Приказ
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5
апреля 2007 г. N 203
"Об утверждении и введении в действие Методических указаний о порядке
подготовки и аттестации инспекторского состава по вопросам государственного энергетического
надзора за энергоустановками"
Приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 мая 2007 г. прилагаемые Методические указания о порядке подготовки и аттестации инспекторского состава по вопросам государственного энергетического надзора за энергоустановками (РД-12-05-2007).
Руководитель |
К.Б. Пуликовский |
Руководящие документы
РД-12-05-2007
"Методические указания о порядке подготовки и аттестации инспекторского
состава по вопросам государственного надзора за энергоустановками"
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 203)
Введены в действие с 1 мая 2007 г.
Содержание
1. Методические указания о порядке подготовки и аттестации* инспекторского состава по вопросам государственного надзора за энергоустановками (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 17 июня 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и п.п. 1 и 5.9 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401.
2. Методические указания распространяются на работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов.
3. Методические указания определяют формы подготовки инспекторского состава по вопросам государственного энергетического надзора (далее - энергетический надзор), процедуры реализации этих форм и порядок аттестации вышеуказанного контингента.
4. Задачей подготовки инспекторского состава является формирование и поддержание у него такого уровня знаний и практических навыков по устройству и технической эксплуатации электрических станций, тепловых установок и энергетических сетей, энергоустановок потребителей, который должен гарантировать высококвалифицированное проведение проверок организаций (юридических и физических лиц) на предмет обеспечения ими безопасного технического состояния энергетического оборудования и соблюдения правил и норм технической эксплуатации, требований по безопасному управлению технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов энергетики и энергопринимающих установок, выявление недостатков, их причин и влияния на безопасность работы энергоустановок.
5. В Методических указаниях под инспекторским составом следует понимать работников Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (далее - Служба) и ее территориальных органов, осуществляющих энергетический надзор (включая и руководителей), аттестованных по правилам и нормам электро-теплоэнергетики и принимающих участие в мероприятиях по контролю в соответствии с должностными регламентами.
6. Обязательными формами работы с инспекторским составом являются:
- вводный, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда;
- подготовка по новой должности (обучение, стажировка, проверка знаний, инструктажи);
- первичная, периодическая (очередная, внеочередная) проверка знаний в объеме, определенном программой профессиональной подготовки по новой должности или программой подготовки, связанной с причиной внеочередной проверки знаний;
- повышение квалификации.
7. Требования Методических указаний являются обязательными для работников Службы, на которых возлагаются организация подготовки и аттестации инспекторского состава.
8. Подготовка и аттестация инспекторского состава строятся на основе принципа непрерывности обучения, реализуемого при проведении аттестации:
- первичной (для лиц, впервые поступивших на работу, ранее не связанных с обслуживанием энергоустановок, осуществлением контроля за энергоустановками (специалисты по охране труда, инспектора по энергетическому надзору) или при перерыве в проверке знаний более трех лет);
- внеочередной (при замещении должности, при введении в действие новых или переработанных законодательных и иных нормативных правовых актов, при нарушении служащим требований законодательных и иных нормативных правовых актов, при перерыве в работе более шести месяцев);
- очередной, не реже одного раза в три года;
9. Аттестация (далее - проверка знаний норм и правил, если не требуется разделения) инспекторского состава проводится в объеме, соответствующем должностным регламентам.
10. К подготовке по новой должности для работы:
а) в должности начальника (руководителя), заместителя начальника (руководителя), начальника отдела и его заместителя, начальника инспекции, отделения, группы, главного государственного инспектора Управления государственного энергетического надзора центрального аппарата Службы и территориального органа Службы, допускаются лица, имеющие высшее техническое образование и не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности в энергетической отрасли;
б) в должности старшего государственного инспектора, государственного инспектора территориального органа Службы допускаются лица, имеющие высшее техническое образование и не менее трех лет стажа работы по специальности в энергетической отрасли.
11. К осуществлению энергетического надзора допускаются работники Службы, прошедшие проверку знаний норм и правил работы в энергоустановках, имеющие IV-V группу по электробезопасности или прошедшие проверку знаний норм и правил работы в тепловых энергоустановках, на объектах котлонадзора и принимающие участие в мероприятиях по надзору в соответствии с должностными регламентами.
12. При заключении служебного контракта между руководителем Службы, территориального органа и вновь принятым работником начальник Управления государственного энергетического надзора, руководитель территориального органа должен ознакомить этого работника:
- с условиями труда и производственной обстановкой на рабочем месте;
- со средствами защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
- со сведениями о производственном травматизме и профзаболеваемости;
- с необходимыми мероприятиями по охране труда, а также с нормативными документами и должностными обязанностями по охране труда.
13. Подготовка вновь принятых работников (инспекторского состава), на которых предусматривается возложить обязанности по осуществлению энергетического надзора, проводится по индивидуальной программе подготовки по новой должности (далее - программа), утверждаемой:
- для работников Управления государственного энергетического надзора - начальником этого управления;
- для работников территориального органа - руководителем соответствующего территориального органа или его заместителем по виду надзора.
14. В зависимости от должности работника, относящегося к инспекторскому составу, программы подготовки по новой должности должны предусматривать получение необходимого объема знаний, стажировку, предэкзаменационную подготовку, проверку знаний норм и правил. По каждому разделу программы назначается ответственное лицо, а также устанавливается время, требующееся для освоения материала по каждому разделу данной программы. При составлении программы рекомендуется предусмотреть участие инспекторского состава в планируемых мероприятиях по осуществлению контроля (проверках).
15. Программы разрабатываются в Управлении государственного энергетического надзора, территориальных органах на основании типовой программы профессиональной подготовки по новой должности, приведенной в приложении N 1 к настоящим Методическим указаниям.
16. Инспекторский состав в процессе подготовки по новой должности изучает требования законодательных и иных нормативных правовых актов (далее - нормативные акты), технических, должностных регламентов, приобретает навыки самостоятельной работы, применяет их в решении практических задач, а также выполняет, в процессе стажировки все учебные поручения в соответствии с утвержденной программой.
