МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
(Центроргтруд)
СБОРНИК
КАРТ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
НА
СТРОИТЕЛЬСТВО
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ВЫПУСК IV
Карта трудового процесса
Разработка
грунта
грейдер-элеватором ДЗ-501 (Д-437А)
КТП-4.05-2001
Москва
2001
Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на строительстве автомобильных дорог.
Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.
Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог (ППР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.
Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А.И. Анашко, Е.В. Купцовой, Т.В. Страховой.
Ответственный за выпуск А.А. Морозов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область и эффективность применения карты.. 2 2. Подготовка и условия выполнения процесса. 2 3. Исполнители, предметы и орудия труда. 3 |
Карта трудового процесса |
Разработка грунта грейдер-элеватором ДЗ-501 (Д-437А) |
Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора |
КТП-4.05-2001 |
Взамен КТ-4.05.88 |
1.1. Карта предусматривает организацию труда машиниста грейдер-элеватора ДЗ-501 (Д-437А) на тракторе тягаче Т-100 при возведении земляного полотна в грунте 2 группы, природной влажности из двухстороннего резерва при рабочем ходе в обоих направлениях, при глубине резерва и выемок до 1 м.
1.2. Показатели производительности труда:
№ п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Величина показателей |
|
по ЕНиР |
по карте |
|||
1. |
Выработка на 1 чел.-день |
м3 |
2051 |
2222 |
2. |
Затраты труда на 100 м3 грунта по обмеру в плотном состоянии, чел-ч |
чел.-час |
0,39 |
0,36 |
Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы - 5 % и отдых - 10 %.
Снижение затрат труда и повышение выработки на 8,3 % достигается за счет выбора оптимальных режимов резания грунта и максимального использования тягового усилия трактора-тягача Т-100.
2.1. Перед началом работ разбить границы насыпи, берм и резервов, а также на площади разработки при необходимости раскорчевать пни, срезать кустарник и растительный слой.
2.2. Убедиться в отсутствии на участке работ наземных, подземных коммуникаций и других предметов, представляющих опасность.
2.3. Произвести разбивку работ 1-го прохода автогрейдером для устройства забоя грейдер-элеватору, при этом следует ориентироваться по колышкам, поставленным по берме. Расстояние (в м) линии первой борозды от оси земляного полотна:
,
где В - ширина земляного полотна, м;
т - заложение откоса насыпи;
h - высота насыпи, м;
d - диаметр диска грейдер-элеватора, м;
a - угол захвата диска по зарезанию.
Расстояние линии первой борозды от оси земляного полотна:
2.4. Забой для грейдер-элеватора целесообразно подготавливать двумя-тремя зарезаниями автогрейдера по одному следу для образования уступа высотой 0,3 - 0,35 м.
2.5. Если рельеф местности имеет косогор (при небольшом его уклоне), то до начала работы грейдер-элеватора следует срезать часть грунта косогора.
Схема зарезания первого прохода грейдер-элеватора:
2.8. К работе допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности. Все мероприятия должны производиться в соответствии с правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, СНиП III-4-80, СНиП 12-03-99.
3.1. Исполнители.
1. Машинист грейдер-элеватора 6 разряд (М1) 1
3.2. Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.
№ п/п |
Наименование |
Кол-во |
1 |
2 |
3 |
1. |
Трактор |
1 |
2. |
Прицепной грейдер-элеватор ДЗ-501 (Д-437А) |
1 |
3. |
Комплект инструмента для обслуживания машин Потребность во вспомогательных машинах и механизмах: - для пробивки первой борозды - автогрейдер; - планировке при подготовке процесса - бульдозер. |
1 |
3.3. Спецодежда и спецобувь.
1. Комбинезон хлопчатобумажный 1
2. Рукавицы комбинированные двупалые 1 пара
4.1. Приведение грейдер-элеватора в рабочее положение.
Режущий диск. Режущему диску придают положение, при котором угол захвата равен 47,5°, угол резания - 20°, установки - 55 - 60° (угол между горизонтальной поверхностью и плоскостью, проходящей по кромке ножа), заточки режущей кромки - 10 - 15°. На режущую кромку рекомендуется сделать наварку высокопрочного слоя стали.
