МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УССР
«Согласовано» |
«Согласовано» |
«Утверждаю» |
В.А. Бояренко |
П.М. Перехрестенко |
А.М. Касьяненко |
«25» 03. 1986 г. |
«14» 04. 1986 г. |
«14» 04. 1986 г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по контролю за использованием отходов коксохимических производств в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог
г. Киев - 1986 г.
В рекомендациях рассмотрены гигиенические вопросы использования вяжущих материалов из отходов и побочных продуктов коксохимической промышленности (каменноугольные дегти, смолы, дегтеполимерные вяжущие и др.) в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог. Дано гигиеническое обоснование возможности и условий применения таких материалов в дорожном строительстве. Приведены методы контроля за их приготовлением и применением на стадии предупредительного и текущего санитарного надзора.
Методические рекомендации предназначены для санитарных врачей, а также специалистов в области охраны окружающей среды и инженерно-технических работников, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией автомобильных дорог.
Учреждение-разработчик: Киевский ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева
Учреждение-соисполнитель: Государственный дорожный научно-исследовательский институт
Авторы: Пригода Ю.Г., Суворов В.П., Грицай О.В., Брень Н.И., Богословская Г.Л., Фещенко Ю.И., телефон 559-11-54, г. Киев
Кузьмичев В.Т., Володько В.П., Думанский А.М., телефон 446-43-39, г. Киев
Лыженко И.Г., Кривошеев Б.Н., телефон 45-53-34, г. Днепропетровск
Рецензент: Шелюг М.Я.
Председатель экспертной комиссии: Костовецкий Я.И.
Содержание
2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ И КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД 3. ВЯЖУЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОТХОДОВ И ПОБОЧНЫХ ПРОДУКТОВ КОКСОХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ |
1.1. В настоящее время в области транспортного обслуживания населения наблюдается неуклонный рост ряда показателей, в том числе увеличивается интенсивность движения автотранспорта, объем перевозок грузов и пассажиров, возрастает протяженность дорожной сети и улучшается качество дорог. Продовольственной программой предусмотрено построить в сельской местности за десять лет около 130 тысяч километров дорог общего пользования и 150 тысяч километров внутрихозяйственных автомобильных дорог. Одновременно с этим, в связи с резко возросшей интенсивностью и грузонапряженностью автомобильного движения, в XII пятилетке намечается также осуществить реконструкцию значительного количества дорог союзного и республиканского значения. Для выполнения всех этих работ потребуется большое количество органических вяжущих материалов.
1.2. В дорожном строительстве в качестве вяжущих материалов применяются в основном битумы нефтяные дорожные (ГОСТ 22245-76, ГОСТ 11955-82, ГОСТ 18659-81), а также цементобетонные дорожные смеси (ГОСТ 310.3-76, ГОСТ 7473-76, ГОСТ 12730.0-78) и гипсовые вяжущие (ГОСТ 125-79). Эти материалы используются в дорожном строительстве без ограничений.
1.3. В последнее время, ввиду дефицита нефтяных битумов, в дорожном строительстве все в большей мере используются каменноугольные дегти и смолы, а также вяжущие материалы из отходов коксохимических производств, которые до недавнего времени вывозились в отвалы или утилизировались путем сжигания, загрязняя при этом окружающую среду, в том числе плодородные земли, водный и воздушный бассейны.
1.4. Ввиду того, что каменноугольные смолы, дегти и пеки, а также другие продукты из отходов коксохимической и химической промышленности, предложенные в качестве вяжущих материалов для дорожного строительства, являются токсическими веществами и могут загрязнять окружающую среду, применение их в дорожном строительстве ограничивается строительными нормами и правилами, государственными и отраслевыми стандартами, а также рядом других общесоюзных и республиканских ведомственных документов.
1.5. Применение каменноугольных дегтей (ГОСТ 4641-80) и дегтебетонных дорожных смесей (ГОСТ 25877-83) рекомендуется вне населенных пунктов в соответствии с главой СНиП 2-Д.5-72. Кроме перечисленных материалов, на основании проведенных ГосДОРНИИ и КНИИОКГ работ, в дорожном строительстве УССР рекомендованы к использованию смола каменноугольная составленная (СКС), смола тяжелая дорожная (СТД), деготь окисленный (ДО-5), смола формованного кокса (СФК), полимеры бензольных отделений (ПБО), смола тяжелая улавливания (СТУ), смола тяжелая кубовая (СТК), дегтеполимерные вяжущие с модифицирующими добавками полистирола, поливинилхлорида и кубовых остатков реактификации стирола.
