МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РСФСР ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ АКАДЕМИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА им. К. Д. ПАМФИЛОВА
Правила
приемки и оценки
качества работ
при строительстве
и ремонте
городских дорог
Утверждены
приказом министра жилищно-коммунального хозяйства
РСФСР №775 от 8 декабря 1979 г.
Москва
Стройиздат
1982
СОДЕРЖАНИЕ
Правила приемки и оценки качества работ при строительстве и ремонте городских дорог/МЖКХ РСФСР, АКХ им. К.Д. Памфилова. - М.: Стройиздат, 1982. - 40 с.
Изложен порядок приемки в эксплуатацию вновь построенных и отремонтированных городских дорог. Приведены условия технического контроля качества дорожно-строительных и ремонтных работ. Дана оценка качества работ по отдельным видам и технологическим операциям в зависимости от различных показателей.
Для инженерно-технических работников дорожно-строительных и эксплуатационных организаций МЖКХ РСФСР.
«Главная задача одиннадцатой пятилетки состоит в обеспечении дальнейшего роста благосостояния советских людей на основе устойчивого, поступательного развития народного хозяйства, ускорения научно-технического прогресса и перевода экономики на интенсивный путь развития, более рационального использования производственного потенциала страны, всемерной экономии всех видов ресурсов и улучшения качества работы»1.
В основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года предусмотрено улучшить качество строительства, ремонта и содержания дорог, уделив особое внимание повышению безопасности движения. Во исполнение этой задачи разработаны новые «Правила приемки и оценки качества работ при строительстве и ремонте городских работ».
«Правила приемки и оценки качества работ при строительстве и ремонте городских дорог» составлены по результатам анализа и обобщения существующей практики приемки и оценки качества работ в дорожных организациях Минжилкомхоза РСФСР, а также с учетом требований, изложенных в действующих СНиП и других нормативных документах. Правила предназначены для работников дорожно-строительных и дорожно-эксплуатационных организаций Минжилкомхоза РСФСР и должны способствовать повышению качества и долговечности городских дорог.
Правила разработаны отделом городского транспорта и дорог Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова (канд. техн. наук Г.М. Хуторцов) и Ростовским НИИ АКХ (канд. техн. наук И.М. Шейхет и инж. И.Н. Райхман).
1 Материалы XXVI съезда КПСС. М., Политиздат, 1981.
1.1. Настоящие правила устанавливают общий порядок приемки оценки качества работ при строительстве (реконструкции) и ремонте городских дорог, выполняемых дорожно-строительными и ремонтными организациями Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР подрядным и хозяйственным способами.
Правила составлены в соответствии с действующими общесоюзными нормативными документами по строительству:
СНиП III-3-76. Приемка - в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений. Основные положения;
СНиП III-40-78. Автомобильные дороги;
СНиП III-10-75. Благоустройство территорий;
СНиП III-1-76. Организация строительного производства;
СНиП III-8-76. Земляные сооружения;
СНиП III-30-74. Водоснабжение, канализация и теплоснабжение. Наружные сети и сооружения;
СН 378-77. Инструкция по оценке качества строительно-монтажных работ.
1.2. Приемке подлежат работы, выполненные в полном соответствии с проектом, строительными нормами и другими нормативными документами. При приемке выполненных работ производят освидетельствование работ в натуре, контрольные замеры, проверку результатов производственных испытаний строительных материалов и контрольных образцов, записей в журналах производства работ и авторского надзора и при необходимости выполняют дополнительные испытания.
1.3. Правила предусматривают порядок:
а) приемки дорожно-строительных и дорожно-ремонтных работ в процессе их производства;
б) приемки законченных строительством (реконструкцией) городских дорог и улиц в эксплуатацию, а также законченных работ по их ремонту;
в) производства технического контроля и оценки качества выполненных дорожных работ;
г) оформления документации приемки работ.
2.1. Приемка выполненных работ подразделяется на:
а) повседневную приемку работ от исполнителей (производителями работ, мастерами с привлечением в необходимых случаях строительных лабораторий и геодезической службы);
б) приемку работ, скрытых последующими работами и конструкциями, с целью определения возможности дальнейшего производства работ;
в) промежуточную приемку от дорожно-строительных и ремонтных организаций законченных этапов работ по строительству и ремонту дорог или отдельных конструктивных элементов с целью установления их качества и объемов выполненных работ для оплаты их заказчиком.
2.2. Повседневная приемка работ от исполнителей заключается в установлении соответствия выполненных работ проектной документации, требованиям строительных норм и правил и оценке качества выполненных работ. Работы, выполненные недоброкачественно, с превышением допускаемых отклонений, не принимаются и подлежат исправлению. После исправления дефектов работы подлежат повторной приемке.
Качество работ при их повседневной приемке от исполнителей должен оценивать производитель работ, мастер. При этом необходимо учитывать результаты контроля качества, осуществляемого представителями технического надзора заказчика, авторского надзора проектных организаций, строительными лабораториями и геодезической службой. Оценку качества работ заносят в наряды и журнал работ.
2.3. Приемку скрытых работ производят по мере их окончания до начала последующих работ. Освидетельствованию подлежат следующие работы:
а) подготовка основания под земляное полотно: снятие дернового слоя, корчевка пней, устройство уступов на косогорах;
б) замена грунтов в основаниях насыпей и выемок;
в) планировка поверхности нижнего слоя насыпи, отсыпанного из глинистого грунта, в случае возведения верхней части насыпи из дренирующего грунта;
г) устройство теплоизоляционных слоев;
д) устройство водоотвода и дренажей;
е) возведение земляного полотна и подготовка его поверхности для устройства дорожной одежды;
ж) устройство конструктивных слоев дорожной одежды;
з) установка рельсов-форм, элементов швов, установка и натяжение арматуры при устройстве цементобетонных покрытий.
Приемку скрытых работ в случаях, когда последующие работы будут начаты с большим перерывом, следует производить непосредственно перед началом последующих работ.
2.4. Промежуточной приемке подлежат законченные конструктивные элементы и этапы работ по строительству (реконструкции) городских дорог, тротуаров и сооружений, а также работы по их капитальному, среднему и текущему ремонтам. Целью промежуточной приемки является установление качества и объемов выполненных работ для оплаты их заказчиком.
2.5. Приемку скрытых работ и промежуточную приемку работ производят комиссии в составе: представителя технического надзора заказчика; главного инженера организации, выполняющей работы, или начальника участка; производителя работ или мастера. В необходимых случаях к работе комиссий привлекают специалистов-экспертов, строительные лаборатории, геодезическую службу, а также представителей проектной организации.
Приемку скрытых работ оформляют актом по форме, указанной в прил. 1, промежуточную приемку работ актом по форме, указанной в прил. 2. Акты составляют в двух экземплярах, из которых первый хранится в организации, выполняющей работы, а второй - в техническом надзоре заказчика.
2.6. Для приемки скрытых работ организация, выполняющая работы, обязана заблаговременно (не позже чем за сутки до назначенного срока) вызвать представителя технического надзора заказчика с расчетом прибытия его к месту приемки в назначенный срок.
В случае неявки представителя заказчика к указанному сроку строительная организация производит освидетельствование скрытых работ и составляет односторонний акт, к которому прикладывает копию вызова представителя заказчика. Такой акт действителен так же, как и акт, подписанный представителем технадзора заказчика.
2.7. Организация, выполняющая работы, при приемке скрытых работ и промежуточной приемке работ должна предъявить следующую техническую документацию:
а) рабочие чертежи сдаваемых конструктивных элементов дороги с нанесением на них допущенных в процессе строительства изменений, а при значительных отступлениях - соответствующие исполнительные чертежи с документами по оформлению изменений;
б) журналы производства работ;
в) журналы лабораторного контроля работ и акты испытаний строительных материалов;
г) акты о производстве геодезической разбивки.
При промежуточной приемке работ приемочной комиссии должны быть также предъявлены акты на скрытые работы.
2.8. При промежуточной приемке работ и освидетельствовании скрытых работ производят проверку работ в натуре, результатов производственных и лабораторных испытаний строительных материалов и контрольных образцов, записей в журналах производства работ и, по требованию комиссии, выполняют дополнительные испытания. Затраты на вскрытие конструкций по требованию заказчика при промежуточной приемке работ производятся за его счет.
