Нормативные документы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов и училищ.
Объявления:

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТРОЙИНДУСТРИИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
(РДС 101-92)

Утвержден приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
от 10 ноября 1992 г. № 250

Введен в действие 1 января 1993 г.

Порядок проведения проверок соблюдения требований стандартов и технических условий на предприятиях стройиндустрии и промышленности строительных материалов разработан в соответствии с законами Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Положением о порядке применения экономических санкций за нарушение требований стандартов и технических условий, утвержденным ГКНТ, Минфином СССР, ЦСУ СССР, Госстандартом и Госкомцен СССР от 12 июля 1983 г. № 94 (письмо Минфина СССР от 19 июня 1990 г. № 81).

Содержание

1. Общие положения

2. Подготовка к проведению проверок

3. Проведение проверки

4. Оформление материалов проверки

5. Порядок применения санкций к предприятиям, нарушившим требования стандартов и технических условий

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру проверок соблюдения требований стандартов и технических условий, проводимых Минстроем Российской Федерации с привлечением ведущих научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, на предприятиях стройиндустрии и промышленности строительных материалов вне зависимости от их подчиненности и форм собственности в соответствии с Положением о Министерстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1992 г. № 127.

Проверки проводятся с целью разработки и осуществления мер по обеспечению соответствия выпускаемой продукции требованиям стандартов и совершенствования действующих нормативных документов по стандартизации.

Органы государственного архитектурно-строительного надзора при осуществлении проверок в соответствии с Положением о них могут применять процедуру контроля, установленную настоящим Порядком (разд. 3-5).

1.2. Проверки организуются в соответствии с "Планом проведения проверок соблюдения предприятиями-изготовителями требований стандартов и технических условий в области строительства" (в дальнейшем Планом проверок), утверждаемым Минстроем Российской Федерации, и по отдельным заданиям руководства Министерства.

Общее руководство работами по Плану проверок и контроль за соблюдением требований настоящего Порядка осуществляет Управление стандартизации и технического нормирования Министров России (далее - Управление стандартизации).

1.3. Проверки проводятся комиссиями в составе не менее двух специалистов. Персональный состав комиссии определяет руководитель организации, указанной в Плане проверок в качестве ведущей организации по проведению проверки и организаций - участников проверки.

1.4. При проведении проверок:

производится оценка соблюдения требований нормативных документов непосредственно на предприятии-изготовителе путем контрольных испытаний продукции, а также изучения условий ее производства и документации (журналов службы технического контроля, лаборатории и отчетных материалов предприятия), характеризующей качество продукции, выпущенной за проверяемый период;

осуществляется сбор необходимой информации для анализа и обобщения практического опыта внедрения и соблюдения предприятиями утверждаемых Минстроем России нормативных документов для использования при разработке новых и совершенствовании действующих нормативно-технических документов;

разрабатываются рекомендации по устранению установленных недостатков и обеспечению требований стандартов на продукцию; применяются штрафные санкции к предприятиям, поставившим по прямому назначению продукцию, не соответствующую требованиям стандартов и технических условий.

При необходимости проверка качества продукции предприятия-изготовителя проводится у потребителя (на строительных объектах, товарных базах и т.д.).

1.5. Оценка соответствия продукции требованиям нормативных документов проводится, как правило, по всем требованиям стандартов или технических условий. Если стандартами или техническими условиями предусмотрены рекомендуемые (необязательные) показатели качества, проверка продукции на соответствие этим показателям может не проводиться.

2. Подготовка к проведению проверок

2.1. Управление стандартизации Минстроя России направляет задание на проведение проверки соблюдения требований стандартов и технических условий по форме, приведенной в приложении А *, ведущей организации по проверке, являющейся ответственной за ее проведение.

_______________________

*

Приложения не приводятся

2.2. Руководитель ведущей организации:

по получении задания на проведение проверки назначает руководителя проверки из числа высококвалифицированных специалистов, имеющих достаточный опыт работы, связанной с контролем качества и технологией производства продукции;

информирует о календарных сроках проведения проверки ее участников (организации-участники, указанные в Плане проверок, направляют своих специалистов в состав комиссии) и руководство проверяемого предприятия не позднее чем за две недели до начала проверки.

3. Проведение проверки

3.1. Проверка проводится в присутствии ответственных лиц, назначаемых руководителем предприятия.

Администрация предприятия обеспечивает необходимые условия для проведения проверки.

3.2. На предприятии проверяют состояние:

нормативно-технической, проектной, технологической и другой документации;

технологии производства;

технического контроля;

соответствия продукции требованиям стандартов и технических условий.