17. Обучение инспекторского состава должно начинаться с детального изучения им федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также организационно-распорядительных документов Службы.
В процессе обучения усваиваются положения действующих нормативных актов и порядок их применения.
Обучение ведется непосредственно на рабочем месте. В процессе обучения работник формирует необходимую базу нормативных актов по темам (разделам) в объеме, определенном в программе. База нормативных актов может быть сформирована как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Работник сам определяет удобную для работы форму составления и ведения нормативной базы.
18. Работник самостоятельно изучает нормативные акты в области энергетического надзора, регулирующие вопросы:
а) устройства электроустановок, тепловых энергоустановок;
б) технической эксплуатации;
в) оперативно-диспетчерского управления;
г) технологического присоединения;
д) охраны труда (правил безопасности) при эксплуатации энергоустановок и тепломеханического оборудования;
е) проведения работы с персоналом;
ж) подготовки и проведения аттестации персонала;
з) проведения испытаний и применения средств защиты;
и) пожарной безопасности, предотвращения аварий, а также организации и проведения расследований технологических нарушений.
к) оказания первой помощи при несчастных случаях.
Ответственное лицо за проведение профессиональной подготовки в процессе обучения работника, разъясняет практическое применение требований актов в области энергетического надзора.
Изучение требований нормативных актов в области энергетического надзора завершается проверкой знаний инспекторского состава.
19. При самостоятельной профессиональной подготовке работник обучается ведению делопроизводства в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-22-05-2006), утвержденной приказом Службы от 23 октября 2006 г. N 928.
Изучение организации документооборота и исполнения документов, а также контроля исполнения (далее в данном пункте - делопроизводство) производится в объеме, определенном программой.
Овладение полученными знаниями и проверка приобретенных навыков по делопроизводству осуществляется при стажировке работника.
20. При профессиональной подготовке инспекторского состава по новой должности работник овладевает знаниями программного обеспечения используемого в работе в соответствии с должностным регламентом. Минимальный объем знаний должен обеспечить уверенное пользование:
а) текстовым редактором Word и табличным редактором Excel;
б) Internet Explorer;
в) электронной почтой (Outlook Express и т.п.).
21. Работник при прохождении обучения должен ознакомится с Положением об Управлении государственного энергетического надзора, территориального органа, изучить и руководствоваться в дальнейшей работе должностным регламентом.
Проверка знания должностного регламента осуществляется путем устного опроса лицом, ответственным за проведения обучения. В процессе опроса выявляются знания проверяемого работника, определенные должностным регламентом (аттестуемый должен четко указать, что должен знать и чем должен руководствоваться).
22. Ответственный за обучение, в соответствии с программой, должен ознакомить работника с реестром поднадзорных энергетических объектов, характеристикой и особенностями контроля и надзора за данными объектами.
Обучаемый должен овладеть навыками ведения реестра поднадзорных объектов, умением использовать информацию автоматизированной базы при планировании мероприятий по контролю.
23. Обучение по проведению контроля и надзора за поднадзорными объектами (комплексные, тематические (целевые) проверки) осуществляется в соответствии с программами (методиками) проведения мероприятий по контролю, а также действующими нормативными актами в объеме, определенном Программой.
24. Ответственное лицо за проведение обучения, в соответствии с Программой, должен обучить работника вопросам учета и отчетности по технологическим нарушениям (авариям и инцидентам) в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей, в пределах компетенции отдела. В период обучения работник овладевает навыками ведения локальной базы по технологическим нарушениям и травматизму, а также проведения анализа и оценки произошедших нарушений и несчастных случаев с разработкой проектов мероприятий по результатам проведенного анализа.
25. Стажировка - практическое освоение непосредственно на рабочем месте навыков выполнения предстоящей работы.
Стажировка является составной частью профессиональной подготовки по новой должности и отражается в разделе программы подготовки по новой должности.
26. Стажировка вновь принятых работников, на которых предусматривается возложить обязанности по осуществлению энергетического надзора, проводится по индивидуальным программам профессиональной подготовки.
27. Продолжительность стажировки должна быть от двух до четырнадцати рабочих дней (конкретную продолжительность устанавливает руководитель Управления государственного энергетического надзора, территориального органа в зависимости от уровня профессионального образования, опыта работы, должности обучаемого).
Примечание - Начальник Управления государственного энергетического надзора, руководитель территориального органа может освобождать от стажировки работника, имеющего стаж работы в должности государственного инспектора не менее трех лет, переходящего из одного управления (отдела) в другое, если характер и требования к его работе не меняются.
28. В процессе стажировки работник осваивает практическое применение:
а) федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, организационно-распорядительных документов Службы;
б) требования законодательных и иных нормативных актов в области энергетического надзора в объеме, определенном программой профессиональной подготовки;
в) требований по созданию, обработке, хранению и использованию управленческих документов, оптимизации и автоматизации документооборота, повышения уровня документационного обеспечения управления при сочетании традиционных (бумажного) и электронного документооборота (делопроизводства);
г) программного обеспечения и оргтехники;
29. При проведении плановых и внеплановых проверок в период прохождения стажировки работник в объеме, определенном программой профессиональной подготовки, осваивает практическое применение навыков обследования энергетических установок и соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности в соответствии с утвержденной программой проведения мероприятия по контролю.
30. В процессе стажировки работника, в период проведения мероприятия по контролю, за ним закрепляется контролирующее лицо, ответственное за ее проведение.
31. Допуск работника к стажировке оформляется указанием начальника Управления государственного энергетического надзора или организационно-распорядительным документом, руководителя территориального органа (заместителем руководителя по виду надзора) с указанием срока проведения мероприятия и фамилии лиц, ответственных за ее проведение.
Подготовка проекта приказа (распоряжения) о допуске к стажировке поручается работнику, проходящему профессиональную подготовку, с целью практического применения навыков изложенных в п. 19 настоящих Методических указаний.
За все действия стажирующегося работника при проведении проверки отвечает в равной мере как контролирующее лицо, так и лично работник.
