Нормативные документы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов и училищ.
Объявления:

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(Центроргтруд)

СБОРНИК
КАРТ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
НА СТРОИТЕЛЬСТВО
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ВЫПУСК IV

Карта трудового процесса

Возведение земляного полотна
на болотах с полным выторфовыванием
экскаватором ЭО-4111Б

КТП-4.09-2001

Москва

2001

Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве автомобильных дорог.

Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.

Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.

Ответственный за выпуск А.А. Морозов.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область и эффективность применения карты.. 2

2. Подготовка и условия выполнения процессов. 2

3. Исполнители, предметы и орудия труда. 2

4. Технологический процесс и организация труда. 3

5. Приемы труда. 5

 

Карта трудового процесса

Возведение земляного полотна на болотах с полным выторфовыванием экскаватором ЭО-4111Б

Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора

КТП-4.09-2001
(Е-2-1-10 (3б), 28, 34-89)

Взамен КТ-4.09.88

1. Область и эффективность применения карты

1.1. Карта предусматривает рациональную организацию труда рабочих механизированного отряда при возведении земляного полотна автомобильной дороги на болоте I и II типа, глубиной до 4 м с полным выторфовыванием.

1.2. Карта предусматривает выторфовывание болота поперечными траншеями с «головы насыпи» экскаватором-драглайн с ковшом вместимостью 0,8 м3 со сплошной режущей кромкой.

В карте предусмотрено возведение земляного полотна после выторфовывания на высоту 0,5 м над уровнем болота.

1.3. Показатели производительности труда:

п/п

Наименование показателей

Единица измерения

Величина показателей

по ЕНиР

по карте

1.

Выработка на 1 чел.-день

м3

120

125,6

2.

Затраты труда на устройство 100 м3 земляного полотна

чел.-час

6,65

6,37

Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.

Снижение затрат труда и повышение выработки на 4 % достигается за счет совмещения машинистами экскаваторов рабочих операций, рационального распределения механизмов и исполнителей на участке работ, бесперебойного обеспечения отряда автотранспортом.

2. Подготовка и условия выполнения процессов

2.1. До начала работ по полному выторфовыванию необходимо:

- очистить дорожную полосу от леса, пней, кустарника;

- произвести разбивку земляного полотна;

- подготовить пути для вывоза торфа и завоза грунта;

- определить места складирования разработанного торфа и пригодность грунта в отведенных карьерах для устройства земляного полотна после выторфовывания (грунт должен обладать дренирующими свойствами);

- снять растительный слой грунта на подходах к болоту;

- укомплектовать механизированный отряд необходимым количеством автомобилей, исходя из объема и дальности перевозки торфа и завоза грунта;

- нарастить кузова автосамосвалов, используемых для перевозки торфа, щитами;

- обеспечить своевременную заправку механизмов горючесмазочными материалами.

2.2. Полное выторфовывание на болотах I и II типа (глубиной до 4 м) выполняется при возведении насыпей земляного полотна для автомобильных дорог с усовершенствованными облегченными типами покрытий.

2.3. К работе допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности. Все мероприятия должны производиться в соответствии с правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, СНиП III-4-80, СНиП 12-03-99.

3. Исполнители, предметы и орудия труда

3.1. Исполнители.

1. Машинист экскаватора                                    6 разряд (М1, М4)        2

2. Машинист бульдозера                                      6 разряд (М3)               1

3. Помощник машиниста экскаватора               5 разряд (М2, М5)        2

При необходимости устройства поверхностного водоотвода и понижения уровня грунтовых вод в состав механизированного отряда дополнительно включается экскаватор с грейферным оборудованием, выполняющий работу по устройству водоотводных канав. Водители автомобилей-самосвалов работают по отдельному наряду (путевому листу и в состав отряда не входят).

3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.

№ п/п

Наименование

Кол-во

1

2

3

1.

Экскаватор ЭО-4111Б

2

2.

Бульдозер ДЗ-8

1

3.

Сменное оборудование к экскаватору:

 

- ковш драглайна со сплошной режущей кромкой

1

- трамбующая плита массой 2 т

1

4.

Лопата стальная строительная

2

5.

Сигнальный флажок

2

6.

Измерительная вешка

2

3.3. Спецодежда и спецобувь.

