно, подготовленное в соответствии с требованиями СНиП III-40-78, вывозят различными транспортными средствами засоленный грунт из резерва или карьера в объеме, необходимом для укрепления. Его профилируют автогрейдером и уплотняют катком на пневматических шинах до плотности 0,80-0,85 от максимальной стандартной;
по слою спрофилированного засоленного грунта распределяют необходимое количество золы уноса распределителем цемента;
подготовленный слой грунта перемешивают с золой уноса фрезой, движущейся на второй или третьей передаче, за 2-3 прохода по одному следу с одновременным увлажнением водным раствором соапстока; при этом общая влажность смеси должна быть меньше оптимальной на 3-4%;
смесь профилируют автогрейдером и уплотняют катком на пневматических шинах до плотности 0,80-0,85 от максимальной стандартной;
распределителем цемента при необходимости дозируют известь в смесь грунта и золы уноса, после чего смесь снова перемешивают с цементом либо известью фрезой за 2-3 прохода по одному следу. Затем смесь увлажняют до оптимальной влажности с добавкой хлористого кальция через распределительную систему фрезы и одновременно перемешивают фрезой за 2-3 прохода по одному следу на второй или третьей передаче;
Смесь профилируют, уплотняют и осуществляют уход за готовым укрепленным слоем в соответствии с "Инструкцией" СН 25-74.
Необходимо учесть, что схватывание смесей из грунтов, укрепленных золами уноса с добавками соапстока, наступает после увлажнения смеси до оптимальной влажности несколько позже, чем у смесей из грунтов, укрепленных только золой уноса. Это позволяет проводить работы при повышенных положительных температурах в условиях сухого жаркого климата.
3.3. При проведении работ, указанных в пп. 3.1, 3.2, осуществляют в необходимом объеме, согласно установленным составам смесей, соответствующие транспортные перевозки золы уноса, водных растворов соапстока и хлористого кальция.
Золу уноса вывозят на дорогу в автозоловозах или автоцементовозах, водные растворы соапстока и хлористого кальция - в поливочно-моечных машинах.
3.4. Контроль качества производства работ осуществляют согласно требованиям СНиП III-40-78.
4.1. Для правильного дозирования и равномерного распределения используемых добавок их вводят в состав зологрунтовой смеси в виде водного раствора рабочей концентрации. Его приготавливают смешением концентрированного раствора добавок с водой до введения в смеситель.
Соотношение между раствором и водой устанавливается при подборе состава зологрунтовой смеси.
4.2. В зависимости от местных условий производства работ раствор рабочей концентрации следует приготавливать в специальных емкостях или непосредственно в дозаторе для воды по принятой технологической схеме. Раствор дозируется по массе смеси, как это принято на грунтосмесительной установке.
4.3. Концентрированные растворы необходимо приготавливать путем растворения определенного количества добавки в воде по возможности более насыщенными, не допуская, однако, их выпадения в осадок. Для повышения скорости растворения добавок воду подогревают, хлористый кальций при необходимости дробят.
4.4. Перемешивание компонентов раствора осуществляется сжатым воздухом, острым паром или вручную.
Приготавливают и хранят растворы при положительной температуре в тщательно очищенных и промытых емкостях, защищенных от попадания в них атмосферных осадков.
4.5. Объемы емкостей рассчитывают с учетом возможности непрерывной работы в течение смены. Концентрированные растворы при приготовлении рабочего раствора перед подачей в грунтосмеситель тщательно перемешиваются с водой.
4.6. Растворы добавок приготавливают либо на бетонных заводах, либо непосредственно в местах размещения карьерных грунтосмесительных установок;
Соапсток доставляют на базу приготовления растворов либо автогудронатором, либо в металлических бочках. Хлористый кальций, как правило, 50%-ной концентрации, хранится в металлических бочках.
4.7. Приготовление рабочих растворов включает следующие операции:
загрузку воды и добавки в емкость, предназначенную для приготовления концентрированных растворов;
перемешивание воды и добавки;
перекачивание высококонцентрированного раствора в дозировочную емкость и емкость для приготовления рабочего раствора;
загрузку емкости для рабочего раствора водой в объеме, необходимом для приготовления раствора требуемой концентрации;
перемешивание воды и добавки до полного ее растворения без осадка.
4.8. Максимальная концентрация таких растворов назначается из условия максимальной растворимости используемых добавок в воде и возможности перекачивания полученного раствора по трубопроводу. Обычно на практике используют растворы CaCl2 30%-ной концентрации.
4.9. Растворение твердых добавок в воде осуществляется с помощью сжатого воздуха или вручную. При необходимости приготавливаемые растворы подогревают. После приготовления высококонцентрированный раствор с помощью битумного насоса перекачивают в дозировочную емкость определенного объема, а затем в необходимом количестве - в емкость для приготовления рабочего раствора. Перемешивание воды и высококонцентрированного раствора осуществляют также с помощью сжатого воздуха или вручную.
4.10. При приготовлении зологрунтовой смеси методом смешения на дороге раствор соапстока или хлористого кальция на месте производства работ разливают с помощью поливочно-моечной машины.