32. При проведении мероприятия по контролю во время прохождения стажировки работник должен отработать четкое ориентирование в устройстве энергоустановок, электрических и технологических схемах, должностных, производственных инструкциях, инструкциях по охране труда, а также безопасной эксплуатации технического и оперативного обслуживания энергоустановок.
33. Подготовка проектов акта по результатам проверки, а в случае выявления нарушений и проекта предписания, при необходимости протокола о временном запрете деятельности, протокола об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, поручается работнику, проходящему стажировку, с целью практического применения приобретенных навыков.
34. Предэкзаменационная подготовка осуществляется по программе предэкзаменационной подготовки (далее в данном разделе - Программа).
35. Программы разрабатываются для каждой должности и утверждаются председателем экзаменационной комиссии.
36. Программы должны содержать перечень действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в области энергетического надзора, а также перечень экзаменационных вопросов по каждой должности, по которым будет осуществляется проверка знаний аттестуемых лиц.
37. Предэкзаменационная подготовка может проводиться с использованием стандартного программного обеспечения, которое должно соответствовать современному мировому уровню. Программное обеспечение (контрольно-обучающее) должно соответствовать требованиям п. 36 настоящих Методических указаний и позволять осуществлять предэкзаменационную самоподготовку инспекторского состава.
38. При использовании в предэкзаменационной подготовке и аттестации инспекторского персонала автоматизированных программ на базе персональных компьютеров, ввод в работу данной системы осуществляется организационно-распорядительным документом Службы или территориального органа. В последним случае введение в работу аттестационных автоматизированных систем согласуется с Управлением государственного энергетического надзора.
39. При осуществлении самостоятельной предэкзаменационной подготовки работник осуществляет повторение требований нормативных актов, соблюдение которых входит в его должностной регламент, а также детализировано изучает аттестационные вопросы и подготавливает на них подробные ответы, основываясь на приобретенных в процессе обучения и стажировки знаниях. При подготовке ответов работник должен иметь четкое представление о том, чем вызвано то или иное требование нормативных документов в области энергетики.
При использовании в предэкзаменационной подготовке, а также при проверке знаний норм и правил (далее - проверка знаний) автоматизированных программ на базе персональных компьютеров работник должен быть предварительно обучен работе с используемым программным обеспечением. Обучение навыкам работы с программным обеспечением осуществляет специально обученный работник, назначенный указанием начальника Управления государственного энергетического надзора или организационно-распорядительным документом руководителя (заместителя руководителя по виду надзора) территориального органа.
40. Продолжительность предэкзаменационной подготовки определяет начальник Управления государственного энергетического надзора или его заместитель, руководитель территориального органа или его заместитель в зависимости от квалификационной подготовки аттестуемого лица. Продолжительность подготовки должна быть от одного до пяти рабочих дней, включая проведение проверки знаний.
41. Работник при подготовке по новой должности допускается к проверке знаний по итогам прохождения обучения, стажировки и предэкзаменационной подготовки.
42. Периодическая (очередная, внеочередная) проверка знаний работников должна осуществляться после прохождения предэкзаменационной подготовки инспекторским составом в соответствии с гл. V настоящих Методических указаний.
43. Проверка знаний норм и правил преследует цель оценить полученные теоретические знания работника за время обучения, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение применять полученные знания для решения практических задач.
44. При аттестации в области энергетического надзора проводится проверка знаний законодательных актов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, требований иных нормативно-технических документов в объеме, касающемся как энергоустановок энергетических предприятий, так и потребителей, о чем делается соответствующая запись в удостоверении о проверке знаний норм и правил работников, контролирующих энергоустановки (далее - удостоверение о проверке знаний), форма, которого приведена в приложении N 2 к настоящим Методическим указаниям и протоколе по результатам проверки в соответствии с п. 65 настоящих Методических указаний.
45. Первичная проверка знаний работников осуществляющих энергетический надзор в соответствии с должностным регламентом, проводится в срок не позднее одного месяца после назначения на должность или при перерыве в проверке знаний более трех лет.
46. Очередная проверка знаний проводится не реже, чем один раз в три года.
47. Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний определяется стороной, инициирующей ее проведение (Служба, Управление государственного энергетического надзора, территориальные органы).
48. Перечень должностей и профессий работников, для которых устанавливается обязательность проверки знаний в предусмотренном для них объеме, утверждается руководителем Службы, территориального органа.
Графики очередности проверки знаний утверждаются:
- для работников Управления государственного энергетического надзора - начальником этого управления;
- для работников территориальных органов - руководителем соответствующего территориального органа.
49. Для проведения проверки знаний у работников, осуществляющих энергетический надзор, руководитель Службы назначает центральную аттестационную комиссию в составе не менее пяти человек.
50. Председателем центральной аттестационной комиссии является руководитель Службы. Заместителями председателя центральной аттестационной комиссии назначаются заместители руководителя Службы (по виду надзора).
51. Председатель, заместитель и члены комиссии (не менее пяти человек) Управления государственного энергетического надзора, территориальных органов Службы проходят проверку знаний в центральной аттестационной комиссии.
Допускается проверка знаний отдельных членов комиссии на месте (в территориальном органе), при условии, что председатель и не менее двух членов комиссии прошли проверку знаний в центральной аттестационной комиссии.
52. Состав комиссий уточняется ежегодно.
53. Проверка знаний каждого работника должна проводиться индивидуально, в устной или письменной форме, или с использованием контрольно-обучающих автоматизированных программ на базе персональных компьютеров.
54. Работник, в отношении которого рассматривается вопрос аттестации, приглашается на заседание комиссии в соответствии с утвержденным графиком проверки знаний.
55. При очередной и внеочередной проверке знаний аттестуемое лицо допускается к проверке знаний только по предъявлении документа, подтверждающего прохождение проверки знаний (удостоверение о проверке знаний; копия протокола, выписка из журнала проверки знаний).
56. Работник при проверке знаний готовит в письменной форме ответы на выбранный экзаменационный билет по каждому вопросу. В ответе аттестуемое лицо обязано изложить план и основные тезисы своего ответа.
