МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО
(РОСАВТОДОР)
Информационный центр по автомобильным дорогам
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Ретроспективный указатель
Москва 2004
Экологический паспорт промышленного предприятия (далее - предприятия) - нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием ресурсов (природных, вторичных и др.) и определению влияния его производства на окружающую среду.
Экологический паспорт предприятия представляет комплекс данных, выраженных через систему показателей, отражающих уровень использования предприятием природных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду.
Настоящий стандарт устанавливает основные положения по построению, изложению, оформлению и заполнению типовых форм экологического паспорта природопользователя и рекомендуется для разработки и ведения юридическими лицами, независимо от форм собственности, осуществляющими хозяйственную или иные виды деятельности и оказывающими воздействие на окружающую природную среду на территории Российской Федерации.
Извлечение
Общие положения
Природопользователь разрабатывает экопаспорт за счет собственных средств. Экопаспорт должен быть утвержден руководителем природопользователя и согласован с территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
При заполнении форм экопаспорта следует пользоваться технологическими планировками, операционными картами, технологическими инструкциями природопользователя, государственными стандартами и техническими условиями на основные и вспомогательные материалы и другими нормативными документами.
Информационная база экопаспорта должна поддерживаться в режиме постоянной корректировки. В случае перепрофилирования или изменения технологии производства, замены оборудования, сырья или материалов, сокращения или увеличения количества" источников вредного воздействия на окружающую природную среду, изменения формы собственности и пр. природопользователь должен вносить дополнения или корректировки в экопаспорт. Уровень заполнения экопаспорта, а также работы, связанные с изменением техногенного воздействия на окружающую природную среду (кроме ремонтных работ), должны быть согласованы природопользователем с территориальным подразделением специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Ответственность за достоверность информации и полноту заполнения таблиц и разделов экопаспорта и вносимых изменений несет руководитель природопользователя Информационная база экопаспорта может быть использована для разработки проектов нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов), лимитов размещения отходов, для заполнения форм государственной статистической отчетности типа 2ТП - воздух, 2ТП - водхоз, 2ТП - токсичные отходы и др., для расчета платы за загрязнение окружающей природной среды, установления налоговых льгот и других целей.
Экопаспорт следует разрабатывать и вести с использованием персональных ЭВМ. При этом должна быть предусмотрена возможность контроля за изменением информационной базы экопаспорта и сопоставления отдельных экологических показателей в течение пяти лет.
Контроль правильности разработки и ведения экопаспорта осуществляет территориальное подразделение специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
Настоящий стандарт устанавливает нормы выделения на землях единого государственного лесного фонда защитных полос лесов (земель) вдоль железных и автомобильных дорог обще государственного, республиканского и областного значения.
Стандарт применяется при проектировании и строительстве новых, эксплуатации и реконструкции действующих железных и автомобильных дорог и проведении лесоустроительных работ.
Защитные полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог предназначены для обеспечения защиты от снежных и песчаных заносов, селей, лавин, оползней, обвалов, ветровой и водной эрозии, для ограждения движущихся автомобилей от неблагоприятных аэродинамических воздействий, для снижения уровня шума, выполнения санитарно-гигиенических, оздоровительных и эстетических функций, для предотвращения загрязнения окружающей среды продуктами деятельности транспортных средств.
Представляет собой руководство по планированию и использованию оценивания экологической эффективности организации. Стандарт применим для всех организаций независимо от типа, размера, местоположения и сложности.
Глава 3 посвящена охране окружающей природной среды.
Настоящие правила распространяются на строительство новых и реконструкцию существующих автомобильных дорог общего пользования и ведомственных, за исключением временных дорог, испытательных дорог промышленных предприятий и автозимников.
При строительстве и реконструкции автомобильных дорог кроме требований настоящих правил следует соблюдать требования, содержащиеся в других документах части 3 СНиП, утвержденном проекте, а также нормативных документах по технике безопасности и промышленной санитарии.
При строительстве и реконструкции автомобильных дорог необходимо принимать меры по охране природной среды. Технологические решения должны предусматривать недопущение причинения ущерба окружающей природной среде и сохранение устойчивого природного баланса при выполнении работ, нарушение которых может вызвать изменение геологических или экологических условий.
