Письмо Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 11.09.2003 г. № НК-5636/10
О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве
В соответствии с постановлением Госстроя России от 08.04.2002 № 16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Госстроя России от 27.01.2003 № 14) с 01.09.2003 вновь разрабатываемая сметная документация должна формироваться на основе сметно-нормативной базы ценообразования 2001 года, составленной в уровне цен по состоянию на 01.01.2000.
В связи с поступающими запросами о порядке применения документов новой системы ценообразования в строительстве для составления сметной документации и расчетов за выполненные строительно-монтажные работы Госстрой России дает необходимые разъяснения.
1. Сметная документация, государственная экспертиза которой завершена до 01.09.2003, обязательному пересчету не подлежит. При этом расчеты за выполненные работы осуществляются в пределах сметного лимита, установленного по сметной документации, составленной в нормах и ценах 1984 (1991) гг., с использованием индексов, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Госстроем России.
В тех случаях, когда производится расконсервация строительства и его остаточная стоимость составляет более 50% от сметной, целесообразен пересчет остатков сметной стоимости по нормативам новой базы ценообразования 2001 года. Решение о пересчете принимается заказчиком.
Пересчет сметной документации следует производить за счет средств, предусмотренных в сводном сметном расчете стоимости строительства по статье «резерв средств на непредвиденные расходы и затраты», а в случае его исчерпания - за счет экономии по другим статьям сводного сметного расчета.
2. Определение стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта осуществляется в текущем уровне цен следующими способами;
2.1. При наличии территориальных сметных нормативов (ТЕР-2001), утвержденных и зарегистрированных в установленном порядке, составление сметной документации целесообразно выполнять базисно-индексным методом на основе ТЕР-2001 с применением индексов пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен.
При определении стоимости строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, пересчет стоимости строительства в текущий (прогнозный) уровень цен осуществляется в соответствии с индексами, ежеквартально сообщаемыми Госстроем России, а также индексами по видам работ, утверждаемыми администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации в пределах средних показателей, устанавливаемых Госстроем России.
Индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ на III квартал 2003 г. установлены письмом Госстроя России от 04.08.2003 № НК-4732/10.
Для пересчета стоимости строительно-монтажных работ, осуществляемых за счет средств регионального (территориального) бюджета, из базисного уровня цен 2001 года в текущий уровень цен используются индексы, утвержденные (согласованные) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2.2. Текущая стоимость строительства наряду с базисно-индексным методом может быть определена ресурсным методом на основе сборников государственных элементных сметных норм (ГЭСН-2001) в соответствии с действующими указаниями по разработке сметной документации ресурсным методом.
При определении стоимости строительной продукции указанным методом стоимость материальных ресурсов и оборудования, определяемая в текущем уровне цен, должна обосновываться данными мониторинга стоимости ресурсов (с учетом транспортных затрат, заготовителъно-складских расходов и расходов посредников в сфере обращения) и экономической целесообразностью.
В случае отсутствия ГЭСН-2001 на отдельные виды работ допускается разработка и применение соответствующих индивидуальных сметных норм в соответствии с п. 2.4 Указаний по применению государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (МДС 81-28.2001), утвержденных постановлением Госстроя России от 23.07.2001. № 85.
Использование индивидуальных сметных норм в качестве территориальных допускается в течение шести месяцев с даты их утверждения администрацией субъекта Российской Федерации при условии их одновременного представления на регистрацию в Госстрой России.
2.3. По объектам, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, могут применяться федеральные единичные расценки (ФЕР-2001) с пересчетом их в территориальный уровень цен по состоянию на 01.01.2000. Пересчет должен осуществляться с применением территориальных (региональных) поправочных коэффициентов, учитывающих местные условия строительства, разрабатываемых в порядке, установленном Методическими рекомендациями по использованию ФЕР-2001 при определении стоимости строительной продукции на территории субъектов Российской Федерации, утвержденными Госстроем России письмом от 30.04.2003 № НЗ-2626/10.
В ходе составления общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере, а также при подготовке стартовой цены на подрядных торгах по объектам, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, для пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ из базисного уровня цен, полученного на основании сборников ФЕР-2001, в текущий уровень цен следует применять индексы, приведенные в приложении к настоящему письму.
2.4. При формировании инвесторских смет, до введения в действие новой номенклатуры укрупненных показателей базисной стоимости строительства и сборников цен на оборудование, изделия и конструкции, а также оптовых цен типовых наборов инструмента, оборудования и инвентаря производственных объектов и зданий общественного и административного назначения, допускается использование укрупненных показателей базисной стоимости (УПБС), а также соответствующих ценников сметно-нормативной базы 1984 (1991) гг. с приведением ее в текущий уровень цен методом индексации. При этом используется основная номенклатура и новые материально технические ресурсы, отвечающие современным требованиям.
Использование нормативов новой базы ценообразования в строительстве 2001 года, не зарегистрированных Госстроем России, не допускается.
