ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Федеральное государственное унитарное предприятие «Информационный центр по автомобильным дорогам» |
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
НОВОСТИ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Тематическая подборка
Москва 2006
Перечень действующих руководящих, нормативных и рекомендательных документов в дорожном хозяйстве (по состоянию на 01.01.2007). Автомобильные дороги /М-во трансп. Российской Федерации, Федеральн. дор. агентство (Росавтодор), ФГУП «Информавтодор». - М., 2007.
С приложением «Перечень руководящих, нормативных и рекомендательных документов, действовавших в дорожном хозяйстве на 01.01.07 г. и утративших силу полностью или частично, а также изменения и дополнения».
Готовится к изданию.
ГОСТ Р 52282-2004. Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.2006. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2005. - 16с.
Настоящий стандарт распространяется на дорожные светофоры, предназначенные для регулирования движения транспортных средств и пешеходов.
ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.2006; Введ. впервые. - М.: Стандартинформ, 2006. - 125 с.
Настоящий стандарт устанавливает группы, изображения, размеры дорожных знаков, предназначенных для установки на улицах и дорогах с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения, а также технические требования к знакам и применяемых для их изготовления материалам, методам испытаний.
Стандарт также устанавливает требования к световозвращающим материалам для знаков.
ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. - Изд. офиц.; Введ. 01.05.2006; Введ. впервые. - М.: Стандартинформ, 2006. - 8 с.
Настоящий стандарт распространяется на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования и устанавливает их техническую классификацию.
ГОСТ Р 52399-2005. Геометрические элементы автомобильных дорог. - Изд. офиц.; Введ. 01.05.2006; Введ. впервые. - М.: Стандартинформ, 2006. - 12 с.
Настоящий стандарт распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования.
ГОСТ Р 52575-2006. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.2007. - М: Стандартинформ, 2006. - 8с.
Настоящий стандарт распространяется на материалы - краски (эмали) и пластичные материалы, применяемые для устройства разметки проезжей части автомобильных дорог и улиц с усовершенствованным покрытием по ГОСТ 51256 (далее - дорожная разметка), и устанавливает технические требования к материалам для дорожной разметки.
ГОСТ Р 52576-2006 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Методы испытаний. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.2007. - М.: Стандартинформ, 2006. - 6с.
Настоящий стандарт распространяется на методы испытаний материалов - красок (эмалей) и пластичных материалов, применяемых для устройства разметки проезжей части автомобильных дорог и улиц с усовершенствованным покрытием по ГОСТР 51256.
ГОСТ Р 52577-2006. Дороги автомобильные общего пользования. Методы определения параметров геометрических элементов автомобильных дорог. - Изд. офиц.; Введ. 01.01.2007. - М.: Стандартинформ, 2006. - 6 с.
Настоящий стандарт распространяется на методы определения параметров геометрических элементов автомобильных дорог.
Стандарт не распространяется на временные автомобильные дороги различного назначения (сооружаемые на срок службы менее 5 лет) и автозимники, а также на проведение диагностики автомобильных дорог.
ОДМ 218.3.001-2006. Методические рекомендации по применению полимерно-дисперсного армирования асфальтобетонов с использованием резинового термоэластопласта (РТЭП) /Федеральн. дор. агентство (Росавтодор). - M., 2006. - 28 с.
Методические рекомендации предназначены для полимерно-дисперсного армирования асфальтобетонов и других органоминеральных смесей, применяемых при строительстве, реконструкции и ремонте покрытий дорог, мостов и аэродромов.
Извлечение
Раздел 3. Термины и определения
В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Полимерно-дисперсно-армированная асфальтобетонная смесь (ПДА-смесь) - рационально подобранная смесь минеральных материалов - щебня и песка с минеральным порошком или без него, с полимерно-дисперсной армирующей (структурирующей) добавкой -резиновым термоэластопластом (РТЭП) и битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.
Полимерно-дисперсно-армированный асфальтобетон (ПДА асфальтобетон) - уплотненная асфальтобетонная смесь с резиновым термоэластопластом.
Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) - рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.
Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) - уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.
Раздел 4. Технические параметры и типы полимерно-дисперсно-армированных смесей
4.1. Горячие ПДА асфальтобетонные смеси и ПДА асфальтобетоны в зависимости от вида минеральной составляющей подразделяются на щебеночные, песчаные и ЩМА.
4.2. ПДА асфальтобетонные смеси и ПДА асфальтобетоны в зависимости от размера зерен подразделяются на:
- мелкозернистые с размером зерен до 20 мм;
- песчаные с размером зерен до 5 мм.
4.3. ПДА асфальтобетоны подразделяются на виды:
- высокоплотные с остаточной пористостью от 1,0 до 2,0%;
- плотные с остаточной пористостью от 2,0 до 4,0%.
4.4. Щебеночные ПДА-смеси в зависимости от содержания в них щебня подразделяются на типы (согласно ГОСТ 9128-97):
А с содержанием щебня свыше 50 до 60%;
Б с содержанием щебня свыше 40 до 50%.
Песчаные ПДА-смеси:
Г - на песках из отсевов дробления, а также на их смесях с природным песком при содержании последнего не более 30% по массе.
4.5. Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси и щебеночно-мастичный асфальтобетон в зависимости от крупности применяемого щебня подразделяют на виды:
ЩМА-20 - с наибольшим размером зерен до 20 мм;
ЩМА-15 - с наибольшим размером зерен до 15 мм;
ЩМА-10 - с наибольшим размером зерен до 10 мм.
4.6. ПДА-смеси и ПДА асфальтобетоны высокоплотные и плотные для автомобильных дорог I и II категорий рекомендуется применять только марки I.
4.7. ПДА и ЩМАС приготавливаются в соответствии с настоящими рекомендациями по техническому регламенту, утвержденному в установленном порядке предприятием-изготовителем.
4.8. ПДА асфальтобетонные смеси рекомендуется проектировать в зависимости от вида, типа и назначения асфальтобетона в соответствии с ГОСТ 9128-97.
4.9. Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси проектируются в зависимости от вида и назначения в соответствии с ГОСТ 31015-2002.
4.10. Зерновые составы минеральной части ПДА-смесей, содержащих РТЭП, соответствуют установленным ГОСТ 9128-97 для каждого конкретного типа смесей и для ЩМАС - ГОСТ 31015-2002 (табл. 1).
Таблица 1
Вид и тип смесей и асфальтобетонов |
Содержание зерен, %, мельче данного размера, мм |
|||||||||
20 |
15 |
10 |
5 |
2,5 |
1,25 |
0,63 |
0,315 |
0,16 |
0,071 |
|
Горячие ПДА-смеси: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
высокоплотные |
90-100 |
70-100 (90-100) |
56-100 (90-100) |
35-50 |
24-50 |
18-50 |
13-50 |
12-50 |
11-28 |
10-16 |
плотные типов: |
Непрерывные зерновые составы |
|||||||||
А |
90-100 |
75-100 (90-100) |
62-100 (90-100) |
40-50 |
28-38 |
20-28 |
14-20 |
10-16 |
6-12 |
4-10 |
Б |
90-100 |
80-100 |
70-100 |
50-60 |
38-48 |
28-37 |
20-28 |
14-22 |
10-16 |
6-12 |
Г |
- |
- |
- |
80-100 |
65-82 |
45-65 |
30-50 |
20-36 |
15-25 |
8-16 |
|
Прерывистые зерновые составы |
|||||||||
А |
90-100 |
75-100 |
62-100 |
40-50 |
28-50 |
20-50 |
20-50 |
10-28 |
6-16 |
4-10 |
Б |
90-100 |
80-100 |
70-100 |
50-60 |
38-60 |
28-60 |
28-60 |
14-34 |
10-20 |
6-12 |
ЩМА-10 |
- |
- |
100-90 |
40-30 |
29-19 |
26-16 |
22-13 |
20-11 |
17-10 |
15-10 |
ЩМА-15 |
- |
100-90 |
60-40 |
35-25 |
28-18 |
25-15 |
22-12 |
20-10 |
16-9 |
14-9 |
ЩМА-20 |
100-90 |
70-50 |
42-25 |
30-20 |
25-15 |
24-13 |
21-11 |
19-9 |
15-8 |
|
Примечания: 1. В скобках указаны рекомендуемые параметры к зерновым составам минеральной части асфальтобетонных смесей при ограничении проектной документацией крупности применяемого щебня. 2. При приемосдаточных испытаниях допускается определять зерновые составы смесей по контрольным ситам в соответствии с данными, выделенными жирным шрифтом. |
4.11. Показатели физико-механических свойств высокоплотных и плотных ПДА асфальтобетонов и ЩМА, применяемых в конкретных дорожно-климатических зонах, соответствуют указанным в табл. 2.