Не допускается повреждение дерново-растительного покрова, выполнение планировочных и дренажно-осушительных работ за пределами территорий, отведенных для строительства дороги. Повреждения, нанесенные природной среде в зоне временного отвода в результате строительства временных сооружений и дорог, проезда строительного транспорта, стоянки машин, складирования материалов и т.п., должны быть устранены к моменту сдачи дороги в эксплуатацию.
Разработка проектной документации на строительство объектов осуществляется на основе утвержденных (одобренных) Обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. Проектной документацией детализируются принятые в обоснованиях решения и уточняются основные технико-экономические показатели.
При разработке проектной документации необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, настоящей Инструкцией, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность по созданию и воспроизводству основных фондов.
Настоящий документ определяет требования по озеленению вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации.
Требования относятся ко всем видам озеленения, используемых в практике строительства и эксплуатации дорог, и включают вопросы создания и содержания озеленения, а также способы борьбы с нежелательной растительностью на существующих дорогах.
Основными задачами озеленения являются защита дорог и их конструктивных элементов от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов, защита прилегающих к дороге территорий от транспортных загрязнений, создание элементов благоустройства и архитектурно-художественного оформления дороги, а также обеспечения зрительного ориентирования водителей. Все эти три задачи служат единой цели - созданию и поддержанию благоприятных и комфортных условий для пользователей автомобильных дорог и жителей, прилегающих к дороге территорий.
Настоящий документ определяет требования по обеспечению экологической безопасности вновь строящихся и эксплуатируемых автомобильных дорог общего пользования и направлен на минимизацию и ликвидацию воздействий на окружающую среду инженерных сооружений автомобильных дорог и автомобильного транспорта в части, обусловленной влиянием характеристик дорог на движение автомобилей.
Документ разработан на основе анализа материалов исследований о влиянии автомобильных дорог и автомобильного транспорта на природную среду прилегающих к дорогам территорий, выполненных в России и за рубежом, утверждённых в Российской Федерации методов и норм проектирования, строительства, содержания и ремонта автомобильных дорог, оценки состояния окружающей среды, условий жизни населения, а также используемых при этом показателей и оценочных измерителей.
Настоящие «Показатели и нормы...» предназначены для применения федеральными и территориальными дорожными органами, дорожными проектными, строительными и эксплуатационными организациями при оценке экологического состояния автомобильных дорог в процессах их проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремонта. Они могут быть использованы также природоохранными органами, другими организациями, занимающимися вопросами оценки и снижения негативного воздействия автомобильной дороги на окружающую природную среду.
Требования настоящей Инструкции должны соблюдаться при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования Министерства автомобильных дорог РСФСР. На основе действующих законов и правительственных актов об охране природы настоящая Инструкция устанавливает отраслевые требования охраны природной среды и рационального использования природных ресурсов и правила соблюдения этих требований при производстве и приемке работ.
При выполнении работ в сложных условиях вопросы охраны природной среды разрабатываются в индивидуальном порядке с учетом специфики и требований специальных нормативных документов по производству работ в таких условиях.
Все предприятия, организации и учреждения обязаны строго соблюдать правила охраны природы, не допускать загрязнения или уничтожения элементов природной среды, внедрять в производство более совершенные технологию, машины, материалы, применение которых позволяет снижать нагрузку на окружающую среду (загрязнение, шум, вибрацию и т.п.).
Глава 2.6.3. Озеленение дороги - работы по созданию лесных насаждений и посеву трав в полосе отвода, необходимых для защиты от снежных и песчаных заносов, ветровой и водной эрозии, для эстетического и архитектурно-художественного оформления дороги, а также работы по уходу за элементами озеленения.
Настоящие Методические рекомендации по очистке и нейтрализации загрязнений грунтов придорожной полосы нефтепродуктами включают основные требования к способам и порядку проведения биологической очистки загрязненных нефтепродуктами грунтов.
Методические рекомендации предназначены для использования в качестве руководства при проведении работ по рекультивации участков земель, загрязненных нефтепродуктами, и ликвидации последствий аварийных проливов нефтепродуктов.