2.9. В процессе освидетельствования скрытых работ и промежуточной приемки работ оценивают их качество, устанавливают их соответствие рабочим чертежам и требованиям строительных норм и правил. Результаты оценки качества работ указывают в соответствующих актах приемки.
3.1. Приемке в эксплуатацию подлежат законченные строительством (реконструкцией) городские дороги (улицы) или их участки, имеющие самостоятельное значение и являющиеся частью общей сети городских дорог, а также сооружения, одновременный ввод в эксплуатацию которых предусмотрен утвержденным проектом.
3.2. Приемка в эксплуатацию городских дорог (улиц) общего пользования со сметной стоимостью выполненных работ 20 тыс. руб. и более осуществляется в два этапа: рабочей комиссией и государственной приемочной комиссией. Приемка должна производиться в период времени, благоприятный для визуального обследования дороги, производства контрольных измерений, отбора проб и оценки качества ее конструктивных элементов. Не допускается производство приемки дорог при снежном покрове.
3.3. Рабочую комиссию по приемке городских дорог общего пользования независимо от ведомственной принадлежности организации (предприятия), финансирующей строительство объекта, назначает приказом руководитель подразделения исполнительного комитета городского (районного) Совета народных депутатов, ведающего вопросами дорожного благоустройства города (района) и выполняющего функции заказчика. Порядок и продолжительность работы рабочей комиссии определяет заказчик по согласованию с генеральным подрядчиком.
3.4. В состав рабочей комиссии входят представители: заказчика - председатель комиссии; организаций, выполнивших работы (генерального подрядчика и субподрядных организаций); проектной организации; органов Государственной автомобильной инспекции; организации, на которую возлагается эксплуатация принимаемого объекта, и, по решению заказчика, представители других заинтересованных организаций.
Рабочая комиссия создается не позднее чем в пятидневный срок после получения заказчиком письменного извещения генерального подрядчика о готовности объекта к приемке.
3.5. Рабочая комиссия обязана:
а) проверить соответствие выполненных работ утвержденной проектно-сметной документации, строительным нормам и правилам производства работ;
б) проверить и дать оценку качества выполненных работ с проведением необходимых контрольных измерений и лабораторных испытаний;
в) выявить все недоделки и дефекты и установить сроки их устранения;
г) составить акт о готовности объекта к приемке в эксплуатацию государственной приемочной комиссией (по форме, указанной в прил. 3).
3.6. Рабочая комиссия имеет право:
а) проверять в необходимых случаях за счет средств заказчика скрытые работы и соответствие их представленным генподрядчиком актам;
б) производить при необходимости дополнительные (сверх предусмотренных строительными нормами и другими нормативными документами) испытания конструкций дороги с привлечением за счет средств заказчика специализированных испытательных станций (лабораторий);
в) образовать при необходимости специализированные подкомиссии по проверке готовности отдельных сооружений и элементов принимаемой дороги. Порядок работы подкомиссий определяет председатель рабочей комиссии.
3.7. Генеральный подрядчик представляет рабочей комиссии следующую документацию:
а) список организаций, участвовавших в производстве строительно-монтажных работ, с указанием выполненных ими видов работ и лиц, непосредственно ответственных за каждый вид работ;
б) комплект рабочих чертежей (исполнительной документации) на строительство (реконструкцию) предъявляемой к приемке городской дороги (улицы) с подписями, сделанными лицами, ответственными за производство работ, в соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям;
в) документы, разрешающие отклонения и изменения в проектах (если они были);
г) акты приемки скрытых работ и промежуточной приемки;
д) журналы испытаний использованных дорожно-строительных материалов и вырубок (кернов) из конструктивных слоев дорожной одежды;
е) журналы производства работ и авторского надзора.
После окончания работы рабочей комиссии указанная документация хранится у заказчика.
3.8. Государственные приемочные комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) городских дорог и других объектов дорожного благоустройства назначаются исполкомами городских (районных) Советов народных депутатов.
3.9. В состав государственных приемочных комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) городских дорог и дорожных сооружений включаются представители заказчика, генерального подрядчика, проектной организации, органов Государственной автомобильной инспекции, Государственного архитектурно-строительного контроля, Государственного санитарного надзора, Государственного пожарного надзора, а также представители организаций, на которые возлагается эксплуатация принимаемого объекта.
Государственные приемочные комиссии имеют право привлекать к участию в своей работе представителей субподрядных организаций, банка, финансирующего строительство городской дороги, а также представителей других заинтересованных организаций.
3.10. Государственная приемочная комиссия обязана:
а) проверить готовность объекта к приемке в эксплуатацию;
б) проверить качество строительно-монтажных работ и дать ему оценку как по отдельным конструктивным элементам или видам работ, так и по объекту в целом;
в) проверить соответствие фактической стоимости строительства объекта сметной стоимости и в случае наличия отклонений проанализировать причины их возникновения;
г) оформить приемку объекта по акту (по форме, указанной в прил. 4). Акт подписывают все члены государственной приемочной комиссии, при этом подпись члена комиссии является разрешением представляемого им органа или организации на ввод объекта в эксплуатацию.
3.11. Государственной приемочной комиссии предоставляется право:
а) изменять оценку качества работ, принятую рабочей комиссией по конструктивным элементам и объекту в целом;
б) привлекать к работе комиссии специалистов-экспертов;
в) представлять в соответствующих случаях в вышестоящие организации заказчика и подрядчика, осуществляющих строительство городских дорог, а также в органы Государственного архитектурно-строительного контроля материалы для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших при проектировании и строительстве некачественное выполнение проектных и строительно-монтажных работ.
3.12. Заказчик представляет государственной приемочной комиссии материалы, перечисленные в п. 3.7 настоящих Правил, а также:
а) акт рабочей комиссии о готовности объекта к приемке в эксплуатацию;
б) утвержденную проектно-сметную документацию и справку обоснованных технико-экономических показателях принимаемого в эксплуатацию объекта;
в) перечень проектных организаций, участвовавших в проектировании принимаемого в эксплуатацию объекта;
г) документы об отводе земельных участков и разрешение органов Госархстройконтроля на производство строительно-монтажных работ;
д) акты о производстве геодезическо-маркшейдерской разбивки основных осей и отметок городских дорог и сооружений.
3.13. Приемка в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) городских дорог (улиц) должна быть завершена в срок, установленный органом, назначившим государственную приемочную комиссию исполкомом городского (районного) Совета народных депутатов. Продление срока работы государственной приемочной комиссии допускается только органом, назначившим ее. Полномочия государственной приемочной комиссии прекращаются с момента утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию.
3.14. Дорога с дефектами, препятствующими нормальной ее эксплуатации и создающими угрозу безопасности движения, не принимается. Государственная приемочная комиссия должна представить об этом мотивированное заключение в орган, назначивший комиссию, и копию заключения заказчику и генеральному подрядчику.
Возможность приемки в эксплуатацию городской дороги с недоделками, не препятствующими нормальной ее эксплуатации и не создающими угрозу безопасности движения, в каждом отдельном случае определяет государственная приемочная комиссия.
Члены комиссии, имеющие особое мнение, должны изложить его в письменной форме, которую прикладывают к акту приемки. Председатель государственной комиссии обязан дать заключение по каждому особому мнению.
3.15. Председатель государственной приемочной комиссии должен представить в исполком городского (районного) Совета народных депутатов:
а) акт приемки объекта в эксплуатацию с приложениями;
б) краткую докладную записку, содержащую выводы комиссии о подготовленности объекта к нормальной эксплуатации, предложения о дальнейшем использовании опыта проектирования и строительства вводимого в эксплуатацию объекта, предложения (в случае необходимости) об изменении проектных решений, об улучшении качества строительства, а также об улучшении технологических процессов производства работ;
в) проект решения органа, назначившего государственную приемочную комиссию, об утверждении акта приемки объекта и вводе его эксплуатацию.
Акт приемки в эксплуатацию объекта и докладную записку к нему составляют в пяти экземплярах, два из которых вместе с проектом решения представляют в орган, назначивший государственную приемочную комиссию, два экземпляра передают заказчику и один экземпляр - генеральному подрядчику.
