Письмо Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстроя) от 12.12.2005 г. № АП-5159/02
Разъяснение существующих положений о порядке согласования и введения в действие территориальных строительных норм (ТСН)
В соответствии с поручением Минрегиона России от 16.11.2005 № 22571-1 Росстрой рассмотрел обращение губернатора Ханты-Мансийского автономного округа В.А. Филипенко с просьбой дать разъяснение существующих положений о порядке согласования и введения в действие территориальных строительных норм (ТСН), а также о возможных условиях рассмотрения Министерством в лице Росстроя проекта ТСН «Нормы проектирования и строительства автомобильных дорог общего пользования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и сообщает.
Территориальные строительные нормы, как вид нормативного технического документа субъектов Российской Федерации, были введены в практику проектирования и строительства при утверждении СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения». Затем ТСН нашли отражение в статье 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 № 73-ФЗ в форме территориальных градостроительных нормативов и правил. В соответствии с этими документами ТСН после утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и регистрации в Госстрое России становились обязательными для применения на соответствующей территории.
В связи с принятием Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» СНиП 10-01-94 был отменен в 2003 году. В январе 2005 года введен новый Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, который отменил положения ранее действующего Кодекса о разработке и утверждении органами власти субъектов Российской Федерации территориальных норм по проектированию и строительству и, соответственно, об их регистрации в федеральных органах власти. Отсутствуют ТСН и в Федеральном законе «О техническом регулировании».
Таким образом, возможность разработки территориальных строительных норм в действующем законодательстве не предусмотрена. Статьями 7 и 8 нового Градостроительного кодекса Российской Федерации в числе полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности (к которой относятся также проектирование и строительство дорог) и полномочий органов местного самоуправления установлено лишь утверждение соответственно региональных и местных нормативов градостроительного проектирования. Эти нормативы в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Гражданского кодекса Российской Федерации должны содержать минимальные расчетные показатели обеспечения территорий объектами, необходимыми для создания благоприятных условий жизнедеятельности человека, но не технические нормы по проектированию и строительству этих объектов.
Техническое регулирование в области градостроительной деятельности Градостроительным кодексом Российской Федерации отнесено исключительно к компетенции федеральных органов государственной власти (статья 6). В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» понятие «технического регулирования» включает в себя установление как обязательных требований, так и требований, предназначенных для добровольного применения (рекомендательного характера). Обязательные требования устанавливаются в технических регламентах, а требования, предназначенные для применения на добровольной основе – в национальных стандартах, стандартах организаций, а также актах рекомендательного характера, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона могут издаваться федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, органы власти субъектов Российской Федерации лишены права утверждать территориальные нормы технического характера, и это один из вопросов реализации Закона в сфере строительства, который требует принципиального решения.
Вместе с тем в качестве временной меры Росстрой считает целесообразным рассмотреть в Минрегионе России с юридической службой вопрос о возможности разработки обязательных территориальных строительных норм по вопросам безопасности до введения в действие соответствующих технических регламентов. По мнению Росстроя, пункт 2 статьи 4 нового Градостроительного кодекса Российской Федерации в сочетании с пунктом 1 статьи 3 дает возможность самостоятельной разработки и утверждения ТСН в качестве нормативных правовых актов субъектов Российской федерации по вопросам безопасности, не урегулированным действующими законами и техническими регламентами.
Со своей стороны, Росстрой, в целях реализации государственной политики и в порядке оказания услуг в соответствии с Положением о Росстрое готов поручить одной из подведомственных организаций рассмотреть на договорной основе проект ТСН «Нормы проектирования и строительства автомобильных дорог общего пользования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» с подготовкой соответствующего заключения до утверждения этого проекта правительством округа.
А.А. Попов