Приказ
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека
от 13 ноября 2006 г. N 360
Об утверждении примерного перечня вопросов для осуществления проверки деятельности территориальных органов и организаций Роспотребнадзора
В целях совершенствования проверки деятельности территориальных органов и организаций Роспотребнадзора, подготовки материалов по итогам проверки приказываю:
1. Утвердить Примерный перечень вопросов для осуществления проверки деятельности территориальных органов и организаций Роспотребнадзора (приложение).
2. Начальникам Управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека использовать утвержденный "Примерный перечень вопросов для осуществления проверки деятельности территориальных органов и организаций Роспотребнадзора".
3. Управляющему делами Роспотребнадзора С.В. Белых довести до сведения руководителей территориальных органов и организаций Роспотребнадзора утвержденный "Примерный перечень вопросов для осуществления проверки деятельности территориальных органов и организаций Роспотребнадзора".
Руководитель Г.Г. Онищенко
При подготовке приказа о командировании специалистов для проведения проверки деятельности территориальных органов и организаций Роспотребнадзора, в качестве приложения к нему готовится краткий план-задание, в котором указываются:
основания проверки - по жалобе, плановая комплексная, плановая тематическая и др.;
перечень проверяемых органов, организаций;
перечень вопросов, подлежащих проверке.
В ходе проверки анализируется своевременность, полнота и эффективность исполнения приказов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, а также деятельности по следующим основным направлениям деятельности:
2.1. Анализ системы планирования - наличие основных направлений деятельности, годовых и иных планов работы в организациях Службы, территориальных отделах, порядок их подготовки, утверждения.
2.2. Соответствие планов основным направлениям деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, указаниям и поручениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
2.3. Анализ соответствия планируемых мероприятий целям и задачам организаций Службы, полноты и эффективности исполнения планов.
2.4. Порядок формирования перечня мероприятий, подлежащих исполнению центром гигиены и эпидемиологии и его филиалами, включая виды и объемы лабораторных и инструментальных исследований и измерений.
2.5. Анализ объема и содержания внеплановой работы, оценка деятельности организаций Службы по снижению объема внеплановой работы.
2.6 Порядок осуществления контроля за исполнением планов , их коррекции.
2.7. Организация координации и контроля за деятельностью ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" со стороны Управления Роспотребнадзора, а также за филиалами ФГУЗ со стороны территориальных отделов.
2.8. Наличие и качество подготовки ведомственных целевых программ, организация контроля за ходом их реализации, показателями непосредственного результата деятельности.
2.9. Наличие, качество подготовки и финансирование региональных и местных целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2.10. Порядок подведения итогов исполнения планов, их документальное подтверждение.
2.11. Наличие журнала учета объектов (единого реестра поднадзорных объектов в электронной версии), подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, порядок его заполнения и ведения.
2.12. Обоснование соответствия целевых индикаторов и показателей годовой формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-ПВ "Сведения о ходе реализации целевых и аналитических программ ведомств" по проверяемой территории целевым индикатором и показателям Роспотребнадзора.
2.13. Соблюдение сроков исполнения приказов, решений, писем, запросов и поручений вышестоящих органов и организаций Роспотребнадзора.
2.14. Средства связи и схемы оповещения подразделений и сотрудников в рабочее и нерабочее время. Организация дежурств;
2.15. Обеспеченность нормативно-методическими документами;
2.16. Организация работы санитарно-противоэпидемических (межведомственных) комиссий, наличие плана работы, его выполнение;
2.17. Ведение делопроизводства в соответствии с "Инструкцией по делопроизводству в аппарате Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека";
2.18. Организация и ведение работы по противопожарной безопасности;
2.19. Организация и ведение работы по технике безопасности;
3.1. Кадровый состав организаций Службы оценка укомплектованности, уровня образования, возрастного состава, равномерности укомплектования подразделений, отделов, филиалов.
3.2. Работа по повышению квалификации и аттестации специалистов на центральных и местных базах, периодичность, формы.
3.3. Работа со специалистами из состава резерва на замещение должностей руководителей.
3.4. Работа по привлечению молодых специалистов и их закреплению, включая работу с медико-профилактическими факультетами медицинских ВУЗов.