3.16. В целях повышения ответственности за качество сдаваемых в эксплуатацию дорожных объектов генеральному подрядчику рекомендуется выдавать организации, на которую возлагается эксплуатация объекта, гарантийный паспорт по примерной форме, представленной в прил. 6.
4.1. Приемку законченных работ по капитальному и среднему ремонтам городских дорог общего пользования производят комиссии, назначаемые приказом руководителя подразделения исполкома городского (районного) Совета народных депутатов, ведающего вопросами дорожного благоустройства города (района) и выполняющего функции заказчика, независимо от ведомственной принадлежности организации (предприятия), финансирующей работы.
4.2. Комиссия назначается не позднее чем в пятидневный срок после получения заказчиком письменного извещения от организации, выполнившей работы, о полном окончании всех ремонтных работ, предусмотренных проектом (или дефектным актом) и сметой, на городской дороге (улице) или ее участке.
В состав комиссии входят представители: заказчика - председатель комиссии; организации, выполнившей работы; организации, осуществляющей эксплуатацию дороги; органа Государственной автомобильной инспекции и, по решению заказчика, представители других заинтересованных организаций.
4.3. Приемку работ по плановому текущему ремонту городских дорог общего, пользования производят 2 раза в год: весной после ликвидации всех дефектов и повреждений дорог, появившихся в результате их зимней и весенней эксплуатации, и осенью после ремонта дорог с целью их подготовки к зимней эксплуатации. Приемку осуществляют комиссии, назначаемые приказом начальника городского (районного) управления коммунального хозяйства, в составе главного, инженера городского (районного) управления коммунального хозяйства - председатель комиссии, главного инженера и производителя работ (мастера организации, выполнивший работы). При подрядном способе ведения работ в состав комиссии вводят также представители организации, осуществляющей эксплуатацию дороги.
4.4. При приемке дорожно-ремонтных работ комиссии должны провести освидетельствование работ в натуре, установить их соответствие проекту или дефектным актам, а также действующим техническим правилам ремонта городских дорог, проверить результаты производственных и лабораторных испытаний строительных материалов и контрольных образцов, записей в журналах производства работ, выполнить дополнительные испытания, оценить качество работ.
В процессе приемки работ по текущему ремонту городских дорог, производимой весной и осенью, комиссия должна одновременно проверить готовность всей сети дорог в городе (районе) соответственно к летней и зимней эксплуатации. Приемку дорожно-ремонтных работ оформляют актом по форме, указанной в прил. 5.
Организация, осуществляющая эксплуатацию городских дорог, заносит данные о выполненных дорожно-ремонтных работах в паспорта городских дорог (улиц).
Земляное полотно
5.1. В процессе возведения земляного полотна помимо повседневного технического надзора за качеством осуществляют приемку работ с целью определения возможности дальнейшего производства работ на следующих стадиях:
а) после подготовки основания под земляное полотно (снятия дернового покрова и растительного слоя, корчевки пней, засыпки и уплотнения ям, устройства уступов на косогорах, замены ненадежных грунтов в основании, выравнивания и уплотнения основания);
б) после устройства и планировки поверхности нижнего слоя насыпи, отсыпанного из глинистого грунта, в случае возведения верхней части насыпи из дренирующего грунта;
в) после подготовки карьеров к разработке грунта;
г) после устройства водоотлива и дренажей;
д) после возведения и уплотнения земляного полотна и подготовки его поверхности, для устройства дорожной одежды.
5.2. При промежуточной приемке работ подлежат проверке осмотром, контрольными промерами, лабораторными испытаниями, а также по данным актов приемки скрытых работ и журналов производства работ:
а) полнота и качество выполнения работ по подготовке основания под насыпь;
б) качество грунтов, уложенных в насыпь - их соответствие проекту и требованиям СНиП;
в) правильность расположения отдельных слоев и степень уплотнения грунта;
г) соответствие проекту профилей (продольного и поперечного) и плана земляного полотна;
д) условия водоотвода.
5.3. Качество грунта, уложенного в насыпь и использованного для замены ненадежных грунтов в основании, проверяют по данным лабораторных испытаний - не менее трех проб, взятых из каждой разновидности грунта, но не менее одной пробы, взятой из каждых 300 м3 разрабатываемого или уложенного в насыпь грунта. Содержание в грунте легкорастворимых солей должно быть не более 8 %; илистые грунты, торф, мергели, сланцевые глины укладывать в насыпь запрещается. Относительные отклонения от оптимальной влажности могут быть: для связных грунтов ±10 %, для несвязных грунтов ±20 %.
5.4. Качество уплотнения грунта в насыпи (соответствие коэффициента уплотнения грунта требованиям проекта) проверяют по данным лабораторных испытаний проб грунта, отобранных по оси Дороги и на расстоянии 1,5-2 м от бровки земляного полотна, а также по одной пробе в промежутках между ними при ширине отсыпаемого слоя более 20 м. Пробы отбирают через каждые 200 м отсыпаемого слоя насыпи высотой до 3 м и через каждые 50 м при высоте насыпи более 3 м. Кроме того, пробы грунта следует брать из каждого уплотненного слоя над трубами, в конусах и в местах сопряжения с мостовыми конструкциями.
Отклонения от требуемого коэффициента уплотнения в сторону уменьшения допускаются не более чем у 10 % образцов и не должны превышать по абсолютной величине 0,04. Величина разности между значениями коэффициента уплотнения, определенными в поперечном сечении верхнего слоя земляного полотна для дорог с усовершенствованным покрытием, не должна превышать 0,02.
5.5. Положение дороги на местности в плане и по высоте, размеры земляного полотна и других элементов проверяют с помощью средств геодезического контроля. Отметки земляного полотна контролируют на всех пикетах, геометрические размеры земляного полотна и водоотводных устройств - в трех местах на каждом километре, а также в местах, вызывающих сомнение при осмотре.
Максимальные величины допускаемых отклонений от проектных размеров при приемке работ по устройству земляного полотна следующие: высотные отметки продольного профиля ±5 см; сужение земляного полотна между осью и бровкой-10 см; увеличение крутизны откосов ±10 %; поперечные размеры и глубина кюветов (при условии обеспечения стока воды) ±5 см; поперечные размеры дренажей ±5 см; продольные уклоны дренажей ±10 %.
Количество отклонений, равных максимальным величинам, должно составлять не более 10 % общего числа промеров соответствующего элемента или параметра.
Дорожные одежды
5.6. В процессе устройства дорожных одежд, уширения и усиления покрытий при капитальном ремонте или восстановления слоя износа при среднем ремонте каждая последующая стадия работ выполняется только после приемки и оценки качества предшествующей стадии.
Приемку работ производят:
а) после устройства дополнительного слоя основания (дренирующего, морозозащитного, изолирующего или выравнивающего);
б) после окончания укладки и уплотнения каждого слоя щебеночного, гравийного или других видов основания;
в) после устройства каждого слоя покрытия и слоя износа;
г) при устройстве цементобетонных покрытий - периодически, но не реже 2 раз на каждом километре, в процессе установки рельсов-форм, арматуры, устройства швов расширения и сжатия.
5.7. Основные контрольные мероприятия при приемке работ сводятся к проверке:
а) качества и гранулометрического состава использованных материалов;
б) правильности отсыпки и распределения материалов слоями заданной толщины;
в) влажности материалов при уплотнении и соблюдения установленных режимов уплотнения;
г) степени уплотнения;
д) точности планировки и соблюдения проектных отметок и уклонов;
е) ширины готового основания или покрытия.
5.8. При приемке дополнительного слоя основания проверяют:
а) соответствие качества песка или других материалов проекту и техническим условиям - путем визуального осмотра и по данным лабораторных испытаний не менее двух проб на каждые 1000 м3 укладываемых материалов. При необходимости подвергают, дополнительным испытаниям образцы, взятые непосредственно из слоя;
б) правильность планировки и соответствие поперечных уклонов проектным. Поперечные уклоны проверяют в трех поперечниках на каждом километре шаблоном или рейкой с уровнем;
в) толщину дополнительного слоя основания - по результатам замеров линейкой на оси и у кромок дорожной одежды через каждые 100 м, а на площадях - не менее двух замеров на каждые 500 м2;
г) качество уплотнения дополнительного слоя основания.