Таблица 2
Наименование показателей |
Значение для асфальтобетонов I марки |
||
для дорожно-климатических зон |
|||
I |
II, III |
IV, V |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Предел прочности при сжатии при температуре 50°С, |
|
|
|
МПа, не менее, для асфальтобетонов: |
|
|
|
высокоплотных |
1,15 |
1,35 |
1,50 |
плотных типов: |
|
|
|
А |
1,10 |
1,25 |
1,35 |
Б |
1,25 |
1,50 |
1,60 |
Г |
1,35 |
1,60 |
1,90 |
ЩМА |
0,70 |
0,75 |
0,80 |
Предел прочности при сжатии при температуре 20°С, МПа, не |
|
|
|
менее, для асфальтобетонов высокоплотных и плотных типов: |
|
|
|
А, Б, Г |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
для ЩМА |
2,5 |
2,7 |
3,0 |
Предел прочности при сжатии при температуре 0°С, МПа, не более, |
|
|
|
для асфальтобетонов высокоплотных и плотных типов: |
|
|
|
А, Б, Г |
10,0 |
12,0 |
13,0 |
Водостойкость, не менее: |
|
|
|
плотных асфальтобетонов |
0,95 |
0,90 |
0,85 |
высокоплотных асфальтобетонов |
0,95 |
0,95 |
0,90 |
Водостойкость асфальтобетонов при длительном водонасыщении, не менее: |
|
|
|
плотных и ЩМА |
0,90 |
0,85 |
0,75 |
высокоплотных асфальтобетонов |
0,95 |
0,90 |
0,85 |
Сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения, МПа, не менее, для асфальтобетонов типов: |
|
|
|
высокоплотных, А и Б |
0,86 |
0,87 |
0,89 |
Г |
0,80 |
0,81 |
0,83 |
ЩМА |
0,92 |
0,93 |
0,94 |
Сцепление при сдвиге при температуре 50°С, МПа, не менее, для |
|
|
|
асфальтобетонов типов: |
|
|
|
высокоплотных и А |
0,28 |
0,28 |
0,29 |
Б |
0,34 |
0,39 |
0,40 |
Г |
0,36 |
0,39 |
0,40 |
ЩМА |
0,20 |
0,22 |
0,24 |
Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе |
|
|
|
при температуре 0°С и скорости деформирования |
|
|
|
50 мм/мин для асфальтобетонов: |
|
|
|
высокоплотных, плотных А, Б и Г, не менее |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
не более |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
ЩМА, не менее |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
не более |
5,5 |
6,0 |
6,5 |
4.12. Водонасыщение высокоплотных и плотных ПДА асфальтобетонов соответствует указанному в табл. 3.
Таблица 3
Вид и тип полимерно-дисперсно-армированных асфальтобетонов |
Водонасыщение, % по объему |
|
образцов, отформованных из смеси |
вырубок и кернов готового покрытия, не более |
|
Высокоплотные |
От 1,0 до 2,5 |
3,0 |
Плотные типов: |
|
|
А |
От 2,0 до 5,0 |
5,0 |
БиГ |
От 1,5 до 4,0 |
4,5 |
Примечание. Показатели водонасыщения ПДА асфальтобетонов, применяемых в конкретных дорожно-климатических условиях, могут уточняться в указанных пределах в проектной документации. |
4.13. Водонасыщение и остаточная пористость для ЩМАС соответствуют указанным в табл. 4.
Таблица 4
Наименование показателя |
Значение показателя для дорожно-климатических зон |
||
I |
II, III |
IV, V |
|
Водонасыщение, % по объему: |
|
|
|
образцов, отформованных |
|
|
|
из смесей |
От 1,0 до 3,5 |
От 1,0 до 4,0 |
От 1,5 до 4,0 |
вырубок и кернов |
|
|
|
готового покрытия, не более |
3,0 |
3,5 |
4,0 |
Остаточная пористость, % |
От 1,5 до 4,0 |
От 1,5 до 4,5 |
От 2,0 до 4,0 |
4.14. Пористость минеральной части ПДА асфальтобетонов будет не более, %:
- высокоплотных -16
- плотных типов: А и Б - 19
Г - 22.
Для ЩМА -от 15до 19.
4.15. Температура горячих ПДА-смесей, включая ЩМАС, при отгрузке потребителю, в зависимости от марки битумов, соответствует указанной в табл. 5.
Таблица 5
Марка битума |
БНД 60/90 |
БНД 90/130 |
БНД 130/200 |
БНД 200/300 |
Температура смеси, °С, в зависимости от показателя битума |
165-175 |
155-165 |
150-160 |
150-160 |
4.16. Смеси выдерживают испытание на сцепление битумов с поверхностью минеральной части.
4.17. При недостаточной водостойкости ПДА асфальтобетона рекомендуется увеличение содержания в смеси РТЭП на 0,1-0,2 % или введение ПАВ. Перечень рекомендуемых ПАВ прилагается в приложении 1.
4.18. ЩМАС устойчивы к расслаиванию в процессе транспортирования и загрузки-выгрузки. Устойчивость к расслаиванию определяют в соответствии с ГОСТ 31015-2002 по показателю стекания вяжущего, который будет не более 0,20% по массе. При подборе состава смеси рекомендуется, чтобы показатель стекания вяжущего находился в пределах от 0,07 до 0,15% по массе.
4.19. Смеси однородны. Однородность смесей оценивают коэффициентом вариации предела прочности при сжатии при температуре 50°С. Коэффициент вариации приводится в соответствии с указанным в табл. 6.
Таблица 6
Наименование показателя |
Значение коэффициента вариации для смесей марки I |
Предел прочности при сжатии при температуре 50°С, не более |
0,16 |
Раздел 5. Рекомендуемые параметры материалов
5.1. Для ПДА-смесей и ПДА асфальтобетонов используемые щебень из плотных горных пород и щебень из гравия, щебень из шлаков, входящие в состав смесей, песок природный и из отсевов дробления горных пород, минеральный порошок рекомендуется применять в соответствии с ГОСТ 9128-97, пункт 5.15.
Для ЩМАС рекомендуются материалы в соответствии с ГОСТ 31015-2002, п.5.10, п.п. 5.10.1-5.10.3. В качестве стабилизирующей добавки в смесях РТЭП-ЩМА и РТЭП - асфальтобетонах используется резиновый термоэластопласт - РТЭП.
5.2. В качестве вяжущих применяют битумы нефтяные дорожные вязкие по ГОСТ 22245-90 марок: БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200 и БНД 200/300. Область применения марок битумов приведена в приложении 2, рекомендуемое содержание битумов в смесях - в приложении 3.
5.3. РТЭП представляет собой гранулы темного цвета неправильной сфероидной формы, диаметром около 3 мм. Представлен РТЭП резинополимерным материалом, битумным вяжущим и антиоксидантами.
РТЭП удовлетворяет требованиям, изложенным в ТУ 5718.001.79259416-06 «Термоэластопласт резиновый «РТЭП».
Модификатор обладает повышенной износо- и морозостойкостью, растворяется в углеводородах, битуме, хлороформе, четыреххлористом углероде и т.п. Вредных веществ не содержит.