Плужная балка. Устанавливается таким образом, чтобы между режущими дисками и нижними барабанами ленточного транспортера оставался зазор около 4 см. Это необходимо для того, чтобы диск не резал ленту транспортера и зазор обеспечивал наименьшее просыпание грунта между диском и транспортером.
Транспортер. Нижняя часть транспортера опускается как можно ниже, но чтобы он не касался поверхности грунта при работе. Верхняя часть транспортера с помощью натяжных муфт устанавливается на расстоянии 1 м от насыпного грунта. Лента транспортера должна быть отрегулирована от сбега ее в стороны.
Дышло. Крепится рядом с последним правым отверстием (по ходу трактора) трактора-тягача.
4.2. График трудового процесса
4.3. После выполнения основных операций грейдер-элеватор ставят в забой так, чтобы гусеница трактора-тягача шла по линии забоя рядом с его стенкой.
4.4. производят разработку грунта круговыми проходами грейдер-элеватора по всей длине захватки, равной 560 м.
Глубина первой зарезки диска - 20 см, глубина зарезания при втором проходе - 30 см, при каждом последующем проходе глубина увеличивается приблизительно на 2 см, это является непременным условием успешной работы.
В результате 38 проходов глубина зарезания составляет 65 - 67 см, и дно резерва приобретает наклонную поверхность на ширине 10 м. При создании первыми проходами грейдер-элеватора наклонной поверхности резерва на дисковый нож грейдер-элеватора начинает действовать горизонтальное усилие от давления собственной массы грейдер-элеватора. Горизонтальное усилие составляет примерно 10 % массы грейдер-элеватора, под действием дополнительного усилия дисковый нож прижимается к разрабатываемому грунту и помогает полнее использовать (при резании грунта) тяговое усилие трактора-тягоча при больших углах захвата (до 55°), чем рекомендуется в инструкциях. Установка дышла грейдер-элеватора рядом с предпоследним правым отверстием (по ходу) трактора-тягача еще увеличивает угол захвата на 2 - 3°.
В дальнейшей работе трактор-тягач кромкой правой гусеницы соприкасается по вертикальной поверхности, сделанной предыдущими проходами режущего диска. Ширина срезаемой стружки колеблется от 22 до 35 см, высота - от 30 до 70 см.
Трактор работает на второй передаче со скоростью 3,5 км/ч, а на разворотах несколько ниже. После разработки первого слоя грунта при необходимости разрабатывают аналогично второй слой, постепенно с каждым проходом увеличивая глубину зарезания и доводя ее до 60 - 70 см.
4.5. При работе необходимо следить за состоянием режущей кромки дискового ножа. Кромка должна быть всегда острой. Для этого диск либо поворачивают на 120° через каждые 80 - 100 часов работы, либо заменяют вновь заточенным при износе диаметра диска на 15 - 20 %.
4.6. При разработке песчаных и рыхлых грунтов углы захвата и резания меняются.
4.7. Грейдер-элеватор и трактор-тягач работают все время в тяжелом режиме, поэтому должно быть четко организованно техническое обслуживание.
№ п/п |
Наименование операций |
Характеристика приемов труда |
1 |
2 |
3 |
1. |
Разработка грунта 2 группы из двухстороннего резерва в насыпь |
М1 нажимает кнопку опускания ножа, и происходит зарезание режущего диска в грунт. В процессе разработки грунта М1 меняет угол резания, регулирует скорость движения. По мере необходимости, если диск не может зарезать плотный грунт, М1 останавливает трактор, поднимает режущий диск, дает задний ход и, пройдя 5 - 7 м, опускает диск и разрабатывает грунт на повышенном числе оборотов. |
2. |
Разворот грейдер-элеватора в конце участка |
Не доходя 3 - 5 м до конца захватки, М1 нажимает кнопку поднятия диска. Диск прекращает зарезать грунт, но он продолжает поступать на ленту транспортера. Дойдя до конца захватки, М1 нажимает кнопки и останавливает транспортер, начиная разворот. |