3.5. Анализ исполнения федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
3.6. Наличие и содержание положений о структурных подразделений, должностных инструкций специалистов, анализ их содержания, правильность утверждения, ведения.
3.7. Дисциплина труда - наличие правил внутреннего трудового распорядка, применение мер поощрения и дисциплинарных взысканий.
3.8. Наличие и правильность ведения установленных форм учета и отчетности по кадровой работе.
3.9. Организация и проведение работы по присвоению классных чинов федеральным государственным гражданским служащим.
4.1. Разработка, утверждение и реализация документов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения субъекта Российской Федерации - решения органов власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, постановления главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации, другие документы. Оценка их количества, обоснованности, полноты, эффективности;
4.2. Организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора по коммунальной гигиене, гигиене питания, гигиене труда, гигиене детей и подростков, радиационной гигиене:
- соблюдение требований Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" при организации и проведении проверок;
- оценка состояния и динамики изменений объектов надзора в части соответствия их требованиям санитарного законодательства, анализ эффективности мер, принимаемых в отношении отдельных групп объектов по приведению их в соответствие с обязательными требованиями;
- использование данных социально-гигиенического мониторинга при подготовке предложений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
Организация и эффективность деятельности, направленной на снижение инфекционной и паразитарной заболеваемости населения:
4.3.1. Наличие действующих нормативно-правовых, методических и организационно-распорядительных документов Минздравсоцразвития России, Федеральной службы по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, их реализация. Наличие региональных документов в развитие документов федерального уровня. Оценка их качества с учетом конкретной эпидемиологической ситуации, контроль исполнения.
4.3.2. Наличие и реализация региональных целевых программ, ведомственных программ, комплексных планов мероприятий по вопросам профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, санитарной охраны территории. Оценка их качества с учетом конкретной эпидемиологической ситуации. Контроль исполнения.
4.3.3. Организация эпидемиологического надзора за инфекционными и паразитарными болезнями. Анализ эпидемиологической ситуации по заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями за последние 5 лет.
4.3.4. Оценка полноты, своевременности и эффективности мероприятий:
- по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения по дополнительной иммунизации населения в рамках национального календаря прививок и по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявлению и лечению больных ВИЧ;
- по профилактике гриппа, предупреждению распространения гриппа птиц и подготовке к пандемии гриппа;
- по реализации Национального плана действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации;
- Национального плана мероприятий по реализации программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году;
- по предупреждению распространения туберкулеза, заболеваний, передающихся половым путем, других социально обусловленных болезней;
- по предупреждению заражения ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами В и С, в том числе от доноров и в лечебно-профилактических учреждениях;
- по предупреждению распространения природно-очаговых и особо опасных инфекционных заболеваний.
4.3.5. Организация и обеспечение мероприятий по вакцинопрофилактике населения в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Показатели охвата детского населения профилактическими прививками в декретированных возрастных группах. Показатели охвата взрослого населения (в том числе в группах риска) профилактическими прививками против дифтерии, кори, вирусного гепатита В, краснухи, гриппа. Охват профилактическими прививками групп риска по эпидемическим показаниям с учетом эпидемиологической ситуации на конкретной территории.
4.3.6. Организация и реализация мероприятий по обеспечению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Совершенствование межведомственного взаимодействия при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
4.3.7. Организация и осуществление эпизоотологического надзора в природных очагах инфекций;
4.3.8. Внедрение новых средств и методов диагностики и профилактики инфекционных и паразитарных болезней;
4.3.9. Обеспечение деятельности по противодействию биологическому и химическому терроризму;
4.4. Организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора на транспорте (автомобильном, морском, речном, воздушном, железнодорожном)
4.4.1. Организация надзора за перевозкой пассажиров, организованных групп детей в период летней оздоровительной кампании.
4.4.2. Организация надзора за перевозкой грузов (опасных, продуктов питания).
4.4.3. Организация надзора за объектами транспорта и транспортной инфраструктуры.
4.4.4. Санитарно-эпидемиологический надзор за организацией и проведением предварительных и периодических медицинских осмотров, условий труда и отдыха, организацией питания работников транспорта.