Температура размягчения добавки не выше 140°С. Увеличение температуры размягчения и эластичность битума с 5%-ным содержанием добавки в битуме БНД 60/90 имеют соответственно значения не менее 15% и не менее 40%.
Раздел 6. Производство ПДА-смесей
6.1. ПДА-смеси рекомендуется приготовлять в асфальтосмесительных установках, оборудованных смесителями принудительного перемешивания периодического или непрерывного действия.
6.2. Смесительные установки обеспечивают точность дозирования компонентов, предусмотренную ГОСТ 9128-97 и ГОСТ 31015-2002.
6.3. При введении РТЭП в ПДА-смесь его количество рассчитывают сверх 100% содержания минеральных материалов.
6.4. Количество вводимого РТЭП ориентировочно составляет 0,3-0,5% от массы минеральных материалов.
Оптимальное количество битума и РТЭП рекомендуется уточнять в каждом конкретном случае на основании результатов лабораторных исследований.
6.5. Температура щебня, песка, отсевов дробления при выходе из сушильного барабана в зависимости от марки применяемого битума рекомендуется в соответствии с указанной в табл. 7. Минеральный порошок для приготовления асфальтобетонных смесей разрешается вводить в смеситель без подогрева.
6.6. С целью получения равномерного распределения добавки в минеральном материале РТЭП рекомендуется подавать в смеситель постепенно при постоянном перемешивании.
6.7. Подача РТЭП непосредственно в смеситель осуществляется через отдельный дозатор либо по линии подачи и через дозатор минерального порошка.
6.8. Введение РТЭП в смеситель осуществляется по следующей технологии.
Сначала в смеситель загружают нагретые до температуры 170-180°С минеральные материалы из весового бункера, вводят минеральный порошок и осуществляют «сухое» перемешивание. После этого подают РТЭП и битум, перемешивают все компоненты смеси. Температура битума, поступающего в смеситель, соответствует температуре, указанной в табл. 7.
6.9. Продолжительность перемешивания устанавливается в соответствии с техническими данными асфальтобетонной установки и уточняется при пробном замесе.
6.10. Температура смесей, содержащих РТЭП, при выпуске из смесителя рекомендуется в соответствии с указанной в табл. 7.
Таблица 7
Марка битума |
Температура, °С |
|
битума, поступающего в смеситель |
щебня, песка, отсевов дробления при выходе из сушильного барабана |
|
БНД 60/90 |
От 150 до 160 |
170-190 |
БНД 90/130 |
От 140 до 150 |
170-190 |
БНД 130/200 |
От 120 до 130 |
170-190 |
БНД 200/300 |
От 110 до 120 |
170-190 |
6.11. Смеси с РТЭП рекомендуется транспортировать к месту укладки автомобилями-самосвалами в соответствии с «Правилами перевозки грузов на автомобилях» (см. раздел 7).
6.12. Продолжительность транспортирования асфальтобетонных смесей устанавливается из условия обеспечения требуемой температуры при укладке.
6.13. Продолжительность хранения смесей с добавкой при рабочей температуре (табл. 7) в бункере-накопителе АБЗ для типа А не более 1,5 ч, для смесей других типов не более 0,5 ч. Для смесей с применением ПАВ и активированных порошков время нахождения в бункере не более 0,5 ч.
6.14. Дозирование исходных компонентов: после заполнения расходных бункеров минеральными материалами их дозируют в заданных пропорциях с точностью до ±3%, дозирование битума производят с точностью до ±1,5%.
6.15. Техника безопасности при производстве полимерно-дисперсно-армированных смесей не отличается от процесса приготовления горячих асфальтобетонов и ЩМАС в соответствии с ГОСТ 9128-97 и ГОСТ 31015-2002.
6.16. Приемку ПДА-смеси производят партиями.
При приемке и отгрузке смесей партией считают количество смеси одного состава, выпускаемой на одной установке в течение смены, но не более 600 т.
6.17. Для проверки соответствия настоящему документу проводят приемосдаточные и периодические испытания.
При приемосдаточных испытаниях ПДА-смесей отбирают одну объединенную пробу в соответствии с ГОСТ 12801-97 от партии и определяют температуру отгружаемой смеси при выгрузке из смесителя или накопительного бункера; зерновой состав минеральной части смеси; водонасышение - для всех смесей; предел прочности при сжатии при температуре 50°С, 20°С и водостойкость.
При периодическом контроле качества смесей определяют пористость минеральной части; остаточную пористость; водостойкость при длительном водонасыщении; предел прочности при сжатии при температуре 0°С; сцепление битума с минеральной частью; сдвигоустойчивость и трещиностойкость при условии наличия этих показателей в проектной документации.
Удельную эффективную активность естественных радионуклидов в смесях и покрытии принимают по максимальной величине удельной эффективной активности естественных радионуклидов, содержащихся в применяемых минеральных материалах. Эти данные о качестве указывает в документе предприятие-поставщик. В случае отсутствия данных о содержании естественных радионуклидов изготовитель специализированной лаборатории осуществляет входной контроль материалов в соответствии с ГОСТ 30108-94.
Периодический контроль осуществляют не реже 1 раза в месяц, а также при каждом изменении материалов, применяемых при изготовлении смесей, однородность смесей, оцениваемую коэффициентом вариации по п. 4.19, рассчитывают ежемесячно. Сдвигоустойчивость и трещиностойкость, при условии наличия этих показателей в проектной документации и договоре на поставку, определяют не реже 1 раза в месяц при наличии оборудования у изготовителя или 1 раза в два месяца при проведении испытаний в специализированных лабораториях, оснащенных необходимым оборудованием.
6.18. На каждую партию отгруженной смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают результаты приемосдаточных и периодических испытаний, в том числе:
- наименование предприятия-изготовителя;
- номер и дату выдачи документа;
- наименование и адрес потребителя;
- тип смеси;
- водостойкость;
- водостойкость при длительном водонасыщении;
- массу смеси;
- водонасыщение;
- пределы прочности при сжатии при температуре 50 и 0°С;
- остаточную пористость и пористость минеральной части смеси;
- удельную эффективную активность естественных радионуклидов;
- сдвигоустойчивость и трещиностойкость при условии наличия этих показателей в проектной документации и договоре на поставку;
- обозначение настоящего стандарта.
При отгрузке смеси потребителю каждый автомобиль сопровождают транспортной документацией, в которой указывают:
- наименование предприятия-изготовителя;
- наименование и адрес потребителя;
- дату изготовления;
- время выпуска из смесителя;
- температуру отгружаемой смеси;
- тип и количество смеси.
6.19. Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия смесей настоящему стандарту, соблюдая стандартные методы отбора проб, приготовления образцов испытаний, указанные в ГОСТ 12801-98, применяя при этом следующий порядок отбора проб.
Для контрольных испытаний ПДА-смесей, отгружаемых в автомобили, отбирают по 9 объединенных проб от каждой партии непосредственно из кузовов автомобилей. Отобранные пробы не смешивают и испытывают сначала три пробы. При получении удовлетворительных результатов испытаний остальные пробы не испытывают. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы одной пробы из трех проводят испытания остальных шести проб. В случае неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы одной пробы из шести партию бракуют.
6.20. Качество готовых ПДА-смесей оценивается по показателям однородности, а также по результатам испытания стандартных образцов по ГОСТ 9128-97 и ГОСТ 12801-98.
6.21. Однородность асфальтобетонных смесей оценивают как визуально, так и по коэффициенту вариации показателя предела прочности при сжатии при температуре 50°С (ГОСТ 12801-98, п.27) или по значениям средней плотности.
При визуальной оценке смесь считают однородной, если в двух-трех пробах из одного замеса отсутствуют комки, скопления битума, минерального порошка и гранул РТЭП, зерна минерального материала, не покрытые битумом. В ЩМАС, наряду с выше перечисленными, не должно наблюдаться расслаивание.
При оценке однородности по значениям средней плотности отбирают 3-4 пробы из одного замеса. Если расхождения в значениях средней плотности проб не превышают 0,03 г/см3, смесь считают однородной.
