Нормативные документы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов и училищ.
Объявления:

КОНСУЛЬТАЦИИ

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

На вопросы читателей отвечает начальник ФГУ ВНИИПО МЧС России Н.П. Копылов.

Вопрос:

Просим дать разъяснение по установке системы автоматического пожаротушения на открытых автомобильных и железнодорожных эстакадах с нижним сливом для ГСМ, общим объемом до 400 м3 (дизельное топливо). Емкости для ГСМ - металлические резервуары наземного и подземного хранения. Наибольший объем резервуара - 100 м3.

Склады ГСМ проектируются для промышленных предприятий и располагаются вне населенных пунктов. Они предназначены для заправки большегрузных автосамосвалов, работающих на карьерах и рудниках. Пожаротушение этих площадок решается передвижным автотранспортом, противопожарный запас воды хранится в железобетонных резервуарах, а 3-кратный противопожарный запас пенообразователя хранится в теплом помещении.

Согласно п. 8.4 СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы» автоматическое пожаротушение эстакады требуется только для складов I и II категории. На этот пункт идет ссылка в СНиП РК 3.02-15-03 «Нормы технологического проектирования. Склады нефти и нефтепродуктов». Пожарная инспекция требует установки пенной автоматической системы пожаротушения, ссылаясь на п. 5.40 табл. 12 СН РК 2.02-11-02 «Нормы оборудования зданий и сооружений системами автоматической пожарной сигнализации, автоматическими установками пожаротушения и оповещения».

Правомерны ли требования пожарной инспекции?

ВЛ. Кириллов, главный инженер Жезказганского проектного института

Ответ:

В Российской Федерации основными документами при проектировании противопожарной защиты сливо-наливных железнодорожных эстакад являются СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы» и Ведомственные указания по проектированию железнодорожных сливоналивных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов (ВУП СНЭ-87).

Согласно ВУП СНЭ-87 (п. 5.1) для пожаротушения открытых и расположенных под навесом сливоналивных железнодорожных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует предусматривать: стационарную установку пожаротушения воздушно-механической пеной средней кратности с дистанционным пуском; водяное орошение лафетными стволами конструкций эстакады и железнодорожных цистерн; установку стояков с соединительными головками на магистральном (кольцевом) растворопроводе для подачи пены от переносных пеногенераторов, на расстоянии 120 м друг от друга.

При размещении сливоналивных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей под навесом должны предусматриваться стационарная установка пожаротушения воздушно-механической пеной средней кратности с дистанционным пуском и внутренний пожарный водопровод, обеспечивающий подачу в любую точку помещения двух струй воды с расходом 5 л/с каждой.

Для противопожарной зашиты сливоналивных железнодорожных эстакад сжиженных углеводородных газов следует предусматривать водяные лафетные стволы.

Согласно СНиП 2.11.03-93 (п. 8.8) на складах III категории с резервуарами объемом менее 5000 м3 допускается не устраивать противопожарный водопровод, а предусматривать подачу воды на охлаждение и тушение пожара передвижной пожарной техникой из противопожарных емкостей (резервуаров) или открытых искусственных или естественных водоемов.

В письме Жезказганского проектного института приведено описание нефтесклада категории Шв (объем склада менее 2000 м3), поэтому применительно к нему, в соответствии с требованиями российских нормативных документов, требование защиты сливной железнодорожной эстакады автоматической установкой пожаротушения является неправомерным.

Вместе с тем следует отметить, что в Республике Казахстан действуют свои нормативные документы (СНиП РК 3.02-15-2003, СН РК 2.02-11-2002), на требования которых приводятся ссылки и которые нам неизвестны.

(Журнал «Безопасность труда в промышленности», вып. 7/2006)

 

2008-2013. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - Нормативные документы - стандарты.