4.5. Организация и осуществление лабораторного дела - планирование лабораторных, инструментальных исследований и измерений, обеспечение надзора данными лабораторных, инструментальных исследований и измерений, внеплановая работа лабораторий, в том числе внебюджетная деятельность.
4.6. Деятельность управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по координации и контролю деятельности центра гигиены и эпидемиологии.
5.1. Анализ структуры устных и письменных обращений граждан, предпринимателей, органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных объединений по вопросам защиты прав потребителей. Своевременность и полнота реагирования.
5.2. Организация и проведение мероприятий по контролю: плановых и внеплановых. Оформление документов на проведение проверок. Структура выявленных нарушений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в отдельных секторах потребительского рынка.
5.3. Практика применения Кодекса РФ об административных правонарушениях.
5.4. Меры, принимаемые по устранению выявленных нарушений. Формы и методы добровольного устранения нарушений. Контроль выполнения хозяйствующими субъектами рекомендаций и указаний территориального органа Роспотребнадзора по устранению выявленных нарушений;
5.5. Судебная защита потребителей: формы, методы и результаты работы.
5.6. Организация региональной системы защиты прав потребителей.
5.7. Практика взаимодействия с общественными объединениями, органами местного самоуправления.
6.1. Организация деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации и его территориальных отделов, центра гигиены и эпидемиологии и его филиалов по ведению социально-гигиенического мониторинга, его эффективность и результативность;
6.2. Техническая оснащенность осуществления проведения социально-гигиенического мониторинга. Наличие сайта, электронной почты, а также программного обеспечения для ведения социально-гигиенического мониторинга;
6.3. Информирование о результатах проведения социально-гигиенического мониторинга руководства субъекта Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти, учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации, других органов и организаций;
6.4. Проведение анализа показателей здоровья населения в связи с факторами окружающей среды;
6.5. Совместная работа с НИИ и ВУЗами по научному обеспечению ведения социально-гигиенического мониторинга;
6.6. Использование методологии оценки риска при анализе данных полученных при проведении социально-гигиенического мониторинга;
6.7. Деятельность по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 года N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга":
- с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти,
- с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований,
- с другими органами и организациями.
7.1. Организация работы управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации, центра гигиены и эпидемиологии по проведению государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических экспертиз. Анализ полноты и своевременности выполнения требований приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.11.05 N 776 "О санитарно- эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации":
- прием заявителей, анализ представляемых документов,
- проверка соблюдения требований санитарного законодательства при проведении экспертизы, включая проведение лабораторных, инструментальных исследований,
- соблюдение установленных сроков рассмотрения документов и принятия решений,
- анализ правильности ведения реестров, уведомления заявителей, соответствующих органов,
- другие вопросы государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических экспертиз;
7.2. Анализ деятельности по проведению государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических экспертиз на примере 10-15 произвольно отобранных дел.
7.3. Анализ организации работ по лицензированию работ с возбудителями инфекционных заболеваний, источниками ионизирующего излучения:
- прием заявителей, анализ представляемых документов,
- проверка соблюдения лицензионных требований на объектах, подлежащих лицензированию,
- соблюдение установленных сроков рассмотрения документов и принятия решений,
- анализ правильности ведения реестров, уведомления заявителей, соответствующих органов,
- своевременность и полнота проверки соблюдения лицензионных требований,
- другие вопросы лицензирования;
7.4. Анализ деятельности по лицензированию работ с возбудителями инфекционных заболеваний, источниками ионизирующего излучения на примере 10 - 15 произвольно отобранных дел.
8.1. Разработка и утверждение документов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения - законы, региональные и местные целевые программы, иные решения органов власти;
8.2. Периодичность и полнота информирования органов исполнительной и представительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований о санитарно-эпидемиологической обстановке и мерах, которые необходимо принимать для ее улучшения;
8.3. Участие в работе комиссий, координационных советов, других совещательных органов, иные формы оперативного взаимодействия;
8.4. Взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
9.1. Анализ форм и методов информирования населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и мерах, принимаемы для ее улучшения, количественный анализ проводимой работы;
9.2. Организация работы с жалобами и заявлениями, организация работы с устными и письменными обращениями граждан, хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных объединений. Сроки рассмотрения, личный прием граждан, другие формы работы;
9.3. Работа со средствами массовой информации, наличие периодического издания профилактического и санитарно-просветительного направления, организация "прямых линий", "телефонов доверия", проведение пресс-конференций, выпуск пресс-релизов и т.д.