1.6. Проектирование нового дорожного строительства, а также реконструкции и ремонта существующей сети дорог осуществляется институтами «Укргипродор» и «Укрремдорпроект» Миндорстроя УССР, их филиалами и областными комплексными отделами проектирования дорог.
1.7. Приготовление дорожных смесей с использованием отходов и побочных продуктов коксохимической промышленности, перечисленных в п. 1.5., осуществляется на существующих базах Дорожно-строительных организаций Миндорстроя УССР в соответствии с требованиями технических условий, инструкций и другой документации.
1.8. Издание рекомендаций предназначено в помощь учреждениям санитарно-эпидемиологической службы при осуществлении надзора в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог с применением дорожных вяжущих материалов из отходов и побочных продуктов предприятий коксохимической и химической промышленности.
2.1. Согласно СНиП 2-Д.5-72 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования», в зависимости от общего народнохозяйственного значения в системе автодорожной сети СССР и в зависимости от интенсивности движения, автомобильные дороги подразделяются на 5 технических категорий: I - дороги с интенсивностью движения более 7000 автомобилей в сутки, II - дороги с интенсивностью движения - от 7000 до 3000 автомобилей в сутки, III - дороги с интенсивностью движения от 3000 до 1000 автомобилей в сутки, IV-V категории - дороги, имеющие местное экономическое значение. Интенсивность движения на дорогах IV категории составляет 1000-200 автомобилей в сутки, а на дорогах V категории - менее 200.
2.2. Для восприятия нагрузок от проезжающего автомобильного транспорта и обеспечения условий для движения на проезжей части дороги устраивают дорожную одежду, которая состоит из следующих основных конструктивных слоев.
Покрытие - верхний слой одежды, которая подвергается статическим и динамическим нагрузкам от колес проезжающего транспорта, а также воздействию различных природных факторов. Воспринимаемые нагрузки покрытие передает на нижележащие слои дорожной одежды. В настоящее время на дорогах преобладают покрытия, устраиваемые с применением битумов и дегтей.
Основание - несущий слой одежды, на котором лежит покрытие. Он устраивается из щебня, гравия, или грунта, обработанного вяжущими материалами.
Подстилающий грунт - это тщательно спланированный и хорошо уплотненный верхний слой земляного полотна, на который укладывают слой дорожного основания.
3.1. В качестве органических вяжущих материалов для дорожного строительства, наряду с битумом, используются также менее дефицитные материалы, получаемые из отходов и побочных продуктов коксохимической промышленности. К ним, в частности, относятся: каменноугольные дегти, каменноугольная смола, смола тяжелая улавливания, дегтеполимерные вяжущие и др.
3.2. Каменноугольная смола - темная вязкая жидкость со специфическим запахом, представляющая собой смесь ароматических соединений, нафталина, антрацена, фенола и других соединений. По своим свойствам она должна удовлетворять требованиям ОСТ 1462-80 «Смола каменноугольная. Технические условия».
3.3. Смола тяжелая улавливания (СТУ) представляет собой темную вязкую жидкость, состоящую из смеси каменноугольной смолы с нейтрализованной кислой смолкой. По своим свойствам она должна отвечать требованиям ТУ 146-131-76 «Смола тяжелая из кислой смолки улавливания для дорожного строительства».
3.4. Каменноугольные дегти - вязкая жидкость черного цвета со специфическим запахом, в состав которой входит каменноугольный пек (около 50 %), антраценовое масло, каменноугольная смола, пековые дистилляты.
3.5. Каменноугольные дегти подразделяются на шесть марок: Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6. Их свойства должны соответствовать требованиям ГОСТ 4641-80 «Дегти каменноугольные для дорожного строительства». В качестве вяжущего материала для дорожного строительства применяются в основном дегти марок от Д-4 до Д-6. Дегти марок от Д-1 до Д-3 в качестве самостоятельного вяжущего материала применяются мало, а используются, главным образом, в качестве исходного составного компонента для приготовления составленных дегтей и дегтеполимерных вяжущих материалов. В первом случае к ним добавляется 30-50 % каменноугольного пека, а во втором 1-5 % отходов производства полимеров. В последнем случае для этой цели применяются порошкообразные отходы производства поливинилхлорида, перхловинила и полистирола. Кроме того, для этой же цели могут быть использованы и отходы, содержащие жидкие мономеры (кубовые остатки ректификации стирола).