Контроль плотности осуществляют путем сравнения объемной массы образцов, отобранных не реже, чем через каждые 100 м дороги (500 м2 площадей), с требуемой плотностью. При уплотнении гравийно-песчаного материала катками степень уплотнения контролируют визуально: признаками полного уплотнения являются отсутствие волны перед вальцем катка (массой 10-12 т) и глубина следа не более 2 мм.
5.9. При приемке щебеночных, гравийных и шлаковых оснований и покрытий проверяют:
а) соответствие качества материалов проекту и техническим условиям - путем визуального осмотра и по данным лабораторных испытаний не менее двух проб на каждые 1000 м3 уложенного материала в основание или покрытие;
б) соответствие конструкции основания (покрытия) проекту - путем визуального осмотра и замеров его ширины в 10 поперечниках на каждом километре и толщины по оси и на расстоянии 2 м от кромок проезжей части в трех поперечниках на каждом километре дороги;
в) соответствие проекту продольного профиля основания или покрытия - нивелированием во всех нивелировочных точках, поперечного профиля - шаблоном или рейкой с уровнем не реже чем через каждые 100 м;
г) ровность поверхности слоя - при помощи 3-м рейки не реже чем в трех створах на 100 м по оси и в 1 м от кромок проезжей части дороги, а также в других местах по усмотрению комиссии или при помощи передвижной многоопорной рейки, которую прокатывают по оси проезжей части и по линиям, отстоящим на расстояние 1 м от кромок, а для дорог с многополосной проезжей частью - посередине каждой полосы;
д) качество уплотнения - с помощью тяжелого катка (массой 10-12 т), после прохода которого на поверхности не должно оставаться заметного следа.
5.10. Приемка работ по устройству покрытий из колотого и булыжного камня (мостовых) производится после их расклинцовки и уплотнения. В процессе приемки проверяют:
а) качество каменных материалов и соответствие их проекту и техническим условиям - путем визуального осмотра и по результатам лабораторных испытаний образцов;
б) толщину покрытия - по результатам замеров линейкой на оси и у кромок дороги в трех поперечниках на каждом километре, а на площадях - один замер на каждые 500 м2;
в) ширину покрытия - замером в трех поперечниках на каждом километре;
г) соответствие поперечного профиля проекту - шаблоном или рейкой с уровнем не реже чем в трех поперечниках на каждом километре;
д) ровность покрытия - замерами 3-м рейкой (с клином) не менее чем в одном створе на 100 м по оси и на расстоянии 1 м от кромок покрытия, а также в местах, вызывающих сомнение во время осмотра;
е) плотность посадки камня, перевязку швов, форму зазоров - осмотром всей площади покрытия. Не допускаются: завал шашки от отвесного положения, сквозные швы на протяжении более двух шашек;
ж) степень уплотнения мостовой - пробным трамбованием ручной трамбовкой массой 30 кг в трех местах на каждом километре. На поверхности покрытия не должно оставаться заметного следа.
5.11. На асфальтобетонных заводах при приготовлении смеси контролируют:
а) соответствие качества органических вяжущих и минеральных материалов требованиям ГОСТов, ТУ, СНиП - путем лабораторных испытаний каждой поступившей партии материалов;
б) зерновой состав минеральных материалов и их смесей - путем отбора проб из отсеков горячего бункера или из дозирующих приспособлений через 3-4 смены;
в) влажность минеральных материалов - 1 раз в смену с корректированием дозировки;
г) состояние дозирующих приспособлений и точность взвешивания материалов - 2 раза в месяц. Точность дозирования должна быть: для битума ±1,5 % веса битума; для песка, щебня и минерального порошка ±3 % веса соответствующего материала;
д) температурный режим приготовления смеси - проверкой температур минерального и вяжущего материалов для каждого замеса и температуры готовой смеси в каждом автомобиле-самосвале;
е) качество перемешивания асфальтобетонной смеси - по нормируемому времени перемешивания, а также отбором проб не реже 2 раз в смену на каждый состав смеси;
ж) качество готовой асфальтобетонной смеси - по результатам определения в лаборатории физико-механических свойств образцов, а также зернового состава минеральной части смеси и содержания в ней битума. Свойства асфальтобетона должны соответствовать ГОСТ 9128-76.
5.12. При приемке асфальтобетонного покрытия проверяют:
а) качество асфальтобетона и степень его уплотнения - по лабораторным данным и журналам производства работ, а также по результатам испытания вырубок или кернов, отобранных из готового покрытия в количестве не менее 3 вырубок и 10 кернов на 1 км дороги. Коэффициент уплотнения покрытий (отношение объемной массы вырубки или керна из покрытия к объемной массе переформованного образца, уплотненного стандартной нагрузкой) из горячих и теплых смесей должен быть: для верхнего слоя через 10 сут. после его устройства не менее: для смеси типа А и Б - 0,99; типов В, Г и Д - 0,98; для нижнего слоя - 0,98. Коэффициент уплотнения покрытий из холодных асфальтобетонных смесей, определяемый через 30 сут. после открытия движения, должен быть не менее 0,96.
Водонасыщение асфальтобетона должно быть для образцов, взятых из покрытия, устроенного из асфальтобетонных смесей типов, % (по объему): А -2-5; Б - 2-3,5; В -2-4; Г -2,5-4; Д - 2-3,5; для нижнего слоя-3-8;
б) соблюдение технологии работ при устройстве асфальтобетонных покрытий - по журналам производства работ, лабораторным данным и акту освидетельствования скрытых работ по подготовке основания перед устройством покрытия;
в) толщину уложенных слоев в местах отбора вырубок или кернов и соответствие ее проекту. При отборе проб визуально оценивают также прочность сцепления слоя с нижележащим слоем;
г) правильность продольного и поперечного профилей и их соответствие проекту, продольный профиль проверяют контрольным нивелированием не менее чем на 10 % протяжения принимаемого; участка, поперечный профиль - шаблоном или рейкой с уровнем не реже чем на одном поперечнике на 100 м дороги;
д) ровность поверхности покрытия - при помощи 3-метровой рейки не реже чем в трех створах на 100 м и в трех местах в каждом створе: на оси и на расстоянии 1 м от кромок проезжей части; при помощи передвижной многоопорной рейки, которую прокатывают по оси проезжей части и по линиям, отстоящим на расстоянии 1 м от кромок, а для дорог с многополосной проезжей частью - посередине каждой полосы или при помощи толчкомера;
е) ширину покрытия - через каждые 100 м;
ж) качество отделки поверхности покрытия - визуальным осмотром всего - принимаемого покрытия. На поверхности покрытия, особенно в местах сопряжения смежных полос и на поперечных стыках, не должно быть раковин, трещин, пор;
з) коэффициент сцепления шины автомобиля с влажной поверхностью покрытия - с помощью прибора контроля ровности и скользкости покрытия ПКРС-2 Союздорнии, передвижной лаборатории ПДЛ АКХ, по длине тормозного пути или по величине замедления (отрицательного ускорения) автомобиля или с помощью маятникового прибора Союздорнии. При использовании любого из указанных приборов их показания должны быть приведены к показаниям прибора ПКРС-2.
Требуемые значения коэффициентов сцепления для магистральных улиц и дорог общегородского и районного значения, а также для дорог грузового движения приведены в табл. 1. Покрытия скоростных дорог должны иметь шероховатую поверхность, обеспечивающую на всем протяжении значения коэффициентов сцепления, соответствующие опасным участкам дорог по табл. 1.