В Пособии содержатся сведения, характеризующие требования, предъявляемые к мастеру, его служебные обязанности при производстве работ; основные понятия и определения в области охраны природы; перечень, характеристика и нормативы на вредные вещества, встречающиеся в процессе выполнения профессиональной деятельности, правила их хранения и перевозки, а также другая необходимая информация.
В Пособии обобщены существующие на сегодня проблемы охраны окружающей среды при производстве дорожно-строительных материалов, даны экологические характеристики основных видов производств, рассмотрены варианты применения много тоннажных вторичных ресурсов и попутных продуктов.
Настоящие Рекомендации содержат методы предупреждения и снижения влияния воздействия химического способа борьбы с зимней скользкостью на окружающую среду в придорожной полосе за счет применения современных противогололедных материалов и технологий экологической безопасности.
Рекомендации разработаны на основе действующих нормативных документов Госстроя РФ, Минтранса РФ и Росавтодора, фактических данных о структуре затрат подрядных организаций различных форм собственности, занятых выполнением работ в дорожном хозяйстве.
(Опубликовано в «Сборнике руководящих документов Государственной службы дорожного хозяйства (Росавтодора) и федеральных органов власти, имеющих отраслевое значение», 2002 г., № 6, С. 79-225).
Экологическая безопасность автомобильных дорог достигается путем разработки и применения в проектной документации на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание (далее - строительство) технических решений, ограничивающих негативные воздействия на окружающую среду допустимыми уровнями, при которых не возникает вредных последствий для здоровья населения, не происходит необратимых изменений природной среды, ухудшения социально-экономических условий обитания людей. В процессе реализации проектной документации должны выполняться установленные правила природопользования и охраны окружающей среды.
Проектно-изыскательские работы для создания снегозащитных и декоративных насаждений вдоль автомобильных дорог общегосударственного, республиканского и местного значения осуществляются на основании задания на проектирование, выдаваемого управлениями (объединениями) автомобильных дорог.
Задание на проектирование должно быть составлено в соответствии с утвержденной схемой размещения снегозащитных устройств и утверждено республиканским министерством, эксплуатирующим автомобильную дорогу, или в порядке, им установленном.
Методика разработана на основе анализа материалов исследований влияния автомобильных дорог и автомобильного транспорта на природную и социальную среду прилегающих к дорогам территорий, выполненных в России и за рубежом, методов и норм проектирования, строительства, реконструкции, содержания и ремонта автомобильных дорог, оценки состояния окружающей среды, территорий и условий жизни населения с учетом действующих нормативных и методических документов.
В монографии обобщены теоретические и экспериментальные данные об автотранспортном загрязнении придорожных территорий вредными газообразными выбросами, а также о взаимодействии комплекса «автомобильная дорога - окружающая среда». Дан анализ современных методов и устройств по снижению автотранспортного загрязнения окружающей среды, включая методы абсорбции и адсорбции контаминантов в нейтрализаторах, представлены теоретические и практические исследования эффективности их работы. Приведены техническая и технико-экономическая оценки автотранспортного загрязнения при дорожных территорий.
Данный сборник содержит расширенные аннотации статей из зарубежных источников по вопросам охраны окружающей среды.
Рассмотрено состояние нормативной базы по экологическим проблемам дорожно-транспортного комплекса. Отмечены достоинства и недостатки основных документов, действующих на сегодняшний день в отрасли с точки зрения экологического обоснования проектных решений. Поставлены задачи по улучшению состояния вопроса в отрасли.
Рукопись депонирована в Информавтодоре (№ 278-ад).
В статье рассматриваются задачи эколого-ландшафтного обследования местности, которые помогают устанавливать территорию размещения строящегося объекта и позволяющие осуществить строительство с наименьшим ущербом для природных ландшафтов.
В придорожных насаждениях должен осуществляться контроль за появлением и распространением заболеваний и повреждений, а на его основе регулярно производиться санитарные рубки.