3.6. Дегтеполимерное вяжущее с использованием кубовых остатков ректификации стирола получают термополимеризацией этих кубовых остатков при температуре 140-170 °С совместно с каменноугольным пеком с последующим разжижением полученной композиции каменноугольным дегтем, каменноугольной смолой или антраценовым маслом.
3.7. Дегтеполимерное вяжущее, содержащее в качестве модифицирующей добавки порошкообразные отходы производства полимеров, получается путем их совмещения с каменноугольным дегтем или смолой при температуре 120 °С. По своим свойствам дегтеполимерные вяжущие должны соответствовать требованиям ТУ 218 УССР 206-85 «Вяжущие дегтеполимерные. Технические условия».
4.1. Вяжущие материалы для дорожного строительства, приготовленные на основе продуктов переработки каменного угля, являются сложными в химическом отношении продуктами, насчитывающими в своем составе сотни органических веществ.
4.2. Для вяжущих материалов, применяемых в дорожном строительстве, характерно комбинированное действие химических факторов на уровне различных концентраций (доз) в зависимости от того, в каких условиях будет происходить миграция содержащихся в них веществ в окружающую среду.
4.3. Все рассматриваемые вяжущие материалы имеют характерный для каждого из них специфический запах, что свидетельствует о присутствии летучих компонентов, могущих поступать в атмосферный воздух и воздух рабочей зоны в концентрациях, превышающих предельно допустимые для отдельных компонентов.
4.4. По данным санитарно-химических исследований дорожные вяжущие материалы СТУ, каменноугольные дегти и дегтеполимерные вяжущие могут загрязнять окружающую среду, в частности атмосферный воздух, летучими органическими соединениями, из которых в гигиеническом плане наиболее значимыми являются ароматические моноциклические углеводы - бензол, толуол, ксилолы, а также стирол, нафталин и др. В таблице 1 представлен качественный состав летучих выделений из каменноугольных дегтей и СТУ, установленный с помощью масс-спектрометрического анализа.
4.5. Качественный и количественный состав химических компонентов, испаряющихся из вяжущих материалов, может изменяться в зависимости от различий в технологии получения вяжущих, в частности от температуры коксования, полноты улавливания и очистки коксового газа, а также в зависимости от температуры нагревания дорожных смесей в процессе приготовления, укладки и дальнейшей эксплуатации дорожных покрытий, от срока и режима эксплуатации дорог и т.п.
4.6. Представленные в таблице 2 данные хроматографического анализа некоторых летучих веществ, выделяющихся из СТУ, каменноугольных дегтей и дегтеполимерных вяжущих, отражают качественный и количественный состав паров при различных температурных режимах, эти результаты получены в условиях статического равновесия в модельных экспериментах. Как видно из представленных данных, с повышением температуры изменяется процентное соотношение выделяющихся веществ, увеличивается вклад более тяжелых высококипящих углеводородов.
Таблица 1
Качественный состав летучих компонентов каменноугольных дегтей и СТУ, %
Идентифицированные вещества |
Д-2 |
Д-4 |
СТУ |
ПДКр.з. мг/м3 |
ПДКс.с. мг/м3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Бензол |
12,8 |
9,2 |
9,9 |
5 |
0,8 |
Толуол |
1,5 |
5,6 |
9,8 |
50 |
0,6 |
Ксилол |
1,75 |
2,9 |
14,8 |
50 |
0,2 |
Пропилбензол |
0,26 |
2,4 |
3,6 |
- |
- |
Цимол |
0,7 |
следы |
следы |
- |
- |
Инден |
3,6 |
9,7 |
|
- |
- |
Индан, пропенилбензил |
0,94 |
2,2 |
7,5 |
- |
- |
Стирол |
2,5 |
3,0 |
13,6 |
5 |
0,003 |
Нафталин |
18,8 |
26,0 |
1,7 |
20 |
0,003 |
Метилнафталин |
0,85 |
- |
- |
- |
- |
Олефины С2-С5 |
32,0 |
20,7 |
18,5 |
- |
- |
Парафины С2-С7 |
20,1 |
18,0 |
14,7 |
- |
- |
Прочие |
3,28 |
2,2 |
2,0 |
- |
- |
Примечание: ПДКр.з. и ПДКс.с. - предельно допустимая концентрация для воздуха рабочей зоны и среднесуточная концентрация для атмосферного воздуха.