Однородность по значениям средней плотности рекомендуется определять при отработке технологии приготовления смеси на АБЗ.
Если установлена неоднородность ПДА-смеси с РТЭП, то необходимо проверить точность дозирования всех компонентов, температуру каменного материала при выходе из сушильного барабана и температуру готовой смеси, время перемешивания, в том числе "сухого".
6.22. Приемку и контроль ЩМАС рекомендуется проводить в полном соответствии с ГОСТ 31015-2002 (разделы 6-7).
Раздел 7. Приемка, транспортировка, хранение РТЭП и ПДА-смесей
7.1. Полимерный модификатор РТЭП поставляется дорожно-строительным организациям в бумажных или полиэтиленовых мешках массой по 25 кг. РТЭП принимают партией. Партией считают любое количество РТЭП, однородной по показателям качества и компонентному составу, сопровождаемому одним документом о качестве.
Документ содержит:
- наименование продукта;
- номер партии;
- массу нетто;
- дату изготовления.
Гарантийный срок хранения РТЭП не ограничен со дня изготовления при соблюдении температуры (от -30°С до +50°С).
7.2. При транспортировке ПДА-смесей предпочтение рекомендуется отдавать большегрузным автомобилям-самосвалам с подвеской, создающей минимальную вибрацию при движении, и кузовом, вмещающим не менее 10 т смеси.
Кузов имеет:
- задний борт;
- обогрев выхлопными газами;
- подъемное устройство, обеспечивающее постепенное увеличение угла наклона кузова с фиксацией его в любом рабочем положении;
- устройство, встряхивающее кузов для освобождения его от налипшей смеси;
- тент.
7.3. Кузов автомобиля-самосвала перед погрузкой тщательно очищается от всех посторонних предметов. Во избежание прилипания смеси ко дну и бортам кузова их поверхность обрабатывают специальной смазкой. В качестве смазки рекомендуется применять вещества, не содержащие нефтепродукты, например, известковое молоко, мыльный раствор или другие подобные материалы. Смазку наносят равномерно, тонким слоем, исключая ее скопление в отдельных местах. Дизельное топливо для смазки применять запрещается, так как оно растворяет битум и ухудшает его свойства. Кроме того, дизельное топливо вредно воздействует на экологию, загрязняет почву и своими парами воздух. Дно кузова должно быть гладким и без существенных вмятин и углублений, в которых могли бы скопиться затвердевшая смесь от предыдущего рейса или вещества для смазки кузова.
7.4. Загрузку кузова смесью производят в минимально короткие сроки, стараясь расположить замесы в кузове равномерно.
7.5. Основная задача при перевозке ПДА-смеси - обеспечить своевременную доставку, сохранить ее температуру и однородность.
В дождливую, холодную и ветреную погоду ПДА-смесь рекомендуется закрыть специальным тентом. Тент, во избежание проникания холодного ветра под него, плотно прилегает к стенкам кузова. Для этого полотнище тента имеет достаточное количество точек крепления к кузову. Материал тента должен быть непромокаемым, иметь необходимые прочность, массу и размеры, чтобы полностью закрыть загруженный кузов. Для повышения безопасности работы водителя процесс развертывания и свертывания тента целесообразно механизировать.
7.6. Водителю запрещается совершать наезд на неостывшее покрытие и переезд через края свежеуложенной полосы.
7.7. Каждую машину, прибывшую к месту укладки асфальтобетонной смеси, встречает выделенный из состава бригады опытный рабочий-сигнальщик. Он проверяет наличие товарно-транспортной накладной, дату и время отправления смеси, тип смеси, ее массу и температуру. Проверку температуры смеси производят в кузове, а не после ее выгрузки. Для этого термометр многократно погружают в смесь, чтобы получить более точное представление о средней температуре. Команду на выгрузку смеси также дает сигнальщик по согласованию с машинистом асфальтоукладчика. При этом важно:
- правильно выбрать момент для выгрузки, т.е. убедиться в том, что в приемном бункере на питателях и в шнековой камере имеется достаточно смеси для обеспечения непрерывной укладки;
- не допустить удара задних колес автомобиля об асфальтоукладчик, так как при этом возникает смещение слоя и след на покрытии от выглаживающей плиты асфальтоукладчика. Поэтому водитель должен останавливать автомобиль перед толкающими роликами асфальтоукладчика, дожидаться, когда ролики придут в соприкосновение с колесами и начнут толкать расторможенный автомобиль;
- своевременно открыть замки заднего борта.
Анализ и мониторинг имущественно-правового положения организаций и предприятий дорожного хозяйства / М-во трансп. Российской Федерации, Федер. дор. агентство. - М., 2006. - 116 с.
Рассмотрены проблемы правоприменительной практики в сфере регулирования деятельности организаций и предприятий дорожного хозяйства, управления государственным имуществом, а также проведен анализ законодательства субъектов Российской Федерации и зарубежного законодательства в указанной области.
Представлены предложения по совершенствованию имущественно-правового положения организаций и предприятий дорожного хозяйства.
Анализ и обобщение договорной работы организаций дорожного хозяйства и подготовка рекомендаций по применению мер договорной и внедоговорной ответственности / М-во транспорта Российской Федерации, Федеральн. дор. агентство / (Росавтодор). - М., 2006. - 123 с.
Состоит из трех частей:
Часть I. Нормативно-правовое обеспечение организаций и ведения договорной работы.
Часть II. Общие вопросы организации договорной и претензионно-исковой работы на предприятии и в учреждении.
Часть III. Методические рекомендации организациям дорожного хозяйства по вопросам организации договорной работы и применения мер договорной и внедоговорной ответственности, ведения претензионной работы.
Анализ и обобщение правоприменительной практики организаций дорожного хозяйства и подготовка рекомендаций по повышению эффективности мер и способов судебной защиты и имущественных прав организаций дорожного хозяйства / М-во транспорта Российской Федерации, Федеральн. дор. агентство (Росавтодор). - М., 2006. - 108 с.
Состоит из трех частей:
Часть I. Анализ практики защиты имущественных прав.
Часть II. Общие вопросы применения мер договорной и внедоговорной ответственности и защита имущественных прав.
Часть III. Рекомендации предприятиям и организациям дорожного хозяйства по вопросам реализации допускаемой законодательством мер и способов договорной и внедоговорной ответственности юридической защиты их имущественных прав.
Анализ правоприменительной практики и совершенствование механизмов бюджетного и внебюджетного финансирования строительства и эксплуатации автомобильных дорог, управления имущественными комплексами дорожной инфраструктуры / М-во трансп. Российской Федерации, Федер. дор. агентство. - М., 2006. - 88с.
Рассмотрены проблемы бюджетного и внебюджетного финансирования строительства и эксплуатации автомобильных дорог, управления имущественными комплексами дорожной инфраструктуры. Приведен анализ действующей системы федерального и регионального финансирования дорожной отрасли.
Представлены предложения по совершенствованию механизма реализации правоприменительных функций в области привлечения и использования бюджетных и внебюджетных инвестиций для развития сети автомобильных дорог, а также в области государственного управления имущественным комплексом дорожного хозяйства.
Анализ правоприменительной практики и совершенствование управленческих механизмов в сфере осуществления государственных функций по управлению государственным имуществом при предоставлении и использовании земельных участков и объектов недвижимости в дорожном хозяйстве/ М-во трансп. Российской Федерации, Федер. дор. агентство. - М., 2006. - 84 с.
Рассмотрены проблемы правоприменительной практики в сфере осуществления государственных функций по управлению государственным имуществом при предоставлении и использовании земельных участков и объектов недвижимости в дорожном хозяйстве.
Представлены предложения по совершенствованию действующего законодательства и основным направлениям совершенствования правоприменительной деятельности в сфере управления государственным имуществом при предоставлении и использовании земельных участков и объектов недвижимости в дорожном хозяйстве.