57. В случае использования контрольно-обучающих автоматизированных программ на базе персональных компьютеров проводится тестирование (письменный опрос) проверяемого в соответствии с установленным программным обеспечением. В ходе проверки знаний аттестуемое лицо должно дать ответ на каждый из полученных вопросов, выбранных случайным образом программой, в соответствии с требованиями по данной должности.
58. В случае использования при тестировании персональных компьютеров и получения неудовлетворительной оценки аттестационная комиссия проверяет знания путем дополнительного устного опроса (собеседования). Окончательный результат проверки знаний в этом случае устанавливается с учетом данных тестирования и дополнительного устного опроса.
59. Во время проверки знаний аттестуемому лицу запрещается пользоваться нормативными документами и другими пособиями.
60. Знания и квалификация проверяемых оцениваются по шкале "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
61. Оценка "отлично" ставится в том случае, когда аттестуемый глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.
62. Оценка "хорошо" ставится, если аттестуемый твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.
63. Оценка "удовлетворительно" ставится, если аттестуемый освоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.
64. Оценка "неудовлетворительно" ставится, если аттестуемый не дал правильного ответа на большинство вопросов комиссии, не знает отдельных разделов программного материала, допускает существенные ошибки, не выполняет практические задания, задачи.
65. Результаты проверки знаний работника оформляются протоколом проверки знаний норм и правил, форма которого приведена в приложении N 3 к настоящим Методическим указаниям, заносятся в удостоверение о проверке знаний, а также учитываются в журнале учета проверки знаний норм и правил, форма которого приведена в приложении N 4 к настоящим Методическим указаниям.
66. Порядок оформления результатов проверки знаний и хранения документов определяется распорядительным документом начальника Управления государственного энергетического надзора, территориального органа.
67. Удостоверение о проверке знаний выдается работнику при его оформлении на работу.
Успешно прошедшему проверку знаний в удостоверение о проверке знаний вносятся соответствующие записи о результатах проверки знаний.
Форма удостоверения о проверке знаний приведена в приложении N 2 к настоящим Методическим указаниям.
Удостоверение является документом, удостоверяющим право предъявителя на самостоятельную работу в указанной должности и должно постоянно находится при работнике во время выполнения им служебных обязанностей.
Удостоверение подлежит замене в случае изменения должности.
68. Работник, получивший неудовлетворительную оценку по результатам проверки знаний, обязан в срок не ранее двух недель и не позднее одного месяца пройти повторную проверку знаний.
Работнику, получившему неудовлетворительную оценку по результатам проверки знаний, запись в удостоверение не вносится, а оформляется в журнале учета проверки знаний.
69. Работнику, получившему неудовлетворительную оценку во второй раз, должна быть предложена другая работа, не связанная с осуществлением энергетического надзора.
70. При невозможности предоставления подобной работы или несогласии работника с предложенной должностью вопрос о возможности сохранения трудового договора с ним решается работодателем в установленном законодательством порядке.
71. Допуск к самостоятельной работе оформляется указанием начальника Управления государственного энергетического надзора или организационно-распорядительным документом руководителя (заместителя руководителя по виду надзора) территориального органа:
- для работников, осуществляющих энергетический надзор, - при положительном результате проверки знаний;
- для вновь принятых работников или имевших перерыв в работе более шести месяцев - после прохождения необходимых инструктажей по безопасности труда, обучения (стажировки) и проверки знаний в объеме требований настоящих Методических указаний.
72. Действие допуска к самостоятельной работе лиц, для которых проверка знаний обязательна, сохраняется до срока очередной проверки и может быть прервана решением начальника Управления государственного энергетического надзора, руководителем территориального органа при нарушении этими лицами норм и правил, которые они должны соблюдать согласно должностному регламенту.
73. При перерыве в работе свыше шести месяцев форму подготовки персонала для допуска к самостоятельной работе определяет начальник Управления государственного энергетического надзора, руководитель территориального органа с учетом уровня профессиональной подготовки работника, его опыта работы, должностных обязанностей и др. При этом в любых случаях должен быть проведен внеплановый инструктаж по безопасности труда.
74. Работник, имевший длительный перерыв в работе (в соответствии с п. 72 настоящих Методических указаний), независимо от проводимых форм подготовки перед оформлением допуска к работе должен самостоятельно ознакомиться:
- с вновь введенными в действие законодательными и иными нормативными правовыми актами по вопросам, входящим в его компетенцию;
- с новыми организационно-распорядительными документами Службы, территориального органа и другими материалами по данной должности.
Объем законодательных и иных нормативных правовых актов, а также материалов, необходимых для ознакомления работника, имевшего длительный перерыв в работе, определяет непосредственный начальник (заместитель начальника) отдела Управления государственного энергетического надзора, территориального органа в котором непосредственно работает работник. Объем необходимых документов и их краткое содержание доводится до работника в форме внепланового инструктажа.
75. Одним из принципов непрерывности обучения является проведение инструктажей по безопасности труда.
76. С инспекторским составом проводят следующие инструктажи:
- вводный - со всеми лицами, вновь принимаемыми на работу (независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности);
- внеплановый - индивидуально или с группой инспекторского состава. Объем и содержание инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших его проведение;
- целевой - непосредственно перед началом мероприятия по контролю председателем комиссии по проверке (старшим группы), а также при выполнении мероприятий по контролю в действующих энергоустановках, уполномоченным представителем (с правами оперативного персонала) организации, в отношении которой проводится данное мероприятие, имеющим право единоличного осмотра энергоустановок.
77. Вновь принятый работник или государственный инспектор, имевший перерыв в работе более шести месяцев, проходит вводный инструктаж в Управлении государственного энергетического надзора, территориальном органе. Проведение вводного инструктажа возлагается на лицо, назначенное указанием начальника Управления государственного энергетического надзора или организационно-распорядительным документом территориального органа.