4.7. Загрязнение атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны в результате использования каменноугольных вяжущих материалов отличается количественным содержанием компонентов, зависящим от температурных условий. При эксплуатации дорог в летний период температура покрытий характеризуется интервалом 20-50 °С, а в условиях приготовления и укладки дорожных смесей - порядка 100 °С.
4.8. Каменноугольные дегти и другие продукты пиролиза каменного угля содержат антрацен, фенантрен, хризен, пирен, акридин и другие полицилические соединения, в том числе бенз(а)пирен (БП), обладающий канцерогенными свойствами, однако эти вещества в составе летучих при температурах до 100 °С не обнаружены.
4.9. Количественное определение наиболее активного канцерогена - бенз(а)пирена, показало, что в предложенных для дорожного строительства вяжущих материалах типа СТУ содержание БП составило порядка десятых долей процента, что в целом сравнимо с каменноугольными дегтями марок Д-4 - Д-6, которые применяются по ГОСТ 4641-80.
4.10. Вяжущие типа СТУ имеют состав паров, сходный с каменноугольными дегтями, которые по ГОСТ 4641-80 относятся ко II классу опасности. До окончательной гигиенической регламентации СТУ целесообразно отнести к этому классу по аналогии с упомянутыми дегтями.
5.1. Целью мероприятий по организации санитарного надзора за строительством и эксплуатацией автомобильных дорог с применением вяжущих материалов из отходов коксохимической промышленности является предупреждение загрязнения атмосферного воздуха населенных мест, рекреационных зон и воздуха рабочей зоны. По предварительным экспериментальным данным загрязнение водоемов и почвы является менее значительным фактором.
5.2. На стадии предупредительного санитарного надзора за производством дорожных смесей на базах дорожно-строительных организаций в соответствии с разделом 4 ГОСТ 12.1.005-76 при конструировании, изготовлении, монтаже, эксплуатации технологического оборудования должны быть предусмотрены меры по предупреждению или уменьшению до минимума вредных выделений в воздух рабочих помещений. При кратковременных работах в чрезвычайных случаях (аварийных ситуациях), когда невозможно уменьшить вредные выделения до допустимых уровней, необходимо пользоваться средствами индивидуальной защиты и принимать срочные меры по нормализации состава воздуха рабочей зоны.
Таблица 2
Содержание некоторых летучих компонентов из вяжущих материалов при различных температурах
Компоненты |
СТУ |
Д-2 |
Д-3+2 % полистирола |
35 % Д-2+45,5 % пек 19,5 % КОРС |
|||||||
20 °С |
50 °С |
100 °С |
22 °С |
50 °С |
100 °С |
63 °С |
100 °С |
45 °С |
100 °С |
||
Бензол, |
мг/м3 |
207 |
397 |
1850 |
65 |
155 |
160 |
138 |
170 |
230 |
475 |
% |
11,3 |
0,9 |
4,8 |
11,7 |
5,5 |
0,9 |
1,0 |
0,2 |
2,5 |
0,67 |
|
Толуол, |
мг/м3 |
120 |
250 |
4500 |
50 |
125 |
230 |
170 |
260 |
265 |
525 |
% |
6,6 |
6,2 |
11,8 |
9,0 |
4,4 |
1,3 |
1,3 |
0,3 |
2,9 |
0,80 |
|
Стирол, |
мг/м3 |
100 |
352 |
1600 |
42 |
155 |
650 |
255 |
650 |
5250 |
19000 |
% |
55 |
9,0 |
42 |
7,5 |
5,5 |
3,8 |
2,0 |
0,9 |
86,8 |
27,0 |
|
Нафталин, |
мг/м3 |
1400 |
3000 |
30000 |
400 |
2400 |
16000 |
12200 |
66000 |
3500 |
50300 |
% |
76,6 |
74,8 |
79,8 |
71,8 |
84,5 |
93,0 |
95,5 |
98,4 |
37,8 |
71,4 |
5.3. С целью уменьшения вредных выбросов в атмосферный воздух на всех стадиях производства дорожных работ с применением каменноугольных вяжущих должна быть обеспечена герметизация технологических линий, емкостей сбора и транспортировки готовой продукции. Все работы по приготовлению таких вяжущих, на погрузке, разгрузке и применению должны быть максимально механизированы. Хранение готового продукта должно осуществляться в специально отведенных местах в закрытых емкостях.