5.13. При приемке монолитного цементобетонного покрытия проверяют:
а) качество цементобетона и соответствие его требованиям проекта и СНиП - по лабораторным данным и журналам производства работ, а также прочность и однородность бетона в готовом покрытии - отбором и испытанием трех кернов диаметром не менее 130 мм на каждый километр дороги;
б) качество подготовки основания: ровность его поверхности, плотность, чистоту, правильность установки арматуры и прокладок швов расширения и сжатия; правильность установки рельсформ; соблюдение технологического режима укладки бетонной смеси; своевременность и качество работ по уходу за бетоном - по журналам производства работ и актам освидетельствования скрытых работ;
в) толщину готового монолитного покрытия - осмотром и обмером отобранных кернов, а также замером через каждые 100 м толщины краев покрытия;
г) состояния поверхности покрытия (отсутствие неровностей, раковин, наплывов, слоистости бетона, трещин, правильность устройства и разделки швов, качество отделки краев покрытия) - осмотром всего принимаемого участка дороги;
д) соответствие продольного и поперечного профилей проекту, ширину покрытия и ровность его поверхности - в соответствии с п. 5.12 «г», «д», «е».
5.14. При приемке сборных дорожных покрытий из бетонных и железобетонных плит кроме видов работ и показателей, указанных в п. 5.13, проверяют:
Таблица 1. Требуемые значения коэффициентов сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части
Условия движения |
Характеристика участков дорог |
Коэффициент сцепления при скорости 60 км/ч, не менее |
Легкие |
Участки прямые или кривые с радиусами 1000 м и более; горизонтальные или с продольным уклоном не более 30 %. При условии обеспечения видимости и отсутствия причин, заставляющих водителя резко изменить режим движения |
0,45 |
Затрудненные |
Участки на кривых в плане с радиусами от 250 до 1000 м; на спусках и подъемах с уклоном от 30 до 60 %, с ограниченной видимостью, в зонах сужений проезжей части |
0,45-0,50 |
Опасные |
Участки с видимостью менее расчетной; подъемы и спуски с уклонами, превышающими расчетные; зоны пересечений и примыканий в одном уровне; на остановочных пунктах общественного транспорта и на подходах к ним |
0,60 |
а) состояние плит (отсутствие сколов углов, обнажившейся арматуры, шелушения бетона и других дефектов) - путем осмотра всего принимаемого участка дороги;
б) правильность укладки плит и контактирования их с основанием (выравнивающей прослойкой) - по журналам производства работ и результатам контроля, осуществленного в процессе укладки плит (при производстве работ контактирование плит с основанием проверяют поднятием одной из 100 уложенных плит, но не реже 1 раза в смену), а также путем дополнительного контрольного поднятия плит в местах, вызывающих сомнение во время осмотра;
в) превышение граней смежных плит сборного покрытия - путем замера в трех поперечниках на 1 км.
5.15. При приемке работ по устройству или восстановлению слоев износа методом поверхностной обработки городских дорожных покрытий проверяют:
а) качество подготовки покрытия к устройству слоя износа - по журналам производства работ и актам освидетельствования скрытых работ. Покрытие должно быть ровным и чистым. Выбоины, наплывы, трещины и другие дефекты на покрытии должны быть устранены до устройства поверхностной обработки;
б) соответствие качества органических вяжущих и минеральных материалов требованиям ГОСТов, ТУ и СНиП - по данным лабораторных испытаний каждой поступившей партии материалов;
в) норму и равномерность розлива вяжущего, своевременность после розлива вяжущего, норму и равномерность россыпи щебня, температуру материалов, соответствие погодных условий для данного вида работ - осмотром всего принимаемого участка покрытия и по журналам производства работ. Готовый слой износа повышенной шероховатости должен иметь щебенистую поверхность, при этом зерна щебня должны быть распределены по поверхности покрытия равномерно, без зазоров и наслоений, а вяжущее должно их покрывать не более чем на 2/3-3/4 их высоты равномерной пленкой и прочно удерживать;
г) ровность и коэффициент сцепления колеса автомобиля с мокрой поверхностью покрытия - в соответствии с п. 5.12 «д», «з». При этом при восстановлении слоя износа просвет под 3-м рейкой должен быть не более 10 мм без учета выступов, образуемых зернами щебня.
5.16. Максимальные допускаемые отклонения от проектных размеров при приемке работ по устройству и капитальному ремонту дорожных одежд приведены в табл. 2.
Тротуары и пешеходные дорожки
5.17. В процессе строительства и капитального ремонта тротуаров и пешеходных дорожек приемке с оформлением актов на скрытые работы подлежат законченные работы по устройству земляного полотна (корыта), песчаного подстилающего слоя и основания, а также по установке бортов.
5.18. При приемке выполненных работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек следует проверить:
а) соблюдение проектных отметок, уклонов и ширины земляного полотна и всех конструктивных слоев;
б) соответствие качества материалов и штучных элементов проекту и ТУ;
в) правильность отсыпки и планировки материалов слоями заданной толщины;
г) степень уплотнения каждого слоя и плотность прилегания покрытия к основанию;
д) заполнение швов (между штучными материалами);
е) правильность установки бортов.
5.19. Соответствие профилем (продольного и поперечного) земляного полотна, подстилающего слоя и основания проверяют с помощью нивелира и шаблона (или рейки с уровнем) через каждые 50 м. Отметки могут отличаться от проектных до 1 см, отклонения поперечного уклона допускаются не более 0,003.
Ширину земляного полотна (с учетом установки бортовых камней, если они предусмотрены проектом), подстилающего слоя, основания проверяют промером через каждые 50 м, а также в местах, вызывающих сомнение при осмотре. Допускаемые отклонения от проекта по ширине при устройстве земляного полотна и подстилающего слоя ±10 см, при устройстве основания ±2 см. Допускаемые отклонения по толщине слоев 1 см.
5.20. Качество материалов, использованных для устройства подстилающего слоя и основания (песка, щебня и др.), проверяют лабораторными испытаниями отобранных не менее двух проб на каждые 1000 м3 укладываемых материалов.
Таблица 2. Допускаемые отклонения от проектных размеров дорожных одежд (±)
Контрольные показатели |
Дополнительные слои основания |
Щебеночные, гравийные и шлаковые основания и покрытия |
Мостовые |
Асфальтобетонные покрытия |
Цементобетонные покрытия |
Ширина слоя |
10 см |
10 см |
5 см |
10 см |
5 см |
Толщина слоя |
10 % |
10 %, но не более 20 мм |
20 % |
10 % |
10 мм |
Высотные отметки по оси |
- |
5 см |
- |
5 см |
5 см |
Поперечные уклоны слоя |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
Просвет под 3-м рейкой |
- |
15 мм |
15 мм |
5 мм |
5 мм |
Разница в уровне поверхности в швах монолитных покрытий |
- |
- |
- |
- |
3 мм |
Превышение граней смежных сборных плит: |
|
|
|
|
|
для скоростных дорог и магистральных улиц общегородского и районного значения |
- |
- |
- |
- |
3 мм |
для остальных категорий дорог |
- |
- |
- |
- |
5 мм |
Примечания: 1. Величины допускаемых отклонений являются максимальными, за исключением допускаемых отклонений по ровности. Количество максимальных отклонений должно составлять не более 10 % общего числа промеров соответствующего элемента или параметра. При приемке работ по уширению существующих дорог допускаемые отклонения по ширине при соответствующих обоснованиях могут быть повышены, но не более чем в 2 раза по сравнению с указанными для соответствующего конструктивного слоя.
2. Алгебраическая разность отклонений высотных отметок по оси двух точек, отстоящих одна от другой на расстояние 10 м, не должна превышать: для асфальтобетонных покрытий 3 см; для цементобетонных покрытий - 2 см.
3. Просветы, превышающие величины отклонений, приведенных в табл. 2, допускаются только в единичных случаях и могут составлять не более 5 % общего числа промеров, при этом максимальные величины таких единичных просветов не должны превышать двукратной величины основных нормативных допусков, приведенных в табл. 2.
4. Превышения граней смежных плит сборных цементобетонных покрытий сверх величин, установленных в табл. 2, допускаются в единичных случаях и могут составлять не более 5 % общего числа промеров, при этом максимальная величина их не должна быть более 5 мм для скоростных дорог и магистральных улиц общегородского значения и 7 мм для остальных категорий дорог.
5.21. Степень уплотнения грунта земляного полотна и подстилающего слоя контролируют по результатам лабораторных испытаний проб, отобранных через каждые 25 м в двух точках по поперечному сечению. Коэффициент уплотнения должен составлять не менее 0,98. Основания из шлака, щебня и других материалов считаются достаточно уплотненными, если после прохода катка массой 5 т не будут оставаться следы.