Методические рекомендации по определению продолжительности выполнения комплекса проектно-изыскательских работ для строительства автомобильных дорог общего пользования // М-во трансп. Российской Федерации, Федер. дор. агентство: Изд. офиц. - М., 2006. – 10 с.
Извлечение
1. Общие положения.
1.1. Методические рекомендации предназначены для использования в организациях, обеспечивающих процессы планирования и выполнения комплекса проектно-изыскательских работ для строительства автомобильных дорог общего пользования, а также их развязок, средних и больших мостов, выполняемых по самостоятельному титулу. На другие искусственные сооружения, а также на процессы ремонта дорог и их сооружений действие «Рекомендаций» не распространяется.
1.2. Целью разработки и внедрения данных «Рекомендаций» является содействие повышению качества планирования и исполнения дорожной проектно-сметной документации.
1.3. «Рекомендации» могут быть использованы в качестве временной нормативной базы для регламентации взаимодействия организаций, привлекаемых к проведению тендерных мероприятий, а также к разработке, согласованиям и экспертизе ПСД. Это позволит Заказчикам более эффективно использовать выделяемые финансовые средства, а проектным организациям - избирать оптимальные направления в обеспечении уровня своей рентабельности.
1.4. В «Рекомендациях» представлен перечень основных видов ПИР, приведены минимально необходимые сроки для качественной реализации каждого из них. Выделены те виды ПИР, которые нецелесообразно совмещать по времени исполнения. Предложены выражения, указывающие порядок определения минимально необходимого для проектных организаций срока разработки ПСД. Указаны формы учета таких факторов, как категории проектируемых автомобильных дорог, длины трасс, разнообразие природных, грунтовых, рельефных и ситуационных условий строительства. Приведено установившееся на практике соотношение между затратами времени на разработку ПСД для стадий обоснования инвестиций, проекта и рабочей документации.
1.5. Учитывая, что каждый проект автомобильной дороги и ее искусственных сооружений является сугубо индивидуальным и весьма трудоемким, устанавливаемую по «Рекомендациям» продолжительность выполнения комплекса ПИР следует принимать в качестве ориентировочного значения, определяющего лишь его нижний временной предел.
2. Установление продолжительности выполнения видов и комплекса проектно-изыскательских работ для строительства автомобильной дороги общего пользования
2.1. Продолжительность разработки проектов строительства автомобильных дорог общего пользования устанавливается на стадии подготовки тендерной документации, отражается в календарных планах, составляемых в проектных организациях, и утверждается организацией Заказчика.
2.2. При установлении и утверждении сроков разработки проектно-сметной документации следует, помимо категорий дорог и уровня сложности условий их строительства, учитывать также минимально необходимые для проектных организаций сроки реализации каждого из видов ПИР.
Такие сроки для стадии «проект» приведены в табл. 1. Они же могут быть использованы и для других стадий и иных условий проектирования, путем применения ряда соответствующих переходных коэффициентов.
Таблица 1. Минимальные сроки выполнения видов ПИР для автомобильной дороги II категории с длиной трассы 10 км, возводимой в простых климатических, грунтовых, рельефных и ситуационных условиях
№ № п.п. |
Виды проектно-изыскательских работ |
Ед. изм. |
Минимальный срок выполнения вида ПИР, в месяцах, на стадии «проект» |
1 |
Сбор исходных данных для проектирования автомобильной дороги |
10 км |
|
2 |
Проведение инженерно-геодезических изысканий |
10 км |
2,5 |
3 |
Проведение инженерно-геологических изысканий |
10 км |
|
4 |
Проведение транспортно-экономических изысканий |
10 км |
1,0 |
5 |
Проведение инженерно-гидрометеорологических изысканий и изысканий для разработки ПОС и ППР |
10 км |
1,0 |
6 |
Проведение экологических изысканий |
10 км |
2,0 |
7 |
Утверждение материалов комплексных изысканий Заказчиком |
10 км |
|
8 |
Проектирование плана трассы, плана дороги, продольного профиля, земляного полотна, дорожных одежд, водопропускных труб, малого моста |
10 км
|
|
9 |
Проектирование средних или больших мостов в составе титула дороги (в среднем 1 мост на 10 км трассы) |
10 км |
3,0 |
10 |
Проектирование путепроводов и съездов транспортных развязок (в составе титула дороги, в среднем 1 развязка на 10 км трассы) |
1 шт. |
3,0 |
11 |
Проектирование зданий и сооружений (ДЭУ, ДРП и т.п.), 1 комплекс на 10 км |
1 компл. |
2,0 |
12 |
Проектирование мероприятий по организации и безопасности движения |
10 км |
2,0 |
13 |
Проектирование природоохранных мероприятий |
10 км |
3,0 |
14 |
Составление СФР и смет |
10 км |
|
15 |
Проведение общественных слушаний |
1 пр-т |
2,0 |
16 |
Проведение согласований проектных решений |
1 пр-т |
|
17 |
Проведение санитарно-экологических согласований |
1 пр-т |
2,0 |
18 |
Проведение государственной экологической экспертизы |
1 пр-т |
3,0 |
19 |
Проведение государственной экспертизы проекта |
1 пр-т |
|
Итого = 42,5 мес.
Итого(*) * 16,0 мес.
Примечания к табл. 1. Показатели, приведенные в строках 1-15 таблицы 1, являются нижним пределом по возможностям проектных организаций для качественной реализации вида ПИР. Показатели, приведенные в строках 16-19 таблицы 1, являются верхним пределом для согласовывающих и экспертных организаций. Показатели, отмеченные индексом (*), относятся к видам работ, которые не подлежат совмещению по времени исполнения и в сумме определяют общий, минимально необходимый для проектных организаций, срок исполнения всего комплекса ПИР.
О едином подходе к построению системы взимания платы за ущерб, причиняемый федеральным дорогам перевозкой тяжелых и крупногабаритных грузов / М-во трансп. Российской Федерации, Федер. дор. агентство. - М., 2006. - 80 с.
Рассмотрены аспекты нормативно-правового и технического регулирования вопросов взимания платы за ущерб, причиняемый федеральным автомобильным дорогам перевозкой тяжелых и крупногабаритных грузов как в Российской Федерации, так и за рубежом.
Представлены предложения по построению единой системы взимания платы за ущерб, причиняемый федеральным автомобильным дорогам перевозкой тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
Об основных подходах к единому комплексному регулированию оказания государственных услуг и управлению государственным имуществом в дорожной отрасли/М-во трансп. Российской Федерации, Федер. дор. агентство. - М., 2006. - 80 с.
Рассмотрены проблемы правоприменительной практики в сфере оказания государственных услуг в дорожном хозяйстве, исследован международный опыт данной деятельности, на основе которого подготовлены предложения по принятию новых правовых актов, а также по внесению изменений и дополнений в законодательство РФ в свете внедрения единого комплексного регулирования оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в дорожном хозяйстве.
Представлены проекты концепций и текстов соответствующих документов правовых актов для представления в Минтранс России и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Обзорная информация о передовых отечественных и зарубежных технологиях и дорожно-строительных материалах / М-во трансп. Российской Федерации, Федер. дор. агентство (Росавтодор). - М., 2005. - 95 с.
Приведен анализ передовых технологий, новых материалов, параметры технологии их приготовления.
Представленная в данном сборнике оценка эффективности новых технологий машин и механизмов, позволит добиться повышения качества и долговечности материалов, изделий и сооружений в целом.
В этом материале сформирован большой объем объективной технической информации, анализ которой дает возможность принимать управленческие решения, направленные на повышение качества строительства.
Содержание обзорной информации:
- устройство и ремонт цементобетонных покрытий;
- укладка асфальтобетонных смесей при пониженных температурах воздуха;
- регенерация асфальтобетонных покрытий;
- применение холодного асфальтобетона при ямочном ремонте.
Обзорная информация об отечественных и зарубежных методах предотвращения колееобразования на асфальтобетонных покрытиях в условиях современных транспортных нагрузок /М-во трансп. Российской Федерации, Федер. дор. агентство (Росавтодор). - М., 2005. - 130 с.