5.4. При осуществлении предупредительного санитарного надзора за строительством дорог следует обращать внимание на выбор вяжущих материалов для устройства нижних и верхних одежд. Использование вяжущих из отходов и побочных продуктов коксохимии для строительства покрытий дорог, проходящих через населенные пункты запрещается, применение их в верхних слоях покрытий ограничивается расстоянием 1,5 км от жилых и общественных зданий, что гарантирует отсутствие случаев превышения ПДК для атмосферного воздуха по приведенным выше химическим компонентам. Такие вяжущие материалы запрещается также применять для дорожных строительных и ремонтных работ в курортно-рекреационных районах и зонах отдыха.
5.5. На стадии строительства дорог контроль выполненных работ организуется таким образом, чтобы каждый этап работы был соответствующим образом документирован и освидетельствован. Качество применяемых материалов должно соответствовать стандартам или техническим условиям.
5.6. ГОСТ 4641-80 предписывается, что маркировка, упаковка, транспортировка и хранение продукта производится аналогично битумам нефтяным дорожным по ГОСТ 1510-76. В соответствии с этим каждая партия вяжущего должна сопровождаться документами, в которых указывается:
а) наименование предприятия изготовителя, его товарный знак и адрес;
б) марка вяжущего материала;
в) номер партии и дата выпуска вяжущего;
г) масса-нетто;
д) результаты испытаний;
е) обозначение стандарта или технических условий.
5.7. Контроль качества участка автомобильной дороги, сдаваемой в эксплуатацию, осуществляется визуально и при необходимости лабораторными исследованиями загрязнения атмосферного воздуха, которые выполняются специалистами санэпидстанций при участии представителей дорожно-строительных организаций. При внешнем осмотре дороги устанавливается тщательность отделки поверхности покрытий, не допускается наличие выделяющихся по окраске полос и отдельных участков, что может свидетельствовать о плохом приготовлении дорожных смесей и неоднородности их состава.
5.8. В осуществлении контроля за мероприятиями по текущему санитарному надзору при работе с вяжущими материалами следует руководствоваться положениями главы СНиП 3-4-80 «Техника безопасности в строительстве», «Правилами по технике безопасности и производственной санитарии при строительстве и ремонте городских дорог и работе на асфальтобетонных заводах и производственных базах дорожных организаций», «Правилами техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», «Типовой инструкцией по охране труда при работе с каменноугольными пеками», и разделами по охране труда соответствующих технических условий на данный вид вяжущего материала.
5.9. На стадии строительных и ремонтных работ санитарный надзор осуществляется по технической документации на вяжущие материалы и дорожные смеси, имеющимся в Дорожно-строительных организациях, а также путем обследования и лабораторного контроля воздуха рабочей зоны и атмосферного воздуха населенных мест по наличию основных компонентов - бензола, толуола, ксилола, стирола, нафталина, присутствующих в парах указанных вяжущих материалов.
5.10. Текущий санитарный надзор после завершения строительных или ремонтных работ на автомобильных дорогах включает лабораторный контроль за санитарным состоянием воздуха в районах расположения автомобильной дороги на наличие летучих компонентов, указанных в п. 5.9.
5.11. Ввиду того, что скорость испарения химических веществ и их летучесть зависит от некоторых физико-химических свойств, в частности от температуры кипения и молекулярного веса, в условиях окружающей среды (высокая температура покрытия в летний период времени, значительная подвижность воздуха и др.) миграция легких и низкокипящих компонентов происходит более интенсивно и завершается в более короткие сроки. В связи с этим на более поздних этапах контроля можно ограничиться исследованиями атмосферного воздуха на содержание стирола и нафталина.
5.12. Концентрации бензола, толуола, ксилола устанавливаются на уровне ПДК для атмосферного воздуха в течение первых недель с момента завершения строительства, в то время как миграция более высококипящего нафталина вблизи дорожного участка наблюдается в течение нескольких лет, уменьшаясь примерно в 2 раза за каждый год эксплуатации дороги.