Ровность поверхности основания проверяют 3-м рейкой не реже чем в трех створах на 100 м. Просвет под рейкой не должен превышать 7 мм.
5.22. Правильность установки бортов проверяют визуально и с помощью рейки и шнура. Бортовые камни должны устойчиво лежать на бетонном основании толщиной не менее 10 см и шириной, равной ширине бортового камня, с припуском по 10 см с каждой стороны камня. Линия установленных камней должна быть прямой на прямых участках дороги (тротуара) и иметь плавное очертание на участках горизонтальных кривых. Допустимые отклонения (не более 10 % замеров) от прямой линии на прямых участках не более 5 мм. Превышение одного камня над другим на стыках должно быть не более 5 мм. Швы между отдельными камнями должны быть не более 5 мм. Линии расшивки швов должны быть прямыми и перпендикулярными к продольной оси бортовых камней.
5.23. При приемке законченных строительством и капитальным ремонтом тротуаров проверяют:
а) соответствие проекту конструкции основания, подстилающего слоя - по актам на скрытые работы, журналам производства работ и лабораторным данным;
б) качество материалов и штучных изделий, использованных для устройства покрытия: асфальтобетона - по лабораторным данным, а также по результатам испытания вырубок, отобранных из готового покрытия в количестве не менее 3 шт. на 1000 м2 покрытия; качество цементобетонной смеси - по результатам лабораторного испытания серии контрольных бетонных образцов, изготовленных и хранившихся в соответствии с действующим стандартом на каждые 200 м3 смеси; качество штучных материалов - по заводским паспортам на тротуарные плиты пли бортовые камни, а также визуальным их осмотром и промером с целью установления соответствия их действующим стандартам;
в) продольный и поперечный профили покрытия и их соответствие проекту - с помощью нивелира, шаблона (или рейки с уровнем) через каждые 50 м. Отметки могут отличаться от проектных до 1 см, отклонения поперечного уклона покрытия допускаются не более 0,003;
г) ровность поверхности покрытия - при помощи 2-м рейки не менее чем через 20 м (по три замера на поперечник). Просвет под рейкой должен быть не более 3 мм;
д) толщину покрытия - замером контрольных вырубок, а также замером через каждые 20 м толщины краев покрытия. Допускаемые отклонения от проекта по толщине - не более 0,5 см;
е) ширину покрытия - промером через каждые 50 м, а также в местах, вызывающих сомнение при осмотре. Допускаемые отклонения от проекта по ширине покрытия ±2 см;
ж) правильность установки бортов - в соответствии с п. 5.22, а также по актам на скрытые работы;
з) качество отделки поверхности покрытия (отсутствие раковин и трещин), устройства и заполнения швов (между штучными материалами), а также правильность рисунка покрытия, сопряжения покрытия с бортами, колодцами, ограждением газонов, деревьями - осмотром всего принимаемого участка тротуара или пешеходной дорожки.
Водостоки
5.24. При устройстве водостоков помимо повседневного технического надзора за качеством осуществляют приемку работ составлением актов на скрытые работы на следующих стадиях: а) после отрывки траншей и подготовки оснований под трубы и колодцы; б) после укладки труб в траншеи и монтажа колодцев - перед обратной засыпкой траншей; в) после обратной засыпки траншей.
5.25. При контроле качества работ по устройству водостоков при их приемке проверяют;
а) качество труб и деталей колодцев;
б) правильность отрывки траншей и подготовки оснований под трубы и колодцы;
в) плотность прилегания труб к основанию;
г) качество заделки стыков труб и плотность сопряжения их со стенками колодцев;
д) прямолинейность укладки трубопроводов;
е) соответствие уклонов трубопроводов проектным;
ж) качество монтажа колодцев, устройство в них лотков, правильность установки крышек, люков, водоприемных решеток, а также правильность расположения ходовых скоб и качество их заделки;
з) плотность грунта обратной засыпки.
5.26. Качество труб и деталей колодцев и их соответствие проекту и нормативным документам устанавливают по заводским паспортам, а также визуальным осмотром и при необходимости выборочным испытанием.
5.27. Прямолинейность отдельных участков траншей проверяют с помощью теодолита, а соответствие отметок дна и уклонов проектным - по нивелиру и визиркам. Отклонение осей траншей от прямой линии не должно превышать 10 см. Отклонение уклонов траншей от проектных допускается - не более ±0,0005 при обязательном сохранении направления проектного уклона. Отклонение отметок отдельных точек дна траншей от проектных не должно превышать 2 см. Ровность дна траншей проверяют 3-м рейкой, просвет под которой не должен превышать 15 мм.
5.28. Толщину подготовленного основания под трубы проверяют промером не реже чем через 10 м; отклонения от проектной толщины не должны превышать ±5 %.
5.29. Качество заделки стыков труб и плотность сопряжения их со стенками колодцев проверяют дважды (до засыпки и после засыпки трубопроводов) испытанием трубопроводов на плотность с определением утечки воды или притока воды в соответствии с главой СНиП III-30-74.
5.30. Прямолинейность укладки трубопроводов между двумя смежными колодцами контролируют просмотром на свет при помощи зеркала. При просмотре трубопровода круглого сечения видимый в зеркале круг должен иметь правильную форму. Допустимая величина отклонения от формы круга по горизонтали должна составлять не более 1/4 диаметра трубопровода, но не более 50 мм в каждую сторону. Отклонение от правильной формы круга по вертикали не допускается.
5.31. Соответствие уклонов трубопроводов проектным проверяют с помощью нивелира и визирок на всех стыках труб. Отклонение уклонов трубопроводов от проектных допускается не более ±0,0005 при обязательном сохранении направления проектного уклона.
5.32. Степень уплотнения грунта обратной засыпки контролируют по результатам лабораторных испытаний трех проб грунта на каждые 50 м2 поверхности уплотняемого слоя. Степень уплотнения должна соответствовать проектной, а при отсутствии таких указаний должна быть равна 0,95-0,98 максимальной при стандартном уплотнении грунта.
5.33. При приемке водостоков в эксплуатацию необходимо:
а) проверить акты на скрытые работы по результатам промежуточной приемки;
б) проверить акты испытаний трубопроводов на плотность;
в) проверить прямолинейность укладки трубопроводов по п. 5.30;
г) произвести инструментальную проверку отметок лотков в колодцах (отклонение отметок лотков от проектных не должно превышать ±5 мм);
д) произвести наружный осмотр. Трасса трубопровода должна находиться в состоянии, соответствующем ее состоянию до раскопки; должен быть обеспечен свободный доступ воды с покрытия к водоприемным решеткам, а верх люков колодцев должен быть: в одном уровне с усовершенствованным покрытием, не выше 2 см над поверхностью покрытия из колотого и булыжного камня (мостовой) и не выше 5 см при отсутствии покрытия вокруг колодца.
Текущий и средний ремонт дорог
5.34. Приемка работ по текущему и среднему ремонтам городских дорог заключается в проверке полноты ликвидации повреждений покрытий, устранение которых возможно без капитального ремонта, а также соответствия выполненных работ действующим правилам содержания и ремонта дорожных покрытий.
5.35. В процессе приемки законченных работ по заделке выбоин, просадок и трещин на асфальтобетонных покрытиях проверяют:
а) качество использованного для ремонта асфальтобетона, битума и мастик - по результатам лабораторных испытаний;
б) качество уплотнения асфальтобетона: при текущем ремонте - визуально (на покрытии не должно быть раковин, особенно в местах сопряжения нового материала со старым); при среднем ремонте качество асфальтобетона и его уплотнения проверяют путем отбора кернов или вырубок и их испытания. Отбирают по три пробы на каждые 1000 м2 отремонтированных мест; при использовании горячих и теплых смесей - через 10 сут; при использовании холодных и эмульсионно-минеральных смесей - через 30 сут после ремонта. Коэффициент уплотнения горячих и теплых смесей должен быть не ниже 0,98, холодных и эмульсионно-минеральных - не менее 0,96. При отборе кернов и вырубок проверяют толщину слоев и визуально оценивают прочность сцепления их между собой и с основанием;
в) качество заделки трещин битумом, мастикой - путем вскрытия трех участков трещин протяжением 0,5 м на каждые 100 м дороги и визуальной проверки качества очистки трещин от пыли и грязи, глубины проникания материала, использованного для заделки, в трещину;
г) ровность покрытия - при помощи 3-м рейки в трех местах на 1000 м2 отремонтированных мест, а также в местах, вызывающих сомнение при осмотре. Просвет под рейкой не должен превышать 7 мм при текущем ремонте и 5 мм при среднем.