10.1. Соблюдение требований, предусмотренных КоАП РФ и Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" при проведении мероприятий по контролю (надзору) и составлению процессуальных документов по результатам данных мероприятий;
10.2. Соблюдение требований, предусмотренных КоАП РФ к срокам: рассмотрения дел об административных правонарушениях, составления процессуальных документов по результатам мероприятий по контролю (надзору), рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях;
10.3. Меры административного воздействия, анализ применения статей КоАП, дела переданные в прокуратуру или суды. Анализ полноты применения мер административных воздействия, адекватность принятых мер, их эффективность (примеры);
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
10.2. Организация взаимодействия территориальных органов и организаций Роспотребнадзора с прокуратурой и судебными органами;
10.3. Количество и структура отмененных постановлений о наложении административных взысканий, причины отмены и меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных;
10.4. Количество и структура дел, преданных в следственные органы и прокуратуру;
10.5. Количество дел, находящихся в производстве судов, по которым Роспотребнадзор или его территориальные органы являются участниками процесса, результаты рассмотрения дел в суде;
10.6. Осуществление приема граждан и представителей юридических лиц по правовым вопросам, относящимся к компетенции Федеральной службы;
10.7. Порядок формирования, ведения, учета и хранения административных производств;
11.1. Анализ учета и полноты перечисления администрируемых доходов в Управлении Роспотребнадзора;
11.2. Анализ исполнения бюджета управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии";
11.3. Анализ целевого использования бюджетных средств Управления Роспотребнадзора и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии;
11.4. Правомерность использования средств федерального бюджета на оплату труда работников Управлений Роспотребнадзора;
11.5. Правомерность получения и использования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в целом, в том числе на оплату труда сотрудников ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии";
11.6. Размер средней заработной платы по Управлению Роспотребнадзора и по ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии";
11.7. Соблюдение законодательства Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
11.8. Проверка полноты и своевременности оприходования в кассу денежных средств, полученных от оказания платных услуг ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии".
12.1. Наличие соглашений о взаимодействии с общественными организациями, планов работы с ними, результативность деятельности;
12.2. Практика взаимодействия с общественными объединениями потребителей, формы и методы работы, результативность;
12.3. Участие представителей общественных организаций в проведении социально значимых мероприятий "Всемирный день без табака", "Всемирный день борьбы со СПИДом" и др.;
12.4. Подготовка и проведение совместных с общественными организациями мероприятий, в том числе пресс-конференций и др.;
До начала проверки члены комиссии на специальном совещании с руководителями и заместителями руководителей организаций Службы информируют о факте начала проверки, перечне вопросов, по которым будет проводится проверка и сроках ее проведения.
Итоги проверки излагаются в справке, в начале которой указывается период проверки, состав комиссии, проводившей проверку (ФИО, место работы, должность), основание для проверки (приказ, указание и др.), далее перечисляются проверенные организации, их территориальные отделы, филиалы, объекты, после чего приводится краткая характеристика санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе, а далее излагаются данные, полученные в ходе проверки. Констатация фактов, выявленных при проверке должна сопровождаться их анализом и оценкой.
Справка завершается выводами, в которых дается оценка исполнения организациями Службы функций, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, после чего следуют предложения, содержащие перечень мероприятий, предлагаемых к исполнению руководству организаций Службы для устранения недостатков, выявленных в ходе проверки.
Справка подписывается всеми членами комиссии, с нею знакомятся руководители проверенных организаций Службы.
Итоги проверки докладываются на совещании руководителей и специалистов проверенных организаций Службы.
Руководитель комиссии в течение трех рабочих дней после завершения проверки готовит и в установленном порядке представляет руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отчет о проверке с предложениями, вытекающими из результатов проверки.