О состоянии работ по актуализации строительных норм и правил и по разработке технического регламента "О безопасности зданий и сооружений"
В.И. Иванов, заместитель Генерального директора ОАО «ЦНС»
Л.С. Экслер, главный специалист ОАО «ЦНС»
Действовавшая до 2003 г. система нормативных документов в строительстве, принятая Госстроем России в 1994 г. (основные положения - СНиП 10-01-94) в основном удовлетворяла потребности нормативного регулирования в строительной отрасли. Она отражала также основные тенденции развития технического регулирования в этой сфере, разработанные ИСО, МЭК, а затем и СЕН, которые утверждали приоритет потребительских требований к строительной продукции и, в частности, приоритет обеспечения ее безопасности и функциональной пригодности.
Основным видом нормативных документов в области строительства были строительные нормы и правила (СНиП), в которых был отражен накопленный в течение нескольких десятилетий опыт проектирования и строительства зданий и сооружений различного назначения. СНиП и государственные стандарты на строительные материалы действовали в качестве нормативных документов, обязательных для применения.
Введенный в действие в 2003 г. Федеральный закон "О техническом регулировании", направленный на обеспечение безопасности продукции путем законодательного закрепления соответствующих требований к ней, вызвал ряд трудностей в области нормативного управления качеством строительной продукции. В частности, закон предусматривает осуществление государственного надзора только в сфере обращения продукции, что возможно для продукции заводского производства, проходящей процедуры постановки на производство и сертификации или декларирования соответствия. Однако для строительных сооружений, которые возводятся на месте использования в единственном числе и не могут быть ни забракованы, ни, как правило, исправлены после строительства, требуются иные принципы организации надзора, оценки и подтверждения соответствия. Кроме того, по закону обязательные требования к продукции могут устанавливаться только в технических регламентах, но для строительных сооружений, являющихся объектами недвижимости, обязательны также требования градостроительного плана земельного участка, утверждаемого в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Упомянутый федеральный закон и последовавший за его введением ряд актов Минюста России подорвали доверие ко всей совокупности нормативных документов в строительстве и надолго задержали ее развитие и совершенствование. Лишь после принятия изменений к этому закону в мае текущего года создались правовые условия для разработки технического регламента "О безопасности зданий и сооружений" и для актуализации строительных норм и правил. В настоящее время такие работы проводятся ОАО "ЦНС" с участием ведущих организаций – разработчиков нормативных документов для строительства. При осуществлении этих работ были приняты следующие исходные принципы и условия:
1. Невозможность и нецелесообразность разработки технического регламента по строительству путем суммирования выборок из действующих строительных норм и правил или замены их, поскольку в таком случае будет остановлен процесс совершенствования и развития нормативной базы строительства в соответствии с изменяющимися условиями и новыми технологиями.
2. Целесообразность включения в технический регламент основных требований безопасности зданий и сооружений, реализация которых на разных стадиях жизненного цикла объектов должна осуществляться через национальные стандарты и своды правил (строительные нормы и правила), применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований технического регламента.
3. Необходимость при разработке технического регламента по строительству увязки положений Федерального закона "О техническом регулировании" и Градостроительного кодекса Российской Федерации, между которыми в настоящее время имеется ряд противоречий, особенно в части оценки и подтверждения соответствия зданий и сооружений.
4. Невозможность обновления сразу всей совокупности имеющихся нормативных документов в области строительства (более 100 строительных норм и правил, а также большое количество сводов правил и территориальных строительных норм, разработанных в их развитие). Такая работа должна осуществляться постепенно и планомерно на единой методологической основе, в рамках единой системы и координироваться одним федеральным органом исполнительной власти в области строительства.
В общем предусматриваемая система нормативно-правовых актов и нормативных документов в строительстве аналогична системе нормативного регулирования в рамках Европейского Союза. Эта система включает документы обязательного характера (Директивы ЕС), устанавливающие общие требования к строительной продукции и общий порядок ее сертификации, и совокупность европейских норм и стандартов, через которые реализуются общие требования при создании конкретных видов строительной продукции
В настоящее время ОАО ЦНС с участием специалистов ведущих научно-исследовательских организаций подготовлены первые редакции проектов изменения ряда СНиП, а также проект первой редакции технического регламента "О безопасности зданий и сооружений".
В проекте первой редакции технического регламента содержатся:
- основные требования к зданиям и сооружениям по отдельным аспектам безопасности: прочность и устойчивость, пожарная безопасность, санитарно-эпидемиологические требования, безопасность пользования зданием или сооружением, безопасность зданий и сооружений для окружающей среды;
- требования к обеспечению выполнения основных требований безопасности на стадиях инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и сноса зданий и сооружений;
- положения по оценке и подтверждению соответствия зданий и сооружений.
Все требования технического регламента должны реализовываться независимо от конкретного назначения и материально - конструктивного исполнения зданий и сооружений.
Включенные в проект положения по оценке и подтверждению соответствия отражают реальные условия проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, а также предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации требования по проведению государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации и по осуществлению государственного строительного надзора.
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" одновременно с проектом технического регламента представлен перечень строительных норм и правил, национальных стандартов, санитарных норм и правил, правил пожарной безопасности, при применении которых должно обеспечиваться выполнение требований этого технического регламента.
В ближайшем выпуске "Вестника технического регулирования" будет опубликовано официальное уведомление о разработке упомянутого проекта технического регламента, после чего этот проект станет доступным для общественного обсуждения.