1. Комбинезон хлопчатобумажный                                                          5

2. Рукавицы комбинированные двупалые                                               5 пар

4. Технологический процесс и организация труда

4.1. При работах по полному выторфовыванию методом поперечных траншей с «головы насыпи» выполняются следующие операции:

- разработка торфа экскаватором-драглайн на всю толщину залежи с погрузкой в транспортные средства;

- засыпка котлована завезенным автосамосвалами грунтом и разравнивание грунта насыпи бульдозером;

- уплотнение грунта насыпи экскаватором с трамбующей плитой.

4.2. График трудового процесса рабочего цикла

4.3. Для обеспечения устойчивости насыпи экскаватор разрабатывает котлован с заглублением в минеральное дно на 0,2 м.

При наличии карьера с грунтом, применяемым для отсыпки земляного полотна, в непосредственной близости от места складирования торфа, применяется круговая схема работы автотранспорта. После выгрузки грунта автосамосвалы устанавливаются на место погрузки торфа под углом 15 - 25° к оси прохода экскаватора. Загрузка автосамосвала экскаватором производится по схеме (а, б, в), позволяющим наиболее рационально использовать объем кузова автосамосвала, оборудованного наращенными бортами для перевозки торфа на ЗИЛ-ММЗ-555 - 30 см, МАЗ-503 - 30 см, КраЗ-2565 - 10 см.

Цифрами показана последовательность разгрузки ковшей экскаваторов на самосвалы

4.4. Уплотнение грунта земляного полотна трамбующей плитой выполняется после разравнивания его бульдозером на расстоянии, обеспечивающем безопасную работу автотранспорта, бульдозера и экскаватора.

4.5. Схема организации рабочего места

1 - автомобиль-самосвал; 2 - экскаватор; 3 - бульдозер.

5. Приемы труда

№ п/п

Наименование операций

Характеристика приемов труда

1

2

3

1.

Набор торфа

До начала выполнения работ М1 устанавливает экскаватор (не ближе 0,5 м от края разрабатываемого котлована) на рабочее место. М1 заглубляет ковш со сплошной режущей кромкой в грунт до полного его заполнения, М2 следит за исправной работой экскаватора и в технологические перерывы замеряет глубину котлована.

2.

Подъем ковша и поворот платформы к месту разгрузки

М1 поднимает ковш с торфом и одновременно поворачивает платформу экскаватора к месту разгрузки ковша. М2 указывает водителям автосамосвалов место установки автомобиля и следит за соблюдением правил техники безопасности.

3.

Разгрузка ковша

М1 выгружает торф из ковша экскаватора в кузов автосамосвала согласно схеме загрузки. М2 обеспечивает установку автосамосвала у экскаватора на нужном расстоянии.

4.

Поворот платформы и опускание ковша в забой

М1 поворачивает платформу экскаватора и опускает ковш в забой с таким расчетом, чтобы по окончании поворота платформы ковш опустился на грунт. М2 руководит установкой автосамосвалов под погрузку, во время технологических перерывов очищает ковш от налипшего торфа.

Б. Засыпка котлована грунтом и разравнивание грунта насыпи бульдозером

5.

Набор грунта

М3 заглубляет отвал бульдозера в грунт высыпанной из кузова автосамосвала.

6.

Перемещение грунта к котловану

М3 перемещает грунт на второй передаче бульдозера к кромке котлована.

7.

Отсыпка грунта в котловане

М3 постепенно поднимая отвал бульдозера, сталкивает грунт в котлован.

8.

Разравнивание грунта насыпи

М3 возвращаясь к месту набора грунта задним ходом, разравнивает отвалом бульдозера грунт насыпи.

В. Уплотнение грунта насыпи экскаватором с трамбующей плитой

9.

Подъем плиты и поворот платформы

М4 поднимает трамбующую плиту на высоту 2 м с одновременным поворотом платформы на расстояние, обеспечивающее перекрытие каждым последующим ударом предыдущего на 0,2 - 0,3 м, за два-три удара уплотняет грунт. М5 руководит работой автосамосвалов по завозу грунта и следит за соблюдением правил техники безопасности.

10.

Опускание трамбующей плиты

М4 резко опускает трамбующую плиту на грунт и выполняет трамбование грунта, постепенно поворачивая платформу от края насыпи к середине. М5 следит за работой экскаватора и выполняет работы в соответствии с указаниями.

Примечание. Работы по перемещению экскаваторов на следующие рабочие места бульдозера с одной захватки на другую выполняются в технологические перерывы. Трудозатраты приведены в графике трудового процесса.

2008-2013. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - Нормативные документы - стандарты.