Материалы Международного научно-практического симпозиума, проведенного на базе Воронежской государственной архитектурно-строительной академии и Воронежского государственного университета в период с 15 по 16 декабря 1999 г., включают статьи, посвященные анализу новых сведений, концепций, методических подходов, касающихся вопросов обеспечения экологической безопасности в дорожной отрасли.
В книге впервые обобщены современные научные знания и практический опыт в области охраны окружающей среды и рационального природопользования применительно к проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог.
Показаны актуальность и существо проблемы. Изложены кратко общие научные положения экологии. Дан обзор новейших прогнозов глобальных социально-экономических процессов и принципов устойчивого развития. Подробно рассмотрены методы учета транспортных загрязнений и способы защиты от них. Выполнен анализ воздействий дороги как инженерного сооружения на природный ландшафт. Описано влияние на окружающую среду технологических процессов строительства и эксплуатации. Приведена современная методика оценки воздействий автомобильной дороги на окружающую среду.
Глава 3 посвящена основным принципам оценки воздействий дорожного объекта на окружающую среду.
Самый простой и хорошо известный способ защиты окружающей среды, особенно в населенных местах, - создание вдоль дороги санитарно-защитной полосы, отделяющей транспортный поток как источник загрязнения от защищаемых территорий. Ширина защитной экологической полосы назначается из расчета, что за ее пределами гарантируется непревышение санитарных норм загрязнения воздуха отработавшими газами, а также транспортного шума.
Глава 12 посвящена охране лесов, растительности и животного мира.
В книге изложены вопросы региональной экологии и экономики природопользования. Рассмотрены аспекты прикладной экологии, собственно экоменеджмента, экономики и управления природными ресурсами в рамках устойчивого развития и закона сбалансированного природопользования. Отражены проблемы эффективности природопользования, формирования финансовых потоков, механизмов и средств управления, включая природо-ресурсное и природоохранное регулирование.
Загрязняющие вещества, попадающие в дорожные поверхностные сточные воды, зачастую представляют собой высоко токсичные химические соединения, а их основным источником являются эксплуатируемые автомобили.
Одними из наиболее распространенных источников загрязняющих веществ, попадающих в поверхностные стоки, являются моторное масло и материалы смазки. Эти вещества так же, как и сырая нефть способны снижать содержание растворенного в воде кислорода, разрушать водную флору и даже отрицательно влиять на водоотталкивающие свойства оперенья птиц [2]. Кроме того, моторное масло и материалы смазки более токсичны, чем нефть, так как содержат в определенных количествах свинец, кобальт, гликоль, высокомолекулярные углеводороды, продукты неполного сгорания топлива и др.
О проблемах организации поверхностного водоотвода и очистки стоков с автомобильных дорог и мостов.
Рассматриваются пути решения проблемы загрязнения окружающей среды поверхностными стоками с автомобильных дорог и мостовых переходов.
В связи с разработкой Федеральной программы «Экологи чески безопасные дороги» необходимо рассмотреть ряд особенностей процессов в экосистемах. Одна из них - значительная временная отсрочка в реакции экосистем воздействия на человека, поэтому в дорожной отрасли необходимо создать сравнительные таблицы. Например, такие, как срок жизни дорожных одежд и изменения придорожных экосистем.
В каталоге рассмотрены особенности применения шумозащитных экранов с целью сокращения шумового воздействия и эмиссии вредных веществ, удаления нежелательной растительности с использованием препарата «Раундап», а также установки для очистки нефтесодержащих ливневых вод с целью снижения отрицательных последствий чрезвычайных ситуаций и др.
Глава 4.13 посвящена снижению отрицательного воздействия на окружающую среду.
В Национальной программе представлен проект «Снижение отрицательного воздействия на окружающую среду».
К числу первоочередных задач научной деятельности Союздорнии отнесены следующие:
1. Разработка и согласование документов, обеспечивающих правовую основу охраны окружающей среды в дорожном хозяйстве с учетом сопряженной деятельности других отраслей.
2. Создание системы нормативных документов по введению природоохранных правил проектирования, строительства и эксплуатации дорог и сооружений дорожного комплекса.