78. Работник в процессе вводного инструктажа должен усвоить:
- правила внутреннего трудового распорядка в Управлении государственного энергетического надзора, территориальном органе, ответственность за нарушение правил;
- основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для выполнения работы;
- основные требования производственной санитарии и личной гигиены;
- правила пожарной безопасности, способы и средства предотвращения пожара, взрыва, действия работника при их возникновении;
- порядок оказания первой помощи пострадавшим, действия работника при возникновении несчастного случая.
79. По окончании вводного инструктажа работник расписывается о его получении в журнале вводного инструктажа.
80. Внеплановый инструктаж проводится:
- при введении новых или переработанных норм и правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
- при нарушении работником требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву, пожару или отравлению;
- при перерывах в работе более шести месяцев.
81. Внеплановый инструктаж проводит непосредственный начальник (заместитель начальника) отдела Управления государственного энергетического надзора, территориального органа в котором непосредственно работает государственный инспектор.
82. Проведение внепланового инструктажа завершается проверкой знаний путем устного опроса или с помощью технических средств обучения. После положительной проверки знаний работник расписывается в получении соответствующего инструктажа в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
83. Проведение целевого инструктажа завершается устным повторением инструктажа инструктируемым работником и оформляется его подписью и инструктирующего на последней странице оборотной стороны программы проведения мероприятия по контролю перед началом проверки, а при выполнении мероприятий по контролю в действующих энергоустановках - в журнале проверяемой организации.
84. Инспектор, показавший неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе не допускается и обязан вновь пройти инструктаж.
85. Повышение квалификации работников, осуществляющих энергетический надзор, должно носить непрерывный характер и складываться из различных форм профессионального образования.
86. Ответственность за организацию повышения квалификации этих работников возлагается на начальника Управления государственного энергетического надзора, руководителя территориального органа.
87. Краткосрочное повышение квалификации должно проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в год по месту работы или в образовательных учреждениях. Продолжительность обучения должна составлять до трех недель.
88. Проект годового плана (график и программа технической учебы) краткосрочного повышения квалификации работников, осуществляющих энергетический надзор, утверждает:
- для работников центрального аппарата Службы - руководитель Службы;
- для работников территориальных органов - руководитель территориального органа или его заместитель по виду надзора.
89. Длительное периодическое повышение квалификации работников, осуществляющих энергетический надзор, должно проводиться не реже одного раза в пять лет в образовательных учреждениях системы повышения квалификации кадров по разнарядке Службы.
* Проверка соответствия профессиональных навыков и знаний аттестуемого лица на соответствие занимаемой должности.
Настоящая программа предназначена для предэкзаменационной подготовки инспекторского состава, осуществляющего деятельность в области контроля за энергетической безопасностью производственных объектов, подконтрольных территориальным органам Службы. Программы подготовки инспекторского состава, разрабатываемые в Управлении государственного энергетического надзора, территориальных органах Службы, должны содержать разделы данной программы, в которых излагаются требования к устройству и безопасной эксплуатации энергооборудования и осуществлению мероприятий по контролю, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанные программы должны также содержать разделы, в которых рассматриваются требования нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области обеспечения энергетической безопасности по специальным вопросам, отнесенным к компетенции обучаемых.
Список нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в энергетической области, рекомендуемых для изучения в процессе профессиональной подготовки инспекторского состава, должен актуализироваться по мере принятия новых документов.
Учебно-тематический план
N пп |
Тема |
Количество часов |
1 |
Законодательство Российской Федерации в области энергетической безопасности |
8 |
2 |
Система государственного регулирования и контроля в энергетике |
2 |
3 |
Реестр поднадзорных энергетических организаций и порядок его ведения |
1 |
4 |
Лицензирование деятельности в области энергетики |
1 |
5 |
Сертификация. Требования к техническим устройствам, применяемым на энергетических объектах |
1 |
6 |
Организация контроля (надзора) за соблюдением требований безопасной эксплуатации энергооборудования |
7 |
7 |
Порядок расследования причин аварий и несчастных случаев на энергетических объектах |
8 |
8 |
Порядок подготовки и аттестации работников энергетических организаций |
8 |
9 |
Требования обеспечения энергобезопасности в конкретной отрасли надзора |
16 |
10 |
Требования правил охраны труда и техники безопасности при эксплуатации энергоустановок и тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей |
8 |
11 |
Порядок, условия и меры безопасности при производстве работ в электроустановках |
8 |
|
Аттестация (проверка знаний) |
4 |
|
Всего |
72 |
Примечания:
1. Темы могут разбиваться, перегруппировываться и дополняться.
2. Количество часов может варьироваться в зависимости от категорий работников, но не должно быть менее указанного объема.
от 21 июля 1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями на 22 августа 2004 года).
от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями на 9 мая 2005 года).
от 8 августа 2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями на 21 марта 2005 года).
от 31 декабря 2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".
Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ
от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
от 9 марта 2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями на 15 марта 2005 года).
от 20 мая 2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".
от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации".
от 30 июля 2004 года N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (с изменениями на 21 января 2006 года).
от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказанию этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям".
от 27 декабря 2004 г. N 854 "Об утверждении правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике".
от 31 августа 2006 г. N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
от 22 ноября 2004 года N 179 "О территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".
от 29 ноября 2004 г. N 278 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об административных нарушениях".
от 21 января 2005 г. N 21 "О приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2004 г. N 278 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
от 23 марта 2005 г. N 173 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".
от 12 мая 2005 года N 312/лс "Об утверждении форм служебного контракта, должностного регламента гражданского служащего, трудового договора".
от 1 июня 2005 г. N 458 "О продолжительности ежегодного основного и дополнительных оплачиваемых отпусков в центральном аппарате и территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".
от 6 июня 2005 г. N 459 "О создании отраслевых аттестационных комиссий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".
от 17 июля 2006 г. N 688 "Об утверждении и введении в действие Положения об Управлении государственного энергетического надзора".
от 24 июля 2006 года N 724 "Об утверждении Регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 августа 2006 г. N 8174).
Инструкция по переключениям в электроустановках [СО 153-34.20.505-2003 (РД 153-34.0-20.505-2001)]. Утверждена приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. N 266.