В последнее десятилетие колееобразование становится все более актуальной проблемой в большинстве стран мира. Это обусловлено общим увеличением объемов перевозок автомобильным транспортом и связанным с этим ростом интенсивности движения и осевых нагрузок.
Не останавливаясь на основных механизмах развития пластических деформаций в дорожных конструкциях отметим, что в наибольшей степени подвержен воздействию транспортных средств верхний слой асфальтобетонных покрытий. Количество исследований, направленных на установление закономерностей развития колееобразования в асфальтобетонных покрытиях, существенно возросло за последние годы.
Сделаны серьезные шаги в теоретическом рассмотрении процесса колееобразования, развития методов его прогнозирования, разработки методов полевых наблюдений и лабораторных исследований. Большинство исследователей отмечают опасность, которую представляет колея на асфальтобетонных покрытиях для безопасности дорожного движения, особенно при увлажненном покрытии.
В данном обзоре рассмотрен как отечественный, так и зарубежный опыт в столь важном вопросе, как снижение интенсивности колееобразования на асфальтобетонных покрытиях автомобильных дорог.
Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах / Федер. дор. агентство, Департамент обеспеч. безопасн. дор. движения МВД России. - М., 2006. - 27 с.
Настоящий Порядок распространяется на автомобильные дороги Российской Федерации общего пользования и устанавливает перечень показателей, содержащихся в проекте организации дорожного движения.
Рекомендации по применению взаимных санкций за нарушение договорных условий (контракта) дорожно-строительного подряда / М-во трансп. Российской Федерации, Федер. дор. агентство. - М., 2006. - 52 с.
Представлены рекомендации по применению взаимных санкций за нарушение договорных условий (контракта) дорожно-строительного подряда, разработанные на основе анализа договоров строительного подряда, основных особенностей договора строительного подряда для государственных нужд, а также анализа применяющихся в настоящее время в гражданско-правовых отношениях общих мер ответственности (санкций) за неисполнение договорных обязательств с точки зрения возможностей их использования в государственных контрактах в дорожном строительстве.
Рекомендации по расходу топлива машинами для содержания, ремонта автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства поселений/Госстрой России. Акад. коммун, хоз-ва им. К.Д.Памфилова. - М.: «Автополис-плюс», 2005. - 48 с.
В Рекомендациях приведены типовые нормы расчета расхода топлива для специальных транспортных средств на автомобильных, специальных и тракторных шасси. Рассмотрена система дополнительных надбавок к расчетным затратам топлива при эксплуатации спецмашин в условиях, отличающихся от стандартных.
Руководство по технической инвентаризации автомобильных дорог как комплексов недвижимого имущества / М-во трансп. Российской Федерации, Федер. дор. агентство. - М., 2006. - 88 с.
Рассмотрены проблемы технической инвентаризации и технического учета объектов внедорожной отрасли, обусловленные специфическим объектным составом производственно-технологических комплексов федеральных автомобильных дорог.
Представлены методологические подходы к технической инвентаризации и техническому учету объектов автодорожного хозяйства для целей установления единых принципов подготовки технической документации на объекты недвижимости автодорожного хозяйства, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сохранения функционального назначения производственно-технологических комплексов автомобильных дорог.
Геоинформационные системы в дорожном хозяйстве: Справочная энциклопедия дорожника (СЭД). Т. VI/ А.В.Скворцов, П.И.Поспелов, В.Н.Бойков, С.П.Крысин. - М.: ФГУП«Информавтодор», 2006. - 372с.
В настоящем томе СЭД представлен широкий спектр современных геоинформационных технологий, применяемых в дорожном хозяйстве. Рассматриваются теоретические основы ГИС (модели, структура и источники пространственных данных), методы тематической визуализации карт, приёмы пространственного анализа. На примере современных программных продуктов описываются основные приёмы работы в ГИС (управление ГИС-проектами, ввод и редактирование данных, тематическая визуализация, пространственный анализ).
На примере программного комплекса автомобильных дорог IndorRoad (включающего универсальную ГИС IndorGIS, геоинформационную систему автомобильных дорог IndorGIS/Road, программу решения транспортных задач IndorTransport, программу моделирования транспортных потоков IndorTraffic, систему управления видеорядами IndorVideoRow и др.) раскрываются возможности применения ГИС-технологий для планирования развития, обоснования инвестиций, проектирования, управления и эксплуатации дорожного хозяйства.
Данный материал предназначен для специалистов дорожного хозяйства, преподавателей, студентов, разработчиков программного обеспечения, а также всех желающих ознакомиться с современными технологиями геоинформатики.
Проектирование автомобильных дорог: справочная энциклопедия дорожника (СЭД). Т. V/B.K. Апестин, В.Н. Бойков, В.А. Давыдов и др., Под ред. Г.А. Федотова. - М.: ФГУП «Информавтодор», 2007.
Готовится к изданию.
Дорожная наука: Справочная энциклопедия дорожника (СЭД). T.IV/ А.П.Васильев, В.Д.Казарновский, В.П.Носов и др.; Под ред. А.А.Надежко. - М.: ФГУП «Информавтодор», 2006. - 393 с.
В настоящем IV томе СЭД «Дорожная наука» ретроспективно показан процесс развития дорожной науки, практически, с момента ее зарождения до наших дней.
Порядок изложения материала построен в соответствии с очередностью решения вопросов сооружения автомобильной дороги - классификация автомобильных дорог, проектирование, конструирование дорожной одежды, мосты, земляное полотно, материалы, ремонт и содержание дороги, качество строительства, развитие науки на современном этапе.
В главе I даны этапы создания отечественной дорожной науки, создание научных школ по решению конкретных проблем. Названы фамилии крупнейших ученых, внесших свой вклад в развитие фундаментальных основ дорожного дела и их последователей.
Предлагаемый материал рассчитан на инженерно-технических работников и специалистов всех уровней дорожного хозяйства России, а также студентов автодорожных вузов, техникумов и колледжей для использования в практической работе.
Доклад «О состоянии и развитии сети автомобильных дорог в Российской Федерации» / Гос. Совет Российской Федерации. - М., 2006. - 68 с.
Изложены следующие вопросы:
Оценка существующей системы дорожного хозяйства и состояния сети автомобильных дорог Российской Федерации.
Потребности в развитии дорожной сети Российской Федерации.
Оценка объемов работ и затрат, необходимых для формирования сети автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих потребности населения и экономики страны.
Приоритетные цели, задачи и направления развития дорожного хозяйства Российской Федерации.
Каталог эффективных технологий, новых материалов и современного оборудования дорожного хозяйства / М-во трансп. Российской Федерации, Федеральн. дор. агентство (Росавтодор). - М., 2006.
Одним из важнейших путей достижения целей и задач, определенных подпрограммой «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», является переход дорожного хозяйства России на инновационный путь развития в соответствии с «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденными Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. Этот переход обеспечивается широкомасштабным использованием новейших эффективных технологий и материалов с целью увеличения надежности и сроков службы дорожных сооружений, роста технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, снижения стоимости дорожных работ, сокращения аварийности и повышения экологической безопасности на автомобильных дорогах.
В дорожном хозяйстве России в сфере инновационной деятельности накопилось множество проблем, связанных со сложностью выбора органами управления дорожным хозяйством, научными, проектными и подрядными строительными организациями эффективных инновационных решений. В основном это вызвано недостаточным информированием заинтересованных организаций и сложностями доступа к современным технологиям и материалам.
Для обеспечения информирования органов управления дорожным хозяйством, научных, проектных и подрядных строительных организаций об эффективных технологиях, новых материалах и современного оборудования разработан «Каталог эффективных технологий, новых материалов и современного оборудования в дорожном хозяйстве Российской Федерации».