5.13. Контроль за состоянием воздуха рабочей зоны в процессе приготовления и укладки дорожных смесей в части условий отбора проб, их необходимого количества и периодичности, а также методов определения химических веществ и обработки результатов измерений следует осуществлять в соответствии с разделами 2, 3 ГОСТ 12.1.005-76.
5.14. Пробы воздуха для определения концентраций загрязняющих веществ в условиях населенных мест отбираются в соответствие с ГОСТ 17.2.3.01-77. Организация контроля за состоянием атмосферного воздуха осуществляется по программе разовых подфакельных наблюдений, число проб (не менее 5) должно обеспечить достоверные результаты измерения концентраций.
5.15. Виду того, что комбинация загрязняющих химических веществ определенного вяжущего материала характеризуется постоянством качественного состава воздуха рабочей зоны и атмосферного воздуха, и отличается их количественным содержанием, методы определения загрязняющих примесей могут быть общими. Рекомендуемые методы определения ароматических углеводородов, указанных в п. 5.9, даны в приложении.
5.16. При установлении случаев превышения ПДК для атмосферного воздуха по основным компонентам следует предъявить требования дорожно-строительным и эксплуатационным службам необходимости срочного устройства по покрытию, построенному с применением каменноугольного вяжущего, защитного слоя из битума.
5.17. В случае превышения ПДК воздуха рабочей зоны по основным компонентам следует предъявить требования о необходимости строгого соблюдения температурных режимов приготовления дорожных смесей в соответствии с техническими условиями и технологическими регламентами (требования технической исправности и герметичности варочных котлов, аппаратов и другого оборудования, требования выполнения индивидуальных мер защиты рабочих по п. 5.19).
5.18. Основные профессии работающих в дорожно-строительной отрасли составляют асфальтобетонщики (варильщики и асфальтировщики), дорожные рабочие и машинисты дорожно-строительной техники. В условиях производственной деятельности эти категории рабочих заняты приготовлением асфальтовых и дегтебетонных смесей, выполнением работ по устройству и ремонту дорожных покрытий и оснований, управлением и обслуживанием машин и механизмов. Профессиональная деятельность дорожных рабочих в разной мере связана с действием комплекса летучих химических веществ и аэрозолей, выделяющихся из дорожных вяжущих материалов и сочетающихся с влиянием других факторов - пыли, изменениями температуры, атмосферными осадками, ультрафиолетовой радиацией и др.
5.19. Меры индивидуальной защиты при работе с дорожными вяжущими материалами должны включать следующее: средства защиты органов дыхания, глаз, защитные дерматологические средства, спецодежду и обувь и др. в соответствии с типовыми нормами и правилами, предусмотренными для данной отрасли п. 5.8.
5.20. Лица, принимаемые на работу и занятые на производстве и переработке отходов коксохимических производств, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом МЗ СССР № 700 от 19.06.84 г. «О проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся, подвергающихся воздействию вредных и неблагоприятных условий труда».
5.21. При поступлении на работу учитываются общие о дополнительные медицинские противопоказания по п. 1.18 приложения 6: заболевания дыхательных путей, сниженное содержание гемоглобина (менее 130 г/л у мужчин и 120 г/л у женщин), лейкоцитов (менее 4,5•10-9 г/л) и тромбоцитов (менее 180000), выраженная вегетативная дисфункция, хронические заболевания глаз (век, конъюнктивы, роговицы, слёзовыводящих путей).
5.22. Лица, работающие с отходами коксохимических производств, могут подвергаться действию комплекса химических соединений, находящихся в различных агрегативных состояниях и должны проходить периодический медицинский осмотр 1 раз в 12 месяцев (пп. 3.6; 1.28; 1.7; 1.18 приложения 1). В состав врачебной комиссии включается терапевт, отоларинголог и дерматолог (пп. 3.4; 3.6; 1.18, приложение 2).
5.23. Для лиц с выявленными профессиональными заболеваниями, либо с отклонениями со стороны органов и систем, в этиологии которых основную роль играют профессиональные факторы, должны приниматься меры предупредительного характера согласно пп. 18, 20, 21, приложения 8 (временный перевод на другую работу, перевод на работу в облегченных условиях, а в случае необходимости - направление на ВТЭК для перевода на инвалидность).
Приложение
Методы определения химических веществ, мигрирующих из дорожных вяжущих материалов в атмосферный воздух и воздух рабочей среды
1. А.Г. Витенберг, И.А. Цибульская. Методические указания на газохроматографическое определение бензола, толуола, этил-бензола, и ксилола в атмосферном воздухе. - М.: МЗ СССР 1982. - 10 с.