3.2.1. При проверке состояния применяемой предприятием нормативно-технической, проектной, технологической документации устанавливают:

наличие лицензии на выпуск продукции, выданной в установленном порядке лицензионным центром;

наличие необходимых официально изданных стандартов и (или) технических условий на выпускаемую продукцию и правильность внесения утвержденных в установленном порядке изменений в нормативно-техническую и проектную документацию на проверяемую продукцию;

наличие утвержденной в установленном порядке технологической документации (карт, регламентов, рецептур) на производство проверяемой продукции и соответствие ее требованиям нормативно-технической и проектной документации;

наличие и состояние утвержденных в установленном порядке образцов (эталонов) изделий, если они предусмотрены нормативно-техническими и проектными документами на проверяемую продукцию.

3.2.2. При проверке состояния технологии производства устанавливают состояние технологического оборудования и соблюдение технологической дисциплины.

3.2.3. При проверке состояния технического контроля устанавливают: состояние входного, операционного и приемочного контроля; соблюдение предусмотренных нормативными документами методов контроля;

обеспеченность предприятия необходимыми контрольно-измерительными средствами;

правильность ведения журналов службы технического контроля и лаборатории.

3.2.4. При проверке и испытаниях продукции устанавливают ее соответствие требованиям нормативно-технической и проектной документации, соблюдение предприятием правил контроля и испытаний изделий.

Проверке подлежат материалы, изделия, конструкции и детали, принятые службой технического контроля предприятия, а также продукция, отгружаемая потребителю.

Число партий проверяемой продукции устанавливает руководитель проверки исходя из необходимости получения достоверных результатов.

Проверку проводят в соответствии с предусмотренной стандартами методикой контроля (правила приемки и методы испытаний).

3.3. При несоответствии проверенной продукции требованиям стандартов устанавливают основные причины несоблюдения требований стандартов по группам:

применение нормативно-технической или проектной документации, не отвечающей требованиям действующих стандартов;

несовершенство технологического процесса;

несоблюдение технологической дисциплины в процессе производства продукции, складирования и транспортирования;

применение изношенного или неисправного технологического оборудования;

применение нестандартного сырья, материалов и комплектующих изделий;

несоблюдение предусмотренной стандартами методики контроля.

3.4. Если предприятие в период проведения проверки не выпускает продукцию, указанную в "Задании", и не имеет ее на складе, то руководитель проверки организует проверку другого вида продукции той же группы, выпускаемой предприятием в данный период.

4. Оформление материалов проверки

4.1. Акт проверки составляют по форме, приведенной в приложении Б.

К акту прилагаются:

справка о производственно-технических данных предприятия по форме, приведенной в приложении В;

справка о рекламациях на проверяемую продукцию по форме, приведенной в приложении Г;

справка о предъявленных претензиях к сырью, материалам и комплектующим изданиям по форме, приведенной в приложении Д;

справка о реализации продукции и фактической прибыли по форме, приведенной в приложении Е.

Карта проверки по форме, приведенной в приложении Л, заполняется руководителем проверки (используется Управлением стандартизации при анализе и обобщении материалов проверок, проведенных за календарный год).

Прилагаемые к акту справки (приложение В-Е) составляет проверяемое предприятие.

4.2. В разделе 1 акта проверки "Результаты проверки нормативно-технической, проектной и технологической документации, технологии производства и организации технического контроля" указывают:

сведения о выданной предприятию лицензии на выпуск продукции;

наличие и наименование нормативно-технических, проектных и технологических документов на каждый вид проверенной продукции, кем и когда документы разработаны и утверждены;

порядок внесения изменений в нормативно-техническую и проектную документацию;

характеристику и состояние технологии производства, ее возможность обеспечить выпуск продукции в соответствии с требованиями стандартов;

предложения предприятий о внесении изменений в государственные стандарты.

4.3. В разделе 2 акта указывают результаты проверки готовой продукции:

в п. 2.1 приводят данные об установленных отступлений от требований стандартов в конкретной форме, сопоставляя фактические результаты контроля, проведенного согласно п. 3.2.4, с требованиями стандарта, например: "Отклонения составляют плюс 10 мм при допуске плюс-минус 5 мм";

в п. 2.2 указывают причины отступления от стандартов и технических условий по группам, указанным в п. 3.3 настоящего Порядка.