В подготовке Каталога участвовал широкий круг научных, проектных и производственных организаций дорожного хозяйства. Разработка велась на основе информации, представленной Федеральными управлениями автомобильных дорог и Управлениями автомагистралей, территориальными органами управления дорожным хозяйством, научно-исследовательскими центрами, коммерческими организациями. Значительная часть прогрессивных дорожных технологий и материалов уже прошла опытно-экспериментальную проверку в практике дорожного строительства и может быть рекомендована для широкомасштабного применения с учётом необходимых экономических расчетов.
Структурно каталог состоит из тематических разделов. В каждом из разделов представлены следующие информационные позиции:
- фотографии;
- описание технологии и общие характеристики;
- опыт применения, возможности использования;
- результаты использования;
- наличие документов, регламентирующих использование;
- информация о разработчиках.
Использование данного Каталога позволит улучшить информационное обеспечение в дорожном хозяйстве, что в итоге обеспечит более высокую эффективность расходования денежных средств на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог и мостов.
Готовится к изданию.
Концепция обеспечения качества в дорожном хозяйстве/ Федеральн. дор. агентство (Росавтодор). - М., 2006. - 21 с. (Приложение 2 к распоряжению Федерального дорожного агентства № 369-р от 03.08.2006).
Концепция обеспечения качества в дорожном хозяйстве является программным документом, ориентированным на развитие управления в дорожном хозяйстве на основе качества.
Реализация положений Концепции актуальна в связи с вступлением России в ВТО и другими процессами и мероприятиями по дальнейшей интеграции в мировую экономику.
Концепция позволяет планомерно и систематизировано совершенствовать организацию дорожных работ по всему фронту с ориентацией на наиболее полное удовлетворение потребностей заказчиков и пользователей автомобильных дорог и повышение конкурентоспособности отрасли и предприятий.
Концепция является основой для разработки и формирования ближайших и долгосрочных планов работ по совершенствованию качества.
Сформулированная в концепции цель позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы для экономного целенаправленного развития в соответствии с четко выбранными задачами по решению проблем отрасли.
Обоснованно выбранные приоритетные направления деятельности в дорожной отрасли ориентируют исполнителей на оптимальную последовательность проведения работ и одновременно являются основой для формирования прогнозов и планов.
Предложенные задачи по основным видам деятельности представлены как пути достижения цели и конкретизируют деятельность по положениям Концепции, в т.ч. для прогнозов и планов работ.
Залогом успеха реализации Концепции должно стать ее глубокое понимание и практическое применение в организациях, осуществляющих дорожные работы, профессиональное обучение и повышение квалификации в области качества. Вопросы обеспечения качества должны стать ключевой задачей, как конкретных организаций, так и работников дорожного хозяйства на всех уровнях реализаций дорожных программ.
Мировой опыт создания и развития сети автомобильных дорог / Гос. Совет Российской Федерации. - М., 2006. - 148 с.
Изложены следующие темы:
1. Мировой опыт разработки и реализации программ развития дорожной сети.
2. Анализ зарубежного опыта использования показателей, характеризующих эффективность и результативность деятельности органов управления автомобильными дорогами.
3. Анализ систем финансирования автомобильных дорог, используемых в различных странах.
4. Международная практика налогообложения автомобильного транспорта.
5. Зарубежный опыт применения систем сбора платы с грузовых автомобилей за проезд по сети магистральных автодорог.
Сборник разъяснений по применению сборника цен и справочников базовых цен на проектные работы для строительства (Вопросы и ответы) / ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект». - М., 2005. - 45 с.
Настоящий сборник разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства является продолжением материалов, изданных в 2002 и 2004 годах.
Справочник базовых цен на проектные работы для строительства. Газооборудование и газоснабжение промышленных предприятий, зданий и сооружений. Наружное освещение. - Изд. офиц.; Введ. 16.01.2006; Взамен Справочника базовых цен на проектные работы для строительства. Газооборудование и газоснабжение промышленных предприятий, зданий и сооружений. Наружное освещение (1995 г.). - М: Госстрой., 2006. - 38 с.
Справочник базовых цен на проектные работы для строительства рекомендуется для определения базовых цен с целью последующего формирования договорных цен на разработку проектной документации для строительства объектов газоснабжения городов, поселков, других населенных пунктов, промышленных предприятий, коммунально-бытовых потребителей, предприятий общественного питания, больниц и детских учреждений, а также для газооборудования жилых домов природным и сжиженным углеродными газами, активной (электрической) защиты подземных металлических сооружений от коррозии, линий связи объектов газового хозяйства, наружного освещения.
Справочник базовых цен на проектные работы для строительства. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Защитные сооружения гражданской обороны и другие специальные сооружения. - Изд. офиц.; Введ. 16.01.2006; Взамен раздела 59 Защитные сооружения гражданской обороны Сборника цен на проектные работы для строительства (1987г.). - М: Госстрой, 2006. - 16 с.
Настоящий Справочник базовых цен на проектные работы для строительства рекомендуется для определения базовых цен с целью последующего формирования договорных цен на разработку специального раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций», а также на разработку проектной документации для строительства защитных сооружений гражданской обороны и других специальных сооружений.
Справочник базовых цен на проектные работы для строительства. Предприятия автомобильного транспорта /Госстрой. - М., 2006. - 18 с.
Настоящий Справочник базовых цен предназначен для определения базовых цен с целью последующего формирования договорных цен на разработку проектной документации для строительства предприятий автомобильного транспорта и отдельных зданий и сооружений, входящих в их состав.
Справочник базовых цен на проектные работы для строительства. Предприятия транспорта, хранения нефтепродуктов и автозаправочные станции. - Изд. офиц.; Введ. 16.01.2006; Взамен Справочника базовых цен на проектные работы для строительства. Предприятия транспорта, хранения нефтепродуктов и автозаправочные станции (1996 г.). - М: Госстрой, 2006. - 21 с.
Справочник базовых цен на проектные работы для строительства рекомендуется для определения базовых цен с целью последующего формирования договорных цен на разработку проектной документации для строительства предприятия транспорта, хранения нефтепродуктов и автозаправочных станций.
ТР 158-04. Технические рекомендации по устройству тротуаров из бетонных плит / Правительство Москвы. Комплекс архитектуры, стр-ва, развития и реконструкции города. ГУЛ «НИИМосстрой». - М., 2005. - 43 с.
Технические рекомендации разработаны на основе результатов научно-исследовательских и опытно-производственных работ, выполненных лабораторией дорожного строительства ГУП «НИИМосстрой», опытно-конструкторских и производственных работ ЗАО «СБМ Запчасть-Сервис», ЗАО «СДМ Гидропривод», а также на основе анализа отечественного и зарубежного опыта строительства.
Рекомендации направлены на повышение долговечности сборных покрытий тротуаров, площадок, садово-парковых и пешеходных дорожек, пешеходных улиц.
ТР 159-04. Технические рекомендации по технологии строительства городских дорог в зимнее время / Правительство Москвы. Комплекс архитектуры, стр-ва, развития и реконструкции города. ГУП «НИИМосстрой». - М., 2005. - 88 с.
В рекомендациях учтен опыт строительных организаций Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города по строительству дорог в г. Москве.
Рекомендации обобщают опыт службы дорожных одежд, накопленный за период с 1996 по 2004 гг.
ТР 172-05. Технические рекомендации по применению криволинейных бортовых камней при строительстве городских дорог / Правительство Москвы. Комплекс архитектуры, стр-ва, развития и реконструкции города. ГУЛ «НИИМосстрой». - М., 2005. - 26 с.
Технические рекомендации разработаны впервые на основе результатов научно-исследовательских и опытно-производственных работ, обобщения проектных решений по планированию городских магистралей, внутриквартальных дорог и дорог при благоустройстве дворовых территорий, выполненных лабораторией дорожного строительства ГУП «НИИМосстрой» и строительной фирмой ООО «Оптим Инжиниринг», а также на основе анализа отечественного и зарубежного опыта дорожного строительства.
Рекомендации направлены на повышение качества дорожностроительных работ и долговечности дорожных конструкций.