2. Методические указания на газохроматографическое определение бензола, толуола, орто-, мета-, пара-ксилола, стирола в воздухе № 1493-76 от 5.08.76, М.: МЗ СССР.
3. Методические указания на раздельное фотометрическое определение бензола, толуола и изомеров ксилола в воздухе № 1650-77 от 18.04.77, М.: МЗ СССР.
4. Методические указания на фотометрические измерения концентрации нафталина в воздухе рабочей зоны № 2589-82 от 12.07.82, М.: МЗ СССР.
5. Методические указания на метод определения стирола в воздухе № 1097-73 от 16.05.73, М.: МЗ СССР.
6. Кроме указанных выше методов определения углеводородов в атмосферном воздухе и воздухе рабочей зоны могут использоваться и другие методы по утвержденным в установленном порядке «Техническим условиям на методы определения вредных веществ в воздухе», замененным на «Методические указания на методы определения вредных веществ в воздухе» в соответствии с письмом Минздрава СССР № 122-9/1240 от 7.12.75, а также по выпускам МЗ СССР Приложений к спискам ПДК «Методы определения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».
7. При отсутствии надлежащей технической оснащенности приборами местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы исследования загрязнения атмосферного воздуха, предусмотренные настоящими рекомендациями, целесообразно проводить на базе санитарно-гигиенических лабораторий областных санэпидстанций.
Нормативные и инструктивные материалы
1. ГОСТ 4641-80 «Дегти каменноугольные для дорожного строительства».
2. СНиП II-Д.5-72 «Автомобильные дороги. Нормы проектирования».
3. ТУ 14-6-7572 «Смола тяжелая из кубовых остатков окончательной реактификации сырого бензола».
4. ТУ 14-6-13176 «Смола тяжелая из кислой смолки улавливания для дорожного строительства».
5. СНиП III-Д.5-73 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ. Приемка в эксплуатацию».
6. Инструкция ИН 218 УССР 022-83 «Технология строительства дорожных одежд с использованием тяжелой смолы из кислой смолки улавливания» Киев, Миндорстрой, 1983.
7. ОСТ 14-62-80 «Смола каменноугольная. Технические условия».
8. Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. - М.: Транспорт, 1979. - 174 с.
9. ТУ 218 УССР 206-85. «Вяжущие дёгтеполимерные. Технические условия».
|
УТВЕРЖДАЮ |
|
|
руководитель учреждения, в |
|
|
|
котором проведено внедрение |
|
|
|
“_____”______________198____г |
АКТ ВНЕДРЕНИЯ
1. Мероприятия по осуществлению контроля за использованием вяжущих |
||||||||
наименование предложения для внедрения1) |
||||||||
материалов в дорожном строительстве |
||||||||
2. Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева |
||||||||
учреждение-разработчик, его почтовый адрес, ф., п., о. авторов2) |
||||||||
Ю. Г. Пригода, В. П. Суворов, О. В. Грицай, Н. И. Брень, Г. Л. Богословская, |
||||||||
Ю. И. Фещенко |
||||||||
3. Источник информации: |
Методические рекомендации по контролю за использованием |
|||||||
отходов коксохимических производств в строительстве и эксплуатации автомобильных |
||||||||
название, год издания методических рекомендаций, информационного письма, |
||||||||
дорог, 1986 |
||||||||
выходные данные статьи, № а.с. и т.д.1) |
||||||||
4. Внедрено по РПВ 198___г. |
|
|||||||
наименование лечебно-профилактического учреждения2) |
||||||||
5. Срок внедрения2) |
с |
|
по |
|
||||
6. Общее количество наблюдений2) |
|
|||||||
7. Эффективность внедрения в соответствии с критериями, изложенными в источнике |
||||||||
информации п. 3 |
|
|||||||
|
||||||||
Показатели |
По данным |
|||||||
разработчиков1) |
внедряющей организации2) |
|||||||
|
|
|
||||||
8. Замечания, предложения2) |
||||||||
“_____”_______________198___г. |
должность, подпись, и., о., ф. Ответственный за внедрение Телефон |
|||||||
1) заполняется разработчиком |
||||||||
2) Заполняется организацией, внедрившей разработку |
||||||||