3. Разработка методических рекомендаций по выполнению экологических изысканий, обеспечивающих необходимый объем информации для оценки воздействий на окружающую среду в различных региональных условиях с учетом линейного характера и иной специфики дорожных сооружений.
4. Разработка согласованных с соответствующими органами контроля методов расчета эмиссии и распространения отработавших газов, загрязнения воды, почвы, физических воздействий дорожного движения, а также методов и средств защиты от них.
5. Установление требований экологической безопасности дорожно-строительных материалов, включая отходы производства, с учетом экономического стимулирования выполнения природоохранных условий.
6. Разработка методики оценки экологической безопасности производства дорожно-строительных материалов и способов снижения загрязнения на предприятиях.
7. Разработка методов оценки экономической и социальной эффективности применения природоохранных мероприятий и защиты среды обитания населения от транспортного загрязнения и других воздействий; механизма экономического стимулирования и санкционирования природоохранной деятельности.
Рассматриваются процессы формирования загрязнения придорожной полосы в зимний период; анализируется влияние состояния дорожного покрытия и различных стратегий производства работ по зимнему содержанию на уровень загрязнения окружающей среды выбросами транспортных средств и противогололедными материалами; дается анализ используемых в различных странах методов борьбы с зимней скользкостью и норм распределения противогололедных материалов с позиций их влияния на окружающую среду; приводится методика оценки экологической безопасности различных технологий борьбы с зимней скользкостью на основе специализированного метеорологического обеспечения дорожных организаций.
Глава 6 посвящена экологическим последствиям применения отходов промышленности при эксплуатации дорог.
Настоящие Правила определяют порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, являющихся зонами с особым режимом использования земель.
В данном выпуске информационного сборника приведены меры защиты придорожных территорий от транспортных загрязнений.
Настоящее справочное пособие разработано специалистами Росавтодора и МАДИ в целях оказания помощи предприятиям дорожного хозяйства в систематизации и использовании новых сведений по охране окружающей среды.
Значительная часть пособия посвящена пояснению возможностей и преимуществ использования новых стандартов серии ГОСТ Р ИСО 14000 «Экологическое управление» (в качестве справочного материала даны Приложения), приводятся сведения об экологическом страховании и аудите, о финансировании природоохранной деятельности в Российской Федерации.
Настоящее пособие может быть полезно специалистам дорожного хозяйства, студентам старших курсов, специализирующимся в дорожном строительстве и экологической безопасности дорожного хозяйства.
В обзоре приводятся сведения о влиянии природно-климатических условий на уровень автотранспортного загрязнения придорожных территорий автомагистралей, рассматриваются различные биологические методы снижения этого загрязнения в сравнении с физико-химическими методами, а также принципы формирования искусственных экосистем на придорожных территориях и использование биоты как индикатора качества окружающей среды.
Рассматриваются последствия негативного воздействия автомобильной дороги на экосистемы в придорожной полосе и перспективы использования природных материалов и биотехнологий для снижения загрязнения почв и поверхностного стока от нефтепродуктов.
В основу подпрограммы «Автомобильные дороги» (Программы «Дороги России XXI века») заложен принцип формирования дорожной сети страны от местных автомобильных дорог к региональным и далее к межрегиональным автомагистралям с выходом на скоростные трассы и международные транспортные коридоры.
Глава 4.7 посвящена снижению отрицательного воздействия на окружающую среду.
В пособии рассмотрены экологические основы природопользования; основные факторы, способствующие превращению биосферы в «ноосферу» и «техносферу»; влияние некоторых видов промышленности на окружающую среду; признаки и пути преодоления экологического кризиса; санитарно-технические, организационные и правовые механизмы охраны окружающей среды и рационального природопользования.
В монографии рассматривается возможность снижения негативного воздействия на окружающую среду при организации работ по зимнему содержанию дорог. Авторами предлагается теоретическое обобщение процессов формирования транспортного загрязнения придорожных территорий, прогнозирование состояния окружающей среды методами математического моделирования, оценка влияния технологий зимнего содержания на экологическую ситуацию в придорожной полосе.
Работа представляет интерес для специалистов-дорожников, экологов, а также аспирантов и студентов дорожных специальностей.