Инструкция по предотвращению и ликвидации аварий в электрической части [СО 153-34.20.561-2003 (РД 34.20.561-92)]. Утверждена приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. N 289.
Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках [СО 153-34.03.603-2003 (РД 34.03.603)]. Утверждена приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. N 261.
Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций [СО 153-34.21.122-2003 (РД 34.21.122)]. Утверждена приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. N 280.
Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок [ПОТ Р М-016-2001 (РД 153-34.0-03.150-00)]. Утверждены приказом Минэнерго России от 27 декабря 2000 г. N 163, постановлением Минтруда России от 05 января 2001 г. N 3.
Правила техники безопасности при эксплуатации тепломеханического оборудования электростанций и тепловых сетей [СО 34.03.2001-97]. Утверждены заместителем министра Министерства топлива и энергетики Российской Федерации 03.04.97 г. Согласованы Главгосэнергонадзором России 02 апреля 1997 г.
Методика определения и установления величины технологической и аварийной брони электроснабжения потребителей электрической энергии. Утверждена приказом Минтопэнерго России от 04 августа 1999 г. N 262.
Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации. Утверждены приказом Минтопэнерго России от 19 февраля 2000 г. N 49 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2000 г., рег. N 2150).
Правила разработки и применения графиков ограничения потребления и временного отключения электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения. Утверждены приказом Минтопэнерго России от 15 декабря 1999 г. N 427 (не нуждается в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 1351-ЭР).
Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации [СО 153-34.20.501-2003 (РД 34.20.501-95)]. Утверждены приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. N 229 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2000 г., рег. N 4799).
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок. Утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 г. N 115, (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 02 апреля 2003 г., рег. N 4358).
Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей. Утверждены приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации от 22 января 2003 г., рег. N 4145).
Правила устройства электроустановок (с изменениями на 20 июня 2003 г.) Минэнерго СССР, 10 декабря 1979 г.
Рекомендации по технологическому проектированию воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше (СО 153-34.20.186-2003). Утверждены приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. N 284.
Рекомендации по технологическому проектированию подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ (СО 153-34.20.187-2003). Утверждены Приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. N 288.
Правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 В. Утверждены постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 г. N 667.
Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 В. Утверждены постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. N 255.
Законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы государственного регулирования в энергетике.
Элементы государственного регулирования в электроэнергетике и теплоснабжении, определенные Федеральными законами "Об электроэнергетике" и "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный осуществлять контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в энергетике. Основные задачи в энергетической области Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Сфера надзорной деятельности Управления государственного энергетического надзора, территориального органа Службы.
Функции Управления государственного энергетического надзора в области государственного нормативного регулирования в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей) на объектах промышленности и энергетики. Функции Управления государственного энергетического надзора, территориального органа в области государственного надзора и контроля в области промышленной безопасности. Специальные разрешительные функции. Управления государственного энергетического надзора, территориального органа.
Права должностных лиц Управления государственного энергетического надзора, территориального органа при осуществлении ими должностных обязанностей.
Порядок организационно-технического обеспечения деятельности по ведению реестра поднадзорных организаций.
Критерии отнесения организаций к категории: организаций, осуществляющих оперативно диспетчерское управление в электроэнергетике, генерирующих компаний (предприятий), энергосетевых, энергосбытовых организаций, потребителей, испытательных (измерительных) электротехнических лабораторий (далее в данном разделе электротехнические лаборатории), учебных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и аттестацию теплоэнергетического, электротехнического, электротехнологического, неэлектротехнического персонала на группы по электробезопасности,
Нормативные документы по регистрации электротехнических лабораторий. Требования к организациям, эксплуатирующим электротехнические лаборатории. Требования к регистрации электротехнических лабораторий.
Ведение реестра поднадзорных организаций.
Обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности.
Нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру лицензирования видов деятельности в энергетике.
Лицензирование видов деятельности в энергетической области. Порядок и условия выдачи лицензии. Порядок контроля условий действия лицензий.
Нормативные документы, регламентирующие процедуру сертификации, и требования к устройствам, применяемым на опасном производственном объекте.
Правовые основы обязательной сертификации продукции, услуг и иных объектов в Российской Федерации. Права, обязанности и ответственность участников сертификации.
Требования к техническому состоянию и устройству энергоустановок, применяемых на энергетическом объекте.
Порядок и условия применения технических устройств, в том числе иностранного производства, на энергетическом объекте.
Нормативные документы, регламентирующие процедуру организации и проведения контроля (надзора):
- за техническим состоянием и проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание энергетического оборудования;
- за системой оперативно-диспетчерского управления.
Правовые основы контроля (надзора) за соблюдением требований безопасной эксплуатации и управления энергетическим оборудованием.
Организация и порядок осуществления контроля (надзора) за соблюдением требований безопасной эксплуатации и управления энергетическим оборудованием. Обязанности и права инспекторского состава, ответственного за проведение мероприятия по контролю. Проверки соблюдения требований безопасной эксплуатации и управления энергетическим оборудованием. Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований нормативных актов. Обеспечение информационного взаимодействия территориальных органов с Управлением государственного энергетического надзора.
Порядок представления, регистрации и анализа информации об авариях, несчастных случаях, инцидентах.
Обобщение причины аварий и несчастных случаев.
Правовые основы технического расследования причин аварии на энергетическом объекте.
Нормативные документы, регламентирующие порядок расследования причин аварий и несчастных случаев. Порядок проведения технического расследования причин аварий и оформления акта технического расследования причин аварий.
Оформление документов по расходованию средств, связанных с участием территориальных органов Службы в техническом расследовании причин аварий и мероприятиях по контролю при направлении работника в командировку.
Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, связанных с эксплуатацией энергетического оборудования.
Трудовое законодательство. Законодательство Российской Федерации об охране труда.
Применение нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Проведение подготовки персонала в энергетических организациях.
Организация проведения проверки знаний и аттестации персонала в энергетических организациях. Аттестация и проверка знаний в аттестационных комиссиях. Центральная и территориальные аттестационные комиссии Службы, Управления государственного энергетического надзора, территориального органа Службы.