4.4. Раздел 3 акта "Выводы" составляют на основании записей, сделанных в предыдущих разделах:

в п. 3.1 дают заключения о соответствии продукции требованиям стандартов и технических условий отдельно по каждому виду проверенной продукции;

в п. 3.2 дают заключение об установлении фактов поставки по прямому назначению продукции, изготовленной с нарушениями требований стандартов или технических условий;

в п. 3.3 указывают, какие меры применены или следует применить к предприятию по результатам проверки;

в п. 3.4 приводят предложения и рекомендации, направленные на устранение установленных нарушений требований стандартов и технических условий на выпускаемую продукцию.

5. Порядок применения санкций к предприятиям, нарушившим требования стандартов и технических условий

5.1. При установлении несоответствия проверенной продукции (или партии продукции) требованиям стандартов или технических условий и отсутствии на предприятии условий производства, обеспечивающих выпуск отвечающей требованиям стандартов или технических условий продукции, предприятию выдают предписание по форме, приведенной в приложении Ж, о запрещении поставки всей продукции данного наименования (или партии продукции) со дня выдачи предписания и устанавливают факт имевшей место реализации нестандартной продукции потребителям по прямому назначению с указанием календарного времени поставок, объема поставленной за проверяемый период (текущий и предыдущий годы) нестандартной продукции, ее стоимости и сумм полученной прибыли за ее реализацию.

5.2. Предприятию может быть выдано разрешение по форме, приведенной в приложении И, на поставку продукции (или партии продукции) после устранения отступлений.

5.3. Факторами, свидетельствующими о том, что на предприятии отсутствуют условия, обеспечивающие стабильность выпуска продукции, отвечающей требованиям стандартов или технических условий, могут быть:

несоответствие конструкторской, технологической и другой документации требованиям стандартов;

неудовлетворительное состояние или несоответствие технологического оборудования, оснастки и инструмента требованиям технологии производства;

использование сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, не обеспечивающих выпуска стандартной продукции;

применение нестандартных средств и методов контроля, не обеспечивающих достоверности и необходимой точности результатов.

На основании установленных фактов реализации нестандартной продукции и в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством - постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1970 г. № 937 и от 30 июня 1981 г. № 612 и постановлением Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 г. № 593, Положением о порядке применения экономических санкций за нарушение требований стандартов и технических условий, утвержденным ГКНТ, Минфином СССР, ЦСУ СССР, Госстандартом и Госкомцен СССР от 12 июля 1983 г. № 94 (письмо Минфина СССР от 19 июня 1990 г. № 81), и законами Российской Федерации "О Государственной налоговой службе РСФСР" и "О защите прав потребителей" предприятию выдают предписание по форме, приведенной в приложении К, о перечислении в доход федерального бюджета прибыли, полученной предприятием за реализацию по прямому назначению нестандартной продукции, и о приостановлении действия или аннулирования лицензии на выпуск данной продукции.

5.4. Размеры перечисляемой суммы устанавливаются руководством Управления или должностным лицом проводившего проверку органа государственного надзора на основании предложения руководителя проверки в зависимости от объема реализованной нестандартной продукции и характера отступлений от требований стандартов и (или) технических условий.

5.5. Разрешение по форме, приведенной в приложении И, на поставку партии продукции и на возобновление поставки всей продукции данного наименования могут быть даны руководителем проверки, выдавшим предписания, или по его поручению должностным лицом местного органа контроля после устранения указанных недостатков и установления, что партия продукции отвечает требованиям стандартов, а организация и состояние производства обеспечивают выпуск продукции в соответствии с требованиями стандартов и технических условий.

5.6. При получении предписания Минстроя Российской Федерации или органа государственного надзора предприятие обязано внести в доход Федерального бюджета (на раздел 12 § 27 "Классификация доходов и расходов бюджета") указанную в предписании сумму фактически полученной прибыли за реализацию нестандартной продукции не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором было выдано предписание.

Предприятие не позднее 10 дней после внесения в бюджет прибыли направляет в Минстрой Российской Федерации и (или) другой орган государственного надзора соответствующую справку.

Если сумма, указанная в предписании, не перечислена в доход Федерального бюджета, взыскание ее производится налоговыми органами в бесспорном порядке в соответствии с Законом Российской Федерации "О Государственной налоговой службе РСФСР".

5.7. В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (статья 41, п. 4) предприятие (изготовитель) вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания Минстроя Российской Федерации или другого органа государственного надзора.

Подача заявления не приостанавливает предписания на время его рассмотрения в суде или в арбитражном суде, если судом или арбитражным судом не вынесено определение о приостановлении исполнения предписания.

Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
19 ноября 1992 г.
Регистрационный № 90.

2008-2013. ГОСТы, СНиПы, СанПиНы - Нормативные документы - стандарты.