ТР 176-05. Технические рекомендации по устройству дорожных покрытий из асфальтобетонов с повышенной коррозионной и деформационной устойчивостью / Правительство Москвы. Комплекс архитектуры, стр-ва, развития и реконструкции. ГУП «НИИМосстрой». - М., 2006. - 24 с.
Настоящие Технические рекомендации содержат сведения об организации и технологии производства работ, контроле качества и технике безопасности при устройстве дорожных покрытий из асфальтобетонов с повышенной коррозионной и деформационной устойчивостью.
Технические рекомендации составлены на основе научно-исследовательских и опытно-производственных работ, выполненных с учетом зарубежного опыта в основном на объектах дорожного хозяйства г. Москвы. При разработке рекомендаций был учтен опыт работ по устройству покрытий организациями треста «Мосасфальтстрой», ГУП «НИИМосстрой», ОАО «Инждорстрой», ООО НПГ«ИНФОТЕХ», НПГ«Химпласт-Инжиниринг» и др.
МДС 11-18.2005. Методические указания о составе материалов, представляемых для рассмотрения предложений о переутверждении проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. - ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», 2005. - 44 с.
Настоящие Методические указания определяют состав и содержание проектных и других материалов, а также содержат рекомендации по их оформлению при представлении на рассмотрение предложений о переутверждении проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений и предназначены для применения государственными заказчиками, заказчиками (инвесторами), проектными и строительными организациями, экспертными органами и другими участниками инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
СТО 001-2006 Стандарт организации. Защита металлических конструкций мостов от коррозии методом окрашивания. - Введ. 30.06.2006; Взамен СТП 01-95. - М.: 000 Группа компаний «Трансстрой», 2006. - 27 с.
Настоящий стандарт распространяется на окрашивание металлических конструкций мостов, предназначенных для эксплуатации в условиях воздействия на них различных климатических факторов и агрессивной среды.
В стандарте приведены характеристики лакокрасочных покрытий и требования по их нанесению как на заводе-изготовителе, так и на строительной площадке.
СТО 018-2006 Стандарт организации. Применение сухих строительных смесей и герметиков холодного отвержения серии ТФ в транспортном строительстве. - Введ. 30.06.2006; Введ. впервые. - М.: ООО Группа компаний «Трансстрой», 2006. - 32 с.
Настоящий стандарт регламентирует применение сухих строительных смесей и герметиков серии ТФ.
СТО МАДИ 02066517.1-2006 Дороги автомобильные общего пользования. Диагностика. Определение продольного микропрофиля дорожной поверхности и международного показателя ровности IRI. Общие требования и порядок проведения. -Изд. офиц.; Введ.14.08.2006; Введ. впервые. - М.: МАДИ (ГТУ), 2006 - 39 с.
Настоящий стандарт устанавливает требования к выполнению работ по мониторингу ровности проезжей части и общей диагностике автомобильных дорог различного назначения и категорий на основе измерений продольной ровности поверхности автомобильных дорог с помощью установок профилометрического типа, позволяющих измерять и регистрировать ординаты продольного микропрофиля проезжей части автомобильных дорог для дальнейшего вычисления значений показателей ровности, необходимых при оценке качества строительных и/или ремонтных работ и текущего состояния покрытий.
Альбом типовых конструкций по применению геосеток «ССП» и «ССНП» (производства ОАО «СТЕКЛОНИТ») // ОАО «СТЕКЛОНИТ». - М., 2006. - 48 с.
Извлечение
1. Область применения
Настоящий альбом дает возможность рассмотреть применение геосеток в соответствии с проектными решениями при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автодорог, аэродромов, городских улиц, проездов, площадок и др. сооружений.
Документ содержит правила применения тканых материалов (геосеток) для основных областей в дорожном строительстве - при выполнении земляных работ, устройстве и ремонте дорожных одежд, сооружений, поверхностного водоотвода, для обеспечения устойчивости откосов. Предлагаемые конструктивные решения могут быть также применены при строительстве дорог (проездов) на грунтах с низкой несущей способностью:
- на болотах I-II типов;
- на многолетнемерзлых грунтах;
- на переувлажненных, плохо промерзающих грунтах. Геосинтетические материалы - класс строительных материалов, как правило, синтетических, а также из другого сырья (минерального, стекло- или базальтовые волокна и др.), поставляемых в сложенном компактном виде (рулоны, блоки, плиты и др.), предназначенных для создания дополнительных слоев (прослоек) различного назначения (армирующих, защитных), в строительстве транспортном, гражданском, гидротехническом.
Инженерные решения устройства дорожных конструкций с прослойками из геосеток принимаются с учетом их физико-механических показателей и в соответствии с действующими нормативными документами. Правильность принятия инженерного решения на применение той или иной конструкции, как традиционного, так и с прослойками из геосеток оценивается на основании проведения экономического анализа затрат на их реализацию. Однако, необходимо учитывать, что мировой опыт применения геосеток при устройстве дорожных конструкций дает возможность повышения надежности и долговечности последних. На современном этапе нового строительства, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования как раз и рассматривается вопрос повышения их надежности и долговечности в первую очередь.
Владимирский С.Р. Механизация строительства мостов: Учеб. пособие. - СПб., Издательство ДНК, 2005. - 152 с.
В пособии рассмотрены классификация строительных машин, принципы комплексной механизации строительства, методы определения производительности комплектов и комплексов машин, порядок проектирования механизации работ в ПОС и ППР на строительство мостов. Приведены сведения об устройстве, типах и параметрах специальных машин для производства земляных работ, машин и оборудования для сооружения свайных фундаментов, специализированных грузоподъемных машин, а также транспортных средств, подъемно-транспортного оборудования и ручных машин для выполнения мостостроительных работ. Даны примеры технологических расчетов.
Общий журнал работ / ФГУП ЦПП. - М., [Б.г.] - 52 с.
Общий журнал работ является основным первичным производственным документом, отражающим технологическую последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства строительно-монтажных работ.
Составлен в соответствии с приложением к СНиП 12-01-2004 «Организация строительства».
Справочник дорожного мастера. Строительство, эксплуатация и ремонт автомобильных дорог: Учеб.-практ. пособие / С.Г. Цупиков, А.Д. Гриценко и др.; Под ред. С.Г. Цупикова. - М.: Инфра-Инженерия, 2005. - 928 с.
Справочник содержит необходимые сведения по технологии возведения земляного полотна, дорожно-строительным материалам и производственным предприятиям дорожного хозяйства. Изложена технология и организация строительства дорожных одежд, а также правила ремонта и содержания автомобильных дорог.
В справочнике даны рекомендации по проектированию, строительству и эксплуатации автозимников и ледовых переправ.
Справочник дорожных терминов / Под ред. В.В. Ушакова. - М.: «Экон-информ», 2005. - 256 с.
Материалы справочника рассматривают термины: по изысканиям и проектированию дорог, дорожно-строительным материалам и производственным предприятиям, по расчету и конструированию земляного полотна и дорожных одежд, по строительству и эксплуатации автомобильных дорог и искусственных сооружений, безопасности дорожного движения.
Справочник предназначен для специалистов-дорожников, занимающихся вопросами проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, мостов и труб.
Старостин С.Н. Новый учет ГСМ: нормы расхода топлив и смазочных материалов, нормы естественной убыли нефтепродуктов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: МЦФЭР, 2007. - 20 с.
В книге подробно рассмотрены вопросы организации учета горюче-смазочных материалов. Указаны особенности оформления первичных учетных документов по получению, хранению и списанию
ГСМ. Разъяснен порядок установления и применения норм расхода топлива, списания его стоимости на расходы для целей налогообложения, отдельно рассмотрены вопросы количественного учета топлива. При написании книги учтен опыт работы автора в качестве налогового консультанта.
В приложениях приведены нормативно-методические материалы, регулирующие вопросы учета ГСМ: Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (в ред. от 02.04.2004), действующие до 1 января 2008 г., и Нормы естественной убыли нефтепродуктов.