Оформление результатов аттестации и проверки знаний.
Требования безопасности в электроэнергетике.
Нормативные правовые акты и нормативно-технические документы, регламентирующие требования к техническому устройству и безопасной эксплуатации энергетического оборудования.
Требования по организации подготовки электро-теплоснабжающих организаций к осеннее - зимнему периоду.
Требования по предупреждению и ликвидации аварий в энергетике.
Признаки и классификация нарушений по причинам их возникновения и развития.
Основные причины травматизма и аварийности в энергетической отрасли.
Факторы, влияющие на техническое состояние и обеспечение безопасного обслуживания энергетического оборудования. Методы повышения эффективности в работе по обеспечению требуемого уровня технического состояния и безопасной эксплуатацией энергетического оборудования. Прогноз и предотвращение аварийных ситуаций и травматизма на энергетическом производстве.
Требования к организации ведомственного контроля по соблюдению требований по техническому состоянию, управлению и безопасной эксплуатации энергетического оборудования. Организация системы ведомственного энергетического контроля на предприятиях и в организациях.
Категории электроприемников и обеспечение надежности электроснабжения.
Требования к качеству электроэнергии.
Генераторы и синхронные компенсаторы.
Электродвигатели.
Силовые трансформаторы и масляные шунтирующие реакторы.
Изоляция электроустановок.
Распределительные устройства и подстанции.
Аккумуляторные установки.
Конденсаторные установки.
Воздушные линии электропередачи (ВЛ) и токопроводы. Требования к охранным зонам ВЛ.
Кабельные линии (КЛ). Требования к охранным зонам КЛ.
Релейная защита и электроавтоматика, телемеханика и вторичные цепи.
Заземляющие устройства.
Защита от перенапряжений.
Электрическое освещение.
Электролизные установки.
Средства контроля, измерений и учета.
Энергетические масла.
Электроустановки специального назначения.
Общие требования по организации эксплуатации электроустановок.
Обязанности и ответственность руководителей и персонала предприятий и организаций за соблюдением безопасного обслуживания оборудования и сооружений, требований по техническому состоянию электроустановок, а также правил работы с персоналом.
Предъявляемые требования к территории, производственным зданиям и сооружениям.
Приемка в эксплуатацию оборудования и сооружений.
Требования к персоналу.
Контроль за эффективностью работы электроустановок.
Технический контроль. Технический и технологический надзор за организацией эксплуатации энергообъектов.
Техническое обслуживание, ремонт и модернизация электроустановок.
Техническая документация.
Автоматизированные системы диспетчерского управления.
Обеспечение единства измерений.
Расследование технологических нарушений.
Нормы испытаний электрооборудования и аппаратов электроустановок потребителей.
Требования пожарной безопасности.
Топливное хозяйство.
Золоулавливание и золоудаление. Золоулавливающие установки.
Нетрадиционные теплогенерирующие энергоустановки.
Тепловые сети.
Системы сбора и возврата конденсата.
Баки - аккумуляторы.
Теплопотребляющие установки.
Теплотехнические энергоустановки.
Теплогенерирующие установки.
Энергетические масла.
Общие требования по организации эксплуатации.
Обязанности и ответственность руководителей и персонала предприятий и организаций за соблюдением безопасного обслуживания оборудования и сооружений, требований по техническому состоянию электроустановок, а также правил работы с персоналом.
Требования к территории, производственным зданиям и сооружениям.
Требования к персоналу и его подготовка.
Приемка и допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок.
Контроль за эффективностью работы тепловых энергоустановок.
Технический контроль за состоянием тепловых энергоустановок.
Техническая документация на тепловые энергоустановки.
Метрологическое обеспечение.
Обеспечение безопасной эксплуатации.
Требования пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты и нормативно-технические документы, устанавливающие требования промышленной безопасности на объектах котлонадзора.
Идентификация объектов котлонадзора.
Проектирование объектов котлонадзора. Разработка проектов. Изменения проектов.
Требования нормативно-технических документов к конструкции паровых и водогрейных котлов, трубопроводов пара и горячей воды, сосудов, работающих под давлением.
Требования промышленной безопасности:
к изготовлению, реконструкции, монтажу и ремонту объектов котлонадзора;
к арматуре, контрольно-измерительным приборам; предохранительным, питательным и редуцирующим устройствам;
к установке сосудов, работающих под давлением, к соответствующим помещениям;
к водно-химическому режиму котлов.
Регистрация, техническое освидетельствование и разрешение на пуск в эксплуатацию объектов котлонадзора.
Требования к организации безопасной эксплуатации и ремонта котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды.
Дополнительные требования к цистернам и бочкам для перевозки сжиженных газов, баллонам, содорегенерационным и работающим с высокотемпературными органическими теплоносителями котлам.
Задачи и организация управления.
Планирование режима работы.
Управление режимами работы.
Управление оборудованием.
Предупреждение и ликвидация технологических нарушений
Требования к оперативным схемам.
Оперативно-диспетчерский персонал.
Переключения в электрических установках.
Переключения в тепловых схемах электростанций, тепловых схемах котельных и тепловых сетей.
Автоматизированные системы диспетчерского управления.
Средства диспетчерского и технологического управления.
Автоматизированные системы контроля и учета электрической, тепловой энергии и мощности (АСКУЭ).
Требования к персоналу.
Предъявляемые требования к территории, помещениям и рабочим местам.
Требования к оборудованию.
Обслуживание (оперативное) энергетического оборудования. Обходы и осмотры энергоустановок.
Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ:
- организация работ по наряду;
- организация работ по распоряжению;
- организация работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации;
- организация работ командированного персонала (подрядных организаций).
Технические мероприятия, обеспечивающие безопасное производство работ в энергоустановках.
Выдача разрешений на подготовку рабочего места и допуск бригады к работе по наряду и распоряжению.
Включение энергоустановок после полного окончания работ.
Работы в зоне влияния электрического и магнитного полей.