Одновременно Госстрой России обращает внимание руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на необходимость формирования и обновления территориальных единичных расценок, а также сборников (каталогов) средних цен на строительные материалы, изделия и конструкции, машины и механизмы, транспортировку грузов, и предлагает установить постоянный контроль за ходом внедрения региональной сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве.
Для выполнения этой работы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также отраслевым министерствам и ведомствам Госстрой России рекомендует предусмотреть в бюджете на 2004 год средства на совершенствование территориальной (отраслевой) сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве.
Применение нормативных документов Госстроя СССР, составленных в уровне цен, предусмотренном сметно-нормативными базами 1984 (1991) гг., допускается в исключительных случаях решением Госстроя России по представлению администраций субъектов Российской Федерации, а также государственных заказчиков.
Письмо Госстроя России от 03.02.2003 № НК-568/10 утрачивает силу после выхода настоящего письма.
Н.П. Кошман
Приложение к письму Госстроя России
от 11.09.03 № НК-5636/10
Расчетные индексы изменения сметной стоимости СМР по регионам Российской Федерации к базисной стоимости СМР, определенной по сборникам ФЕР-2001 с учетом накладных расходов и сметной прибыли (без НДС)
Наименование региона |
Индекс к ФЕР-2001 |
Тоже для районов Крайнего Севера |
Республика Карелия |
3,22* |
3,26 |
Республика Коми |
3,03* |
3,07 |
Архангельская область |
3,30* |
3,37 |
Вологодская область |
2,32 |
|
Мурманская область |
|
3,68 |
Ленинградская область |
2,34 |
|
Санкт-Петербург |
2,46 |
|
Новгородская область |
2,12 |
|
Псковская область |
2,25 |
|
Калининградская область |
2,58 |
|
Брянская область |
1,88 |
|
Владимирская область |
1,93 |
|
Ивановская область |
1,89 |
|
Калужская область |
1,97 |
|
Костромская область |
2,19 |
|
Москва |
2,25 |
|
Московская область |
2,14 |
|
Орловская область |
1,86 |
|
Рязанская область |
1,97 |
|
Смоленская область |
1,90 |
|
Тверская область |
2,20 |
|
Тульская область |
2,18 |
|
Ярославская область |
2,15 |
|
Республика Марий Эл |
2,04 |
|
Республика Мордовия |
2,13 |
|
Чувашская Республика |
1,96 |
|
Кировская область |
2,19 |
|
Нижегородская область |
2,08 |
|
Белгородская область |
1,91 |
|
Воронежская область |
1,94 |
|
Курская область |
2,02 |
|
Липецкая область |
1,92 |
|
Тамбовская область |
1,90 |
|
Республика Калмыкия |
1,95 |
|
Республика Татарстан |
1,98 |
|
Астраханская область |
1,90 |
|
Волгоградская область |
1,95 |
|
Пензенская область |
1,91 |
|
Самарская область |
2,35 |
|
Саратовская область |
1,95 |
|
Ульяновская область |
1,91 |
|
Республика Адыгея |
1,83 |
|
Республика Дагестан |
1,96 |
|
Кабардино-Балкарская Республика |
1,87 |
|
Карачаево-Черкесская Республика |
1,81 |
|
Республика Северная Осетия-Алания |
1,92 |
|
Чеченская Республика |
1,96 |
|
Республика Ингушетия |
1,95 |
|
Краснодарский край |
2,01 |
|
Ставропольский край |
2,00 |
|
Ростовская область |
1,98 |
|
Республика Башкортостан |
2,13 |
|
Удмуртская Республика |
2,10 |
|
Курганская область |
2,21 |
|
Оренбургская область |
2,06 |
|
Пермская область |
2,20* |
|
Свердловская область |
2,25 |
|
Челябинская область |
2,15 |
|
Алтайский край |
2,18* |
|
Республика Алтай |
2,28* |
|
Кемеровская область |
2,41 |
|
Новосибирская область |
2,70 |
|
Омская область |
2,32 |
|
Томская область |
2,68* |
|
Тюменская область |
2,37* |
2,41 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
3,75* |
|
Ямало-Ненецкий автономный округ |
|
3,85 |
Республика Бурятия |
2,60* |
|
Республика Тыва |
2,20* |
2,24 |
Республика Хакасия |
2,27 |
|
Красноярский край |
2,37* |
2,41 |
Иркутская область |
2,69* |
2,74 |
Читинская область |
2,48* |
|
Республика Саха (Якутия) |
|
4,14 |
Чукотский автономный округ |
|
4,20 |
Приморский край |
2,92* |
|
Хабаровский край |
2,99* |
3,05 |
Амурская область |
2,63* |
|
Камчатская область |
|
4,73 |
Корякский автономный округ |
|
4,70 |
Магаданская область |
|
4,86 |
Сахалинская область |
4,94* |
5,01 |
Примечание:
* отмечены коэффициенты для районов, приравненных к районам Крайнего Севера;
** индексы действуют в течение III квартала 2003 г.