При использовании теплых и горячих асфальтобетонных смесей отремонтированные места должны быть в одном уровне со старым покрытием; при использовании холодных или эмульсионно-минеральных смесей поверхность отремонтированных участков должна быть выше старого покрытия на 10-15 % общей толщины слоев уложенной смеси. Выравнивание покрытия должно произойти за счет его доуплотнения колесами транспорта;
д) шероховатость покрытия на отремонтированных участках - с помощью маятникового прибора МП-3 Союздорнии или других портативных приборов по сравнительному значению коэффициента сцепления. Показатель шероховатости на отремонтированных местах должен быть выше по сравнению со старым покрытием не менее чем на 10 %;
е) общий вид покрытия после его ремонта - путем осмотра всей принимаемой дороги (улицы). На дорожном покрытии не должно оставаться незаделанных выбоин, просадок, трещин и других повреждений; отремонтированные места должны иметь прямоугольные очертания и мало отличаться по виду использованного асфальтобетона от старого покрытия; линии сопряжений нового асфальтобетона со старым должны быть прямыми, параллельными или перпендикулярными оси дороги, после заливки трещин на покрытии не должно быть неровностей.
5.36. При приемке работ по текущему и среднему ремонтам цементобетонных покрытий проверяют:
а) соответствие качества материалов и изделий требованиям нормативных документов - по результатам лабораторных испытаний, а также путем контрольного отбора и испытаний проб (кернов) из покрытия. Отбор трех проб на 100 м2 отремонтированных мест производят через 28 дней после окончания ремонта;
б) ровность покрытия и общий его вид - в соответствии с п. 5.35 «г», «е». После исправления просадок плит ровность покрытия контролируют нивелированием на расстоянии не менее 50 м в каждую сторону от просадки, рейками и профилографами.
5.37. Приемка работ по ремонту мостовых заключается в проверке качества применяемых материалов, ровности покрытия и плотности посадки камней. Ровность покрытия проверяют 3-м рейкой. Допускаемый просвет под ней не более 15 мм.
6.1. Качество дорожно-строительных и ремонтных работ при приемке от исполнителей оценивают мастера или производители работ в следующих случаях: при приемке работ, скрытых последующими работами и конструкциями, при промежуточной приемке работ, при приемке законченных работ по ремонту дорог, а также при приемке в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) объектов.
Оценки качества работ заносятся в наряды-задания, журналы производства работ и акты (промежуточной приемки работ, освидетельствования скрытых работ, приемки законченных работ по ремонту дорог, рабочих и государственных приемочных комиссий).
6.2. При оценке качества работ должно проверяться соблюдение установленных проектом, СНиП и другими нормативными документами параметров: геометрических (размеры, отметки, зазоры, допуски), физико-механических (прочность, плотность, состояние поверхности, герметичность) и других параметров, а также учитываться требования эстетичности.
6.3. Качество отдельных видов работ и технологических операций оценивается:
«отлично» (баллом 5), когда работы выполнены с особой тщательностью, мастерством и техническими показателями, превосходящими показатели, требуемые нормативными документами и стандартами, или при улучшении предусмотренных проектом эксплуатационных показателей без увеличения сметной стоимости соответствующих видов работ;
«хорошо» (баллом 4), когда работы выполнены в полном соответствии с проектом, нормативными документами и стандартами;
«удовлетворительно» (баллом 3), когда работы выполнены с малозначительными отклонениями от технической документации, согласованными с проектной организацией и заказчиком, но не снижающими показателей надежности, прочности, устойчивости, долговечности, внешнего вида и эксплуатационных качеств.
При этом величины и количество фактических отклонений от проектных размеров и нормативных показателей должны соответствовать табл. 3; показатели ровности покрытий в случае использования для их определения толчкомера - табл. 4, а коэффициент сцепления шины автомобиля с влажной поверхностью покрытия (для скоростных дорог и магистральных улиц общегородского и районного значения) - табл. 5.
Таблица 3. Оценка качества отдельных видов работ в зависимости от величины и количества фактических отклонений от проектных размеров и нормативных показателей
Величины фактических отклонений, % от наибольших допускаемых отклонений |
Оценка работ |
||
«отлично» |
«хорошо» |
«удовлетворительно» |
|
Количество отклонений, % от общего числа замеров |
|||
До 50 |
Не менее 50 |
Не менее 25 |
Не менее 90 |
От 50 до 75 |
Не более 50 |
Не более 75 |
Не более 10 |
От 75 до 100 |
Не более 10 |
Не более 20 |
Не более 40 |
100 |
Не более 3 |
Не более 6 |
Не более 10 |
Таблица 4. Оценка ровности покрытия по показателю толчкомера
Оценка качества работ |
||
«отлично» |
«хорошо» |
«удовлетворительно» |
Показатели толчкомера, см/км |
||
До 40 |
41-80 |
81-130 |
Таблица 5. Оценка шероховатости покрытия по показателю коэффициента сцепления шины автомобиля с влажной поверхностью покрытия
Условия движения (по СНиП II-Д.5-72) |
Оценка качества работ |
||
«отлично» |
«хорошо» |
«удовлетворительно» |
|
Коэффициент сцепления |
|||
Легкие |
0,55 и выше |
0,51-0,55 |
0,45-0,50 |
Затрудненные |
0,61 и выше |
0,56-0,60 |
0,50-3,55 |
Опасные |
0,71 и выше |
3,66-0,70 |
0,60-0,65 |
6.4. Качество конструктивных элементов дороги оценивается на основе оценок качества отдельных видов работ и технологических операций, определенных в соответствии с п. 6.3 с учетом их коэффициентов весомости по формуле:
где К - комплексный показатель качества конструктивного элемента; pi - оценки качества в баллах (5, 4, 3) отдельных видов работ и технологических операций, входящих в состав данного конструктивного элемента; тi - коэффициенты весомости видов работ и технологических операций, указанные в табл. 6-9; п - количество видов работ и технологических операций, входящих в состав данного конструктивного элемента дороги.
Для оценки качества конструктивных элементов всех видов работ и технологических операций, входящих в их состав и указанных в табл. 6-9, используют формулу
В этом случае качество конструктивного элемента дороги можно оценивать по формуле
Полученные в результате расчетов значения принимаются соответствующими: от 4,51 до 5 - оценке «отлично»; от 3,51 до 4,50 - оценке «хорошо»; от 3 до 3,50 - оценке «удовлетворительно».