Испытание, ремонт генераторов и синхронных компенсаторов.
Обслуживание электролизных установок.
Обслуживание электродвигателей.
Обслуживание коммутационных аппаратов.
Работы на оборудовании комплектных распределительных устройств.
Работы на оборудовании мачтовых (столбовых) трансформаторных подстанций Обслуживание силовых трансформаторов, масляных шунтирующих и дугогасящих реакторов.
Работы на измерительных трансформаторах тока.
Работы на электрофильтрах.
Обслуживание аккумуляторных батарей.
Обслуживание конденсаторных установок.
Работы на кабельных линиях.
Работы на воздушных линиях.
Обслуживание энергетического оборудования.
Обслуживание оборудования котельных установок.
Обслуживание оборудования паротурбинных установок.
Обслуживание системы водоснабжения.
Обслуживание хлораторных установок.
Обслуживание оборудования химических цехов и сооружений по очистке сточных вод.
Обслуживание и ремонт тепловых сетей.
Работы (в энергоустановках, при подъеме и транспортировании тяжестей) с применением автомобилей, грузоподъемных машин, механизмов и лестниц, подмостей и других приспособлений.
Сварочные работы, работы с паяльной лампой.
Меры безопасности при дефектоскопии оборудования.
Обслуживание теплообменных аппаратов и трубопроводов.
Ремонт вращающихся механизмов.
Теплоизоляционные и обмуровочные работы.
Обслуживание компрессоров и воздуховодов.
Земляные работы в зоне действующих подземных коммуникаций и кабельных линий.
Работы по испытанию электрооборудования с подачей напряжения от постороннего источника.
Работы с электроизмерительными клещами, измерительными штангами, импульсными измерителями линий, мегомметром.
Работы по обмывке и чистке изоляторов под напряжением.
Работы на устройствах средств связи, диспетчерского и технологического управления.
Работы на устройствах релейной защиты и электроавтоматики, средствах измерений, приборах учета электроэнергии, во вторичных цепях.
Работы в электрической части устройств тепловой автоматики, теплотехнических измерений и защит.
Работы с переносным электроинструментом, светильниками, ручными электрическими машинами и разделительными трансформаторами тока.
Удостоверение |
Первая страница:
Удостоверение
N____ |
||||
|
|
|
|
|
|
|
(Служба) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Управление) |
|
|
|
|
|
|
|
|
М.П. |
"______"_________________г |
|
|
|
|
дата выдачи |
|
|
Руководитель |
|
|||
|
(подпись) (фамилия, инициалы) |
|||
|
||||
|
||||
Вторая страница:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(фамилия, имя, отчество) |
|
|
|
Должность |
|
|
|
Допущен к контролю за энергоустановками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Третья страница:
Результаты проверки знаний законодательных и иных нормативных правовых актов в области электроэнергетики |
|||||
Дата проверки |
Причина проверки |
Группа по электробезопасности |
Общая оценка |
Дата следующей проверки |
Подпись председателя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Четвертая страница:
Результаты проверки знаний законодательных и иных нормативных правовых актов в области теплоэнергетики |
||||
Дата проверки |
Причина проверки |
Общая оценка |
Дата следующей проверки |
Подпись председателя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пятая страница
Без записи проверки знаний удостоверение недействительно. Во время исполнения служебных обязанностей работник должен иметь удостоверение при себе. |
Протокол проверки знаний норм и правил N _________
Дата проверки |
|||||
|
|||||
Причина проверки |
|||||
|
|||||
Комиссия |
|||||
|
|||||
(наименование комиссии) |
|||||
в составе: |
|||||
Председатель комиссии |
|
||||
|
(должность, фамилия и инициалы) |
||||
|
|||||
члены комиссии (должность, фамилия и инициалы): |
|||||
|
|||||
|
|||||
провела проверку знаний ПУЭ, ПОТРМ, ПТЭЭСиС, ПТЭЭП, ППБ, ПТЭТЭ и других нормативно-технических документов (ненужное зачеркнуть) |
|||||
Проверяемый |
|||||
Фамилия, имя, отчество |
|||||
|
|||||
Место работы |
|||||
|
|||||
Должность |
|||||
|
|||||
Дата предыдущей проверки, |
|||||
|
|||||
оценка, группа по электробезопасности |
|||||
|
|||||
Результаты проверки знаний: |
|||||
По устройству энергоустановок и технической эксплуатации |
|||||
|
|||||
|
|||||
По охране труда |
|||||
|
|||||
По пожарной безопасности |
|||||
|
|||||
Других правил и инструкций органов государственного надзора |
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
(наименование правил) |
|||||
|
|||||
Заключение комиссии |
|||||
Общая оценка |
|
||||
Группа по электробезопасности |
|
||||
Допущен к работе в качестве |
|
||||
Дата следующей проверки |
|
||||
|
|||||
Подписи: |
|||||
|
|||||
Председатель комиссии |
|||||
|
|||||
(подпись, фамилия и инициалы) |
|||||
Члены комиссии |
|||||
|
|||||
(подпись, фамилия и инициалы) |
|||||
С заключением комиссии ознакомлен |
|||||
|
|||||
(подпись, фамилия и инициалы) |
|||||
Журнал учета проверки знаний норм и правил
Заглавный лист
|
|
|
|
|
|
|
(наименование организации) (структурное подразделение) |
|
|
Журнал учета проверки знаний норм и правил |
|
|
|
|
|
Начат "____"______________20____г. |
|
|
Окончен "____"______________20____г. |
|
|
|
|
|
|
|
Последующие листы:
N п/п |
Фамилия, имя, отчество, должность (профессия) |
Дата проверки |
Номер протокола, фамилия председателя комиссии - |
Общая оценка |
Дата следующей проверки |
Группа по электробезопасности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания:
1. Страницы журнала должны быть пронумерованы и защищены от изъятия и вложений.
2. Проверка знаний норм и правил работы в энергоустановках персонала энергетической организации оформляется в журнале на основании протокола проверки знаний (приложение N 3 к настоящим Методическим указаниям).