Таблица 6. Коэффициент весомости видов работ и характеризующих их параметров для оценки качества устройства земляного полотна
Виды работ и параметры |
Коэффициент весомости |
Подготовка основания земляного полотна |
0,15 |
Уплотнение земляного полотна |
0,35 |
Водоотвод |
0,20 |
Высотные отметки продольного профиля |
0,15 |
Ширина земляного полотна |
0,10 |
Крутизна откосов |
0,05 |
Таблица 7. Коэффициент весомости видов работ и характеризующих их параметров для оценки качества устройства оснований и покрытий дорожных одежд
Вид работ и параметры |
Коэффициент весомости при устройстве |
|||||
дополнительных слоев оснований |
конструктивных слоев оснований |
мостовых |
асфальтобетонных покрытий |
цементобетонных покрытий |
слоев износа |
|
Качество материалов |
0,25 |
0,17 |
0,15 |
0,16 |
0,20 |
0,20 |
Уплотнение слоев |
0,25 |
0,18 |
0,15 |
0,18 |
- |
0,15 |
Высотные отметки по оси |
- |
0,10 |
- |
0,05 |
0,07 |
- |
Толщина слоев |
0,20 |
0,15 |
0,12 |
0,12 |
0,20 |
- |
Ширина слоев |
0,15 |
0,10 |
0,10 |
0,08 |
0,10 |
- |
Поперечные уклоны |
0,15 |
0,15 |
0,10 |
0,05 |
0,08 |
- |
Ровность поверхности |
- |
0,15 |
0,18 |
0,18 |
0,20 |
0,15 |
Шероховатость |
- |
- |
- |
0,18 |
- |
0,25 |
Качество мощения |
- |
- |
0,20 |
- |
- |
- |
Превышение граней смежных плит |
- |
- |
- |
- |
0,15 |
- |
Равномерность распределения материалов |
- |
- |
- |
- |
- |
0,25 |
Таблица 8. Коэффициент весомости видов работ и характеризующих их параметров для оценки качества строительства и ремонта тротуаров и пешеходных дорожек
Вид работ и параметры |
Коэффициент весомости |
Качество материалов и штучных изделий |
0,15 |
Высотные отметки |
0,15 |
Поперечные уклоны |
0,07 |
Толщина слоев |
0,10 |
Уплотнение слоев |
0,12 |
Ровность поверхности покрытия |
0,15 |
Ширина |
0,08 |
Правильность линии установленных бортовых камней |
0,08 |
Превышение одного бортового камня над другим |
0,10 |
Качество отделки поверхности покрытия и бортов |
0,10 |
Таблица 9. Коэффициент весомости видов работ и характеризующих их параметров для оценки качества устройства водостоков
Вид работ и параметры |
Коэффициент весомости |
Плотность трубопроводов |
0,20 |
Прямолинейность трубопроводов |
0,20 |
Степень уплотнения грунта обратной засыпки |
0,15 |
Отметки лотков в колодцах |
0,25 |
Правильность установки водоприемных решеток и люков колодцев |
0,20 |
6.5. Качество законченной строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом дороги (участка дороги) оценивают на основе оценок качества отдельных конструктивных элементов дороги, рассчитанных в соответствии с п. 6.4, с учетом коэффициентов весомости конструктивных элементов, приведенных в табл. 10.
Расчетные формулы и метод расчета комплексного показателя качества законченных работ не отличаются от приведенных в п. 6.4. При этом значения К, pit mi и ni в формулах соответственно обозначают: комплексный показатель качества законченных работ; оценку качества конструктивных элементов дороги; коэффициент весомости конструктивных элементов и количество конструктивных элементов, входящих в состав принимаемой дороги.
Для установления оценки качества принимаемого дорожного объекта могут быть использованы оценки конструктивных элементов объекта, установленные с участием работников технического надзора заказчика и зафиксированные в актах на скрытые работы или в актах промежуточной приемки.
Таблица 10. Коэффициент весомости конструктивных элементов городских дорог
Конструктивные элементы |
Коэффициент весомости |
Покрытия |
0,25 |
Основания дорожных одежд |
0,25 |
Земляное полотно |
0,20 |
Тротуары (с бортами) |
0,15 |
Водостоки |
0,15 |
Примечание.
Коэффициенты весомости конструктивных элементов дорог являются усредненными и могут уточняться в пределах ±0,03 в зависимости от климатических, грунтово-геологических и других условий района строительства дороги. Например, в условиях Ленинградской области коэффициент весомости водостоков должен быть большим, чем в засушливой Астраханской области.
6.6. Для оценки деятельности дорожных организаций в целом и установления достигнутого ими уровня качества, а также для планирования уровня качества может быть использована средневзвешенная оценка всех сданных дорожных объектов за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год и т.д.) по формуле
где М3, М4 M5, - общая сметная стоимость всех объектов, сданных за этот промежуток времени с оценкой соответственно «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично».
АКТ
|
АКТ
|
АКТ
|
№ п.п. |
Вид работ |
Единица измерения |
«Отлично» |
«Хорошо» |
«Удовлетворительно» |
«Неудовлетворительно» |
|
|
|
|
|
|
|
Общая оценка работы по дороге в целом__________________________________________
в) в процессе строительства имелись следующие
отступления
от утвержденного проекта, рабочих чертежей, строительных норм и правил
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
в) недоделки, имеющиеся согласно приложению
__________, не препятствуют
нормальной эксплуатации дороги.
г) дефекты, выявленные при приемке,
согласно приложению подлежат исправлению в срок до _____________ 19_____ г.
д) полная сметная стоимость строительства (по утвержденной сметной документации):
______________________________________________________________________тыс. руб.
Фактические затраты ___________________________________________________тыс. руб.
Заключение
Работы по строительству (реконструкции) ________________________________________
_____________________________________________________________________________
наименование объекта
выполнены в соответствии с
проектом, Строительными нормами и правилами и отвечают
требованиям приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов,
изложенным
в главе СНиП III-3-76,
в соответствующих главах III
части СНиП в «Правилах приемки и
оценки качества работ при строительстве и ремонте городских дорог», утвержденных
МЖКХ РСФСР _____________________________________________________________________________
(дата утверждения)
а также в других нормативных актах.
Решение рабочей комиссии
Предъявленную к приемке городскую дорогу (улицу) _______________________________
_____________________________________________________________________________
протяжением _________________________________ км считать принятой от генерального
подрядчика ___________________________________________________________________
(наименование генерального подрядчика)
для предъявления государственной приемочной комиссии.
Приложения к акту:
1. ____________________________________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________
Председатель рабочей комиссии _________________________________________________
Члены рабочей комиссии _______________________________________________________
Представители привлеченных организаций ________________________________________
Эксперты ____________________________________________________________________
Сдали: представители генерального подрядчика и субподрядных организаций _________________________ |
Приняли: представители заказчика
_________________________ |
АКТ
|
Акт
|
№ п.п. |
На- |
Еди- |
Мас- |
Количество |
Стоимость |
Количество выполненных работ |
|||||
По смете |
Фак- |
По смете |
Фак- |
«от- |
«хо- |
«удов |
Рабо- при- |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. По отремонтированной дороге (участку) в целом _________________________________
_____________________________________________________________________________
(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно»)
2. В процессе _________________________________ ремонта имелись следующие
(вид ремонта)
отступления от утвержденного проекта, технических правил по ремонту городских дорог:
_____________________________________________________________________________
(перечислить все выявленные отступления, указать по какой причине, кем и
_____________________________________________________________________________
когда санкционированы)
3. Выявленные при приемке работ дефекты (приложение ____________________________)
не препятствуют нормальной эксплуатации городской дороги ________________________
_____________________________________________________________________________
(наименование дороги, участка)
4. Полная сметная стоимость ремонта _____________________________________________
______________________________________________________________________тыс. руб.
(по утвержденной сметной документации)
Заключение
Работы по __________________ ремонту __________________________________________
(вид ремонта)
_____________________________________________________________________________
(наименование городской дороги)
выполнены
в полном объеме и в соответствии с техническими правилами содержания и
ремонта городских дорог (улиц) и отвечают требованиям приемки работ
по _________________________________________________________________ремонту.
Решение приемочной комиссии
1. Предъявленные к приемке работы по __________________________________________
(вид ремонта)
ремонту _____________________________________________________________________
(наименование дороги, участка и его протяжение, значение
_____________________________________________________________________________
и категория)
принять с оценкой _____________________________________________________________
(«отлично», «хорошо», «удовлетворительно»)
2. Обязать ____________________________________________________________________
(наименование организации)
устранить выявленные при приемке дефекты и недоделки в сроки,
указанные в приложении _______________________________________________________
Акт составлен в ______ экземплярах, которые вручены или разосланы следующим организациям___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(наименование организации)
Передать на хранение рассмотренные комиссией документы _________________________
_____________________________________________________________________________
(перечислить, какие и количество экземпляров и организаций)
Приложения к акту:
1. _________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________
3. _________________________________________________________________________
4. _________________________________________________________________________
5. _________________________________________________________________________
Председатель комиссии ________________________________________________________
Члены комиссии ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Представители привлеченных организаций ________________________________________
_____________________________________________________________________________
Особое мнение отдельных членов комиссии, не согласных с решением
комиссии: ____________________________________________________________________
«____» _______ 19___г.
Пояснение комиссии по особому мнению: _________________________________________
Председатель комиссии _________________________________________________________
Члены комиссии _______________________________________________________________
ГАРАНТИЙНЫЙ